Дело № 2-128\2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 8 августа 2011 года г. Пошехонье Пошехонский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Роговой Б.А., с участием истицы Сверчковой И.В., представителей ответчиков: Администрации городского поселения Пошехонье Солодовникова В.А. и Администрации Пошехонского муниципального района Герасимова А.Г., действующих на основании доверенностей, третьего лица Сверчкова А.К., при секретаре Тутыниной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сверчковой Ирины Владимировны к Администрации городского поселения Пошехонье, Администрации Пошехонского муниципального района и Департаменту строительства Правительства Ярославской области о признании незаконным постановления Администрации городского поселения Пошехонье в части снятии её с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании бездействия Администрации городского поселения Пошехонье незаконным и обязании Департамента строительства Правительства Ярославской области выделить на её имя субсидию на приобретение жилья, У с т а н о в и л : Сверчкова И.В., имеющая ребенка-инвалида – сына ФИО,
ДД.ММ.ГГГГ она получила извещение о том, что она и сын включены в список лиц, которым в ДД.ММ.ГГГГ будет выделена субсидия, однако, постановлением Главы администрации городского поселения Пошехонье от ДД.ММ.ГГГГ № она была исключена из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достижением сыном 18-летнего возраста, с включением в список лиц, имеющих право на улучшении жилищных условий, одного сына, в результате чего на сегодняшний день выделение субсидии предполагается только на сына в размере <данные изъяты>. Полагает, что это постановление противоречит определению Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П, в котором указано, что часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Она, как мать ребенка-инвалида, была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имела право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления жилья на условиях социального найма, была постановлена на учет до 1 марта 2005 года, основания (достижение ребенком возраста 18-ти лет) возникли после 1 марта 2005 года, в связи с чем на основании указанного определения КС РФ она не может быть снята с учета.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором она с сыном проживает, признан аварийным и подлежащим сносу, 28 февраля 2011 года Правительством Ярославской области принято постановление № 113-п, которым внесены изменения в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, которым указано, что во внеочередном порядке жилые помещения предоставляются гражданам, проживающим в аварийных, непригодных для проживаниях домах. Несмотря на то, что согласно постановлению Правительства ЯО от 11.01.2010 г. № 1-п, органы местного самоуправления ежемесячно, не позднее 08, 18, и 28 числа текущего месяца направляют в Департамент труда и социальной поддержки сведения о произошедших изменениях в личных данных граждан, включенных в списки лиц, имеющих право на получение субсидии, Администрация городского поселения Пошехонье не направила своевременно сведения о том, что дом, в котором она с сыном проживает, признан аварийным и подлежащим сносу, такие сведения были направлены только в ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего из-за бездействия администрации была упущена возможность получения ею субсидии на всех членов семьи, пока сыну не исполнилось 18 лет.
В судебном заседании истица поддержала свои требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и повторила изложенные в нем доводы.
Третье лицо на стороне истицы – её сын Сверчков А.К. поддержал исковые требования истицы.
Представители администрации городского поселения Пошехонье и администрации Пошехонского муниципального района Солодовников В.А. и Герасимов А.Г. иск не признали, ссылаясь на то, что с достижением сыном возраста 18-ти лет истица утратила право на получение субсидии как член семьи, имеющей ребенка-инвалида, в соответствии с данным обстоятельством она была исключена из списков лиц, нуждающихся в получении жилья по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О социальной защите инвалидов», её сын был включен уже как самостоятельный субъект права – инвалид детства, в настоящее время идет переоформление документов уже непосредственно на самого Сверчкова А.К., выделение субсидии на него предполагается в ДД.ММ.ГГГГ. Что касается несвоевременного направления в Департамент труда и социальной поддержки населения сведений о признании дома, в котором проживает истица с сыном, аварийным и подлежащим сносу, то представитель администрации городского поселения Пошехонье объяснил это тем, что постановление Правительства ЯО было принято только 28 февраля 2011 года, пока оно было опубликовано, пока были даны разъяснения по механизму реализации данного постановления прошло определенное время и в ДД.ММ.ГГГГ они направили соответствующий документ для внесения изменений в личные данные лиц, состоящих в очереди на получение субсидии.
От Департамента строительства ЯО поступил отзыв, в котором он просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на положения ст. 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов» и постановление Правительства ЯО от 11 января 2010 года № 1-п и просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, против чего участники дела не возражали.
Выслушав участников дела, изучив материалы, суд приходит к следующему.
Истица и её сын проживают в квартире <адрес>, Сверчков А.К. является инвалидом детства, ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 18-ти лет.
С ДД.ММ.ГГГГ истица состоит на учете в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как семья, имеющая ребенка-инвалида.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28.2 указанного закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая устанавливает, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодательства постановлением Правительства Ярославской области от 11.01.2010 года № 1-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области.
Кроме того, факт предоставления субсидии на улучшение жилищных условий только льготной категории граждан подтверждается Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614, согласно которым субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, субвенции, направляемые из федерального бюджета, являются целевыми межбюджетными трансфертами, предназначенными для обеспечения того объема и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Пунктом 8 постановления Главы администрации городского поселения Пошехонье истица исключена из списка лиц на внеочередное получение жилой площади по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» в связи с достижением сыном возраста 18 лет, пунктом 8.1. в список с ДД.ММ.ГГГГ включен Сверчков А.К. как инвалид, имеющий право на внеочередное предоставление жилой площади под номером 1.
В определении Конституционного Суда от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П указано, что часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Однако, истица снята с учета не в связи с изменением после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет, а в связи с изменением статуса как её самой, так и её сына, ранее она состояла на учете как лицо, имеющее ребенка-инвалида, с достижением 18-тилетнего возраста её сын не может считаться ребенком и он включен в список как инвалид, имеющий право на внеочередное обеспечение жилой площадью, и имеющий право на получение субсидии несмотря на то, что они оба продолжают проживать одной семьей.
В связи с изложенным, у суда нет оснований для вывода о незаконности исключения истицы из списка граждан, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения по основаниям, предусмотренным ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Что касается доводов истицы на то, что администрация городского поселения несвоевременно направило в Департамент труда и социальной поддержки населения сведения о том, что дом, в котором она сыном проживает признан аварийным и в результате этого она не смогла своевременно, до достижения сыном возраста 18-ти лет, получить субсидию, то, суд, с учетом того, что соответствующие изменения, в том числе и обязанность предоставлять сведения об изменениях в личных данных лиц, состоящих в списках 08, 18 и 28 числа каждого месяца, в постановление Правительства ЯО от 11.01.2010 года № 1-п внесены постановлением Правительства ЯО от 28 февраля 2011 года № 113-п и между опубликованием данного постановления - 4 марта 2011 года и вступлением в законную силу конкретного пункта о сроках представления сведений – через 10 дней после официального опубликования, т.е. 14 марта 2011 года, и днем наступления совершеннолетия Сверчкова А.К. – ДД.ММ.ГГГГ прошел незначительный период, данные доводы являются предположительными, доказательства наличия причинной связи между несвоевременным направлением сведений о признании дома аварийным и неполучением истицей до ДД.ММ.ГГГГ субсидии отсутствуют, в связи с чем у суда нет оснований для признания бездействия администрации городского поселения в части несвоевременного направления сведений о признании дома аварийным незаконным.
С учетом изложенного, нет у суда и оснований для возложения на Департамент строительства ЯО обязанности выделить истице субсидию на приобретение жилья.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, с у д
Р е ш и л
В удовлетворении исковых требований Сверчковой Ирине Владимировне отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Судья _____________________________