Решение о получении компенсации за оплату комунальных услуг до фактической ее оплаты (вступило в силу 15.09.2011)



Дело № 2-115\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 августа 2011 года г. Пошехонье

Пошехонский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Роговой Б.А.,

с участием истицы Беляковой З.Г.,

ответчика прокурора Пошехонского района Иванова И.В.,

при секретаре Тутыниной Е.Ю.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляковой Зинаиды Григорьевны к прокурору Пошехонского района о восстановлении права на получение компенсации за оплату коммунальных услуг до фактической оплаты за её предоставление и взыскании компенсации за причиненный моральный вред,

у с т а н о в и л :

Белякова З.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющая статус ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., которым Федеральным законом «О ветеранах» предоставлены льготы при оплате за жилье и коммунальные услуги в размере 50% их стоимости, обратилась в суд с требованием восстановить её право на получение компенсации по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в указанном размере в упреждающем порядке, т.е. восстановить её право на получение компенсации до наступления установленного ЖК РФ срока оплаты ею коммунальных услуг, с тем, чтобы при оплате коммунальных услуг она уже могла использовать для их оплаты 50 % компенсации, и оставшиеся 50% оплачивать из своей пенсии. Она в свое время обращалась с подобным заявлением к прокурору Пошехонского района Иванову И.В., который не защитил её право на получение компенсации в упреждающем порядке, дал неправильные разъяснения и тем самым вынуждает её оплачивать 100% стоимость коммунальных услуг из своей пенсии, и только потом она получает в виде компенсации 50%, т.е. она фактически финансирует предприятия жилищно-коммунальной сферы из своей пенсии, что она расценивает как мошенничество. Незаконными действиями прокурора ей причинен моральный вред, который она просит компенсировать в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования, повторив изложенные в исковом заявлении доводы.

Прокурор иск не признал, пояснив, что в прокуратуру Пошехонского района обратилась Белякова З.Г. по поводу выплаты ей компенсации за жилищно-коммунальные услуги, при проверке выявилось, что ресурсоснабжающая организация <данные изъяты> и управляющая компания <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в нарушение требований Жилищного Кодекса РФ не направляют истице платежный документ, в котором должны отражаться как стоимость предоставленных услуг, так и сумма компенсации, подлежащая выплате потребителю услуг. С целью устранения данного нарушения в интересах Беляковой З.Г. прокурором был подан иск в суд, ко дню рассмотрения иска ответчики устранили нарушения, Белякова получает извещение установленной формы, и в связи с добровольным восстановлением права Беляковой производство по делу было прекращено. Требования же Беляковой З.Г. выплачивать ей компенсацию в упреждающем порядке не основаны на законодательстве, регулирующем порядок представления ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг: Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-з «О ветеранах», Социальному Кодексу Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з, постановлению Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года № 1070-п, указанные нормативные акты предусматривают перечисление ветеранам компенсации в течение 30 дней после произведенной ветераном оплаты соответствующих услуг.

Учитывая, что иск Беляковой о взыскании компенсации морального вреда предъявлен к должностному лицу, который в соответствии со статьей 1069 ГК РФ подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, в соответствии со статьей 1070 ГК РФ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление Федерального казначейства по Ярославской области, от которого в суд поступил письменный отзыв и ходатайство об отложении рассмотрения дела. Учитывая, что в отзыве достаточно подробно мотивирована позиция соответчика, суд, с учетом мнения участников дела, ходатайство об отложении не удовлетворил и рассмотрел дело в отсутствие представителя соответчика. В отзыве Управление Федерального казначейства, со ссылкой на нормы Бюджетного кодекса РФ, просило в качестве надлежащего ответчика привлечь Генеральную прокуратуру РФ как главного распорядителя средств федерального бюджета, а также не признало иск о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что истицей не представлено доказательств причинения ей морального вреда.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 160 ЖК РФ указано, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Статус истицы как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. подтвержден копией удостоверения ветерана войны.

В силу положений статей 20 и 220 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки тружеников тыла, приравненных по своему статусу к ветеранам войны, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 72 Закона Ярославской области № 65-з от 16 декабря 2008 года «Социальный Кодексе Ярославской области» для ветеранов войны предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая осуществляется в размере 50 процентов платы за жилое помещение (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области) и в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги в пределах установленных нормативов потребления. Порядок предоставления компенсации в соответствии с настоящей статьей устанавливается законом Ярославской области (в редакции Закона ЯО от 05 апреля 2010 года № 8-з).

Статьей 3 Закона Ярославской области от 28.12.2010 года № 60-3 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что выплата компенсации осуществляется ежемесячно, не позднее тридцати дней со дня внесения гражданином в полном объеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В статье 5 Социального Кодекса ЯО даны основные термины и понятия, применяемые в настоящем Кодексе, в частности, понятию «денежная компенсация» дано следующее определение: средства областного бюджета, предоставленные гражданину на безвозмездной и безвозвратной основе по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в размере фактически произведенных им расходов на оплату социальных услуг или их части; здесь же дано определение понятию «социальная поддержка» - предоставление отдельным категориям граждан социальных услуг, денежных компенсаций, денежных выплат.

Правительством Ярославской области 28 октября 2009 года принято постановление № 1070-п «Об утверждении порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области и признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.12.2008 г. № 720-п Порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области», пунктами 2.1. и 2.3. которого предусмотрено, что назначение общей суммы компенсации осуществляется ОСЗН. Общая сумма компенсации льготополучателю определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки (далее - МСП) по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ). Организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее - организации) ежемесячно производят расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ исходя из начислений (объема потребления ЖКУ) за истекший месяц.

Для определения общей суммы компенсации организации формируют реестры льготополучателей и до 5 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, представляют их в ОСЗН в электронном виде с отражением сумм денежных эквивалентов МСП за истекший месяц.

Суммы денежных эквивалентов компенсации МСП, не рассчитанные организациями в связи с отсутствием (непоступлением) информации от абонента о количестве фактически потребленной им коммунальной услуги на момент передачи информации в ОСЗН, учитываются организациями в реестре льготополучателей, передаваемом в ОСЗН в следующем месяце.

В платежном документе на оплату ЖКУ, передаваемом потребителю, организации справочно указывают суммы денежного эквивалента МСП за месяц, указанный в платежном документе, и месяц, предшествующий ему.

Далее, пунктами 2.7. и 2.10. Постановления предусмотрено, что ОСЗН осуществляет сверку реестров, представленных организациями для уточнения права на получение компенсации каждым льготополучателем. При подтверждении данного права ОСЗН готовит выплатные документы и направляет их в организации, осуществляющие доставку компенсации.

Льготополучатели производят оплату ЖКУ в полном объеме без уменьшения суммы платежа на сумму МСП по оплате ЖКУ в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В случае неуплаты льготополучателем текущих платежей ЖКУ в течение двух месяцев выплата компенсации приостанавливается.

Денежные эквиваленты МСП по оплате ЖКУ по льготополучателю, имеющему задолженность по оплате ЖКУ, включаются организациями в список для передачи в ОСЗН с нулевой суммой.

Если льготополучатель погасил задолженность, возникшую в период предоставления МСП по оплате ЖКУ в денежной форме, то выплата компенсации возобновляется и производится за весь период погашенной задолженности.

Статьей 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

В пункте 2.21. Постановления Правительства ЯО указано, что доставка компенсации, начисленной организациями в соответствии с пунктом 2.3. данного раздела Порядка, осуществляется каждому льготополучателю в текущем месяце на имеющиеся или открываемые в выбранных льготополучателями банках банковские счета или вклады до востребования либо (по желанию льготополучателя) через организации федеральной почтовой связи.

Таким образом, из анализа законодательства, регулирующего порядок предоставления компенсации платы за жилье и оплату за представленные коммунальные услуги, следует, что не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим, льготополучатель должен получить платежное извещение, не позднее 5 числе месяца, следующего за истекшим, ресурсоснабжающие организации должны представить в ОСЗН сведения о размерах компенсации, не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим льготополучатель должен произвести оплату за жилье и коммунальные услуги, и не позднее 30 дней со дня внесения гражданином в полном объеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги компенсация должна быть ему перечислена, что не подтверждает требования истицы на получение ею компенсации в упреждающем порядке, т.е. до того, как она произведет оплату за жилье и коммунальные услуги. Между тем, из сведений, предоставленных Управлением социальной защиты населения Пошехонского района, следует, что фактически Беляковой З.Г. производится перечисление средств социальной поддержки в виде компенсации платы за жилье и коммунальные услуги до наступления сроков оплаты за жилье и коммунальные услуги, предусмотренные статьей 155 ЖК РФ, т.е. до 10 числа месяца, следующего за истекшим; так, компенсация за ДД.ММ.ГГГГ ей перечислена ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ и т.д., т.е., несмотря на отсутствие указания в законодательстве на упреждающий характер выплаты компенсации, фактически для истицы он имеет характер упреждающего. В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований истицы восстановить её право на получение компенсации в упреждающем порядке не имеется.

Аналогичный анализ действующего законодательства дан прокурором в письме от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном истице на её заявление, в связи с чем оснований для вывода о том, что действиями прокурора ей причинен моральный вред также не имеется.

В своих пояснениях истица ссылалась на письмо от 5 марта 2011 года, подписанное заместителем Губернатора Ярославской области, которое содержит следующую фразу: «Выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории всех муниципальных образований области носит упреждающий характер, т.е. сначала льготник получает компенсацию, а затем производит оплату за жилое помещение и потребленные коммунальные услуги», однако, данная фраза отражает сложившуюся ситуацию с заявительницей, так как компенсацию за ДД.ММ.ГГГГ она получила ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ и т.д., но не является основанием для вывода о том, что упреждающий характер выплаты компенсации закреплен законодательно.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, с у д

Р е ш и л :

В удовлетворении иска Беляковой Зинаиде Григорьевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с текстом которого стороны могут ознакомиться в помещении Пошехонского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ___________________________

-32300: transport error - HTTP status code was not 200