о предоставлениии жилого помещения вне очереди, вступило в законную силу 06.12.2011 года



Дело № 2-206\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года г. Пошехонье

Пошехонский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Роговой Б.А.,

с участием истицы Муковоз Л.С.,

её представителя Поткина Н.Н., действующего на основании устного заявления истицы,

представителя ответчика - Администрации Пошехонского муниципального района - Герасимова А.Г., действующего на основании доверенности,

представителей третьих лиц: Управления образования Администрации Пошехонского муниципального района - Давыдовой В.П., действующей на основании доверенности, и Ермаковского сельского поселения – его Главы Блинова Е.Г., действующего на основании Устава,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муковоз Любови Сергеевны к Администрации Пошехонского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истица, имевшая статус ребенка-сироты, обратилась в суд с исковыми требованиями обязать ответчика предоставить ей жилое помещение вне очереди, ссылаясь на следующее. Её отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, после смерти матери она проживала у опекуна ФИО2 в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <адрес> <адрес>. Она имеет регистрацию в д. <адрес> в <адрес>, принадлежащем <адрес>», в котором она проживала до смерти матери. После смерти матери ДД.ММ.ГГГГ в доме никто не проживает, сама она в силу возраста и того факта, что проживала у опекуна, не имела возможности содержать жилье, дом пришел в ветхость и признан непригодным для проживания, в связи с чем она не может считаться ребенком-сиротой, имеющим закрепленное жильё.

В связи с окончанием учебного заведения на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имеет право на получение на условиях социального найма жилья, однако, ей отказывают в предоставлении жилья, ссылаясь на то, что за ней закреплено указанное жилье, несмотря на то, что оно признано непригодным для проживания.

В судебном заседании истица и её представитель поддержали исковые требования, повторив изложенные в нем обстоятельства, доводы и основания.

Представитель ответчика – Администрации Пошехонского муниципального района Герасимов А.Г. иск не признал, пояснив, что истица имеет статус ребенка-сироты, имеющего закрепленное жилье, в связи с чем Правительство Ярославской области отказывает в выделении средств на приобретение ей жилья, сама же Администрация средств для приобретения истице жилья не имеет.

Представитель третьего лица – Управления образования – Давыдова В.П. иск поддержала, пояснив, что она с пакетом соответствующих документов обращалась в Правительство Ярославской области, однако, ей было отказано со ссылкой на то, что истица имеет статус ребенка-сироты, имеющего закрепленное жилье.

Представитель третьего лица – Администрации Ермаковского сельского поселения Блинов Е.Г. иск также подержал, пояснив, что Муковоз Л.С. зарегистрирована в жилом <адрес> де<адрес>, однако, решением межведомственной комиссии данный дом признан непригодным для проживания, истица состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по списку детей-сирот под однако, самостоятельно предоставить истице жилье или приобрести для неё жилье Ермаковское сельское поселение не имеет возможности из-за отсутствия средств и отсутствия свободного жилья, соответствующего требованиям санитарных норм.

От Правительства ЯО поступил письменный отзыв, в котором оно иск не признает, со ссылкой на то, что согласно действующему порядку средства на приобретение жилья детям, оставшимся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилья, выделяются Департаментом образования, который и должен быть привлечен в качестве надлежащего ответчика, полномочия по обеспечению жилья лицам указанной категории возлагаются на муниципальные районы, которые направляют соответствующие заявки с необходимым перечнем документов, однако, истица, как ребенок, оставшийся без попечения родителей и имеющий закрепленное за ней жилье, не может претендовать на предоставление средств для приобретения ей жилья; тот факт, что жилое помещение, закрепленное за ребенком, непригодно для проживания является основанием для предоставления ей жилья за счет средств органа местного самоуправления, и просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, против чего участники дела не возражали.

Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Муковоз Любовь Сергеевна родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями зарегистрированы ФИО3 и ФИО4. ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 – умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копиями свидетельства о рождении и смерти, таким образом, истица относится к категории детей-сирот.

Из паспорта истицы и выписки Администрации Ермаковского сельского поселения из похозяйственной книги ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, <адрес>, принадлежащем <адрес>

Постановлением Главы администрации Ермаковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Муковоз Л.С. поставлена на учет для получения жилой площади как малоимущая по единому списку за , как ребенок-сирота под

В связи с обращениями <данные изъяты> о том, что в Муковоз Л.С. заканчивает обучение в училище, администрацией Ермаковского сельского поселения был дан ответ, что предоставить жилье администрация поселения не имеет возможности.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В развитие этой нормы Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), пунктом 7 которого установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В пункте 8 данного Положения указано, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По заявлению собственника дома – колхоза «Приморье» специализированным учреждением – Рыбинским проектным институтом «Жилкоммунпроект» проведено обследование <адрес> <адрес>, и установлено следующее:

- год постройки дома – <адрес> искривление оконных и дверных блоков, изменение габаритных размеров между основным строением и пристройками указывают на неравномерность осадки фундамента, изготовленного из булыжных камней.

- обнаружены повреждение наружной обшивки и конопатки, следы гнили на уровне нижних венцов, у карниза и под оконными проемами, деформация и промерзание стен, продуваемость несущих стен;

- в подпольном пространстве обнаружены следы гнили и жучка;

- перекрытия в доме, полы и подшивка потолка на грани разрушения, которое местами уже началось, опорные концы балок прогнили, прямо по грунту подведены и установлены дополнительные деревянные опоры, обнаружены следы протечек, зазоры и щели между досками потока, оклейка растрескалась, балки деформировались, появились трещины, доски пола при ходьбе прогибаются, имеются зазоры в местах сопряжения досок пола и наружных стен;

- перегородки отсутствуют;

- оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, створки не открываются, все сопряжения нарушены, наблюдается коррозия элементов коробки и переплетов, деформация коробки переплетов. Дверные коробки перекошены, дверные полотна имеют неплотный притвор по периметру коробки, обнаружено полное расшатывание дверных полотен и коробок, массовые поражения гнилью и жучком;

- на крыше видны прогибы в стропильных ногах, установлены дополнительные опоры под стропила, следы гнили и грибок на мауэрлате и в опорных частях стропил;

- в печи обнаружены глубокие трещины в наружной кладке, приборы расшатаны, дымление, сдвиги и выпадение отдельных кирпичей, вертикальные и горизонтальные разделки местами разрушились, приборы местами отсутствуют,

и сделан вывод о том, что несущие конструкции дома представляют угрозу для жизни и здоровья граждан и дом непригоден для проживания.

Данный дом был обследован межведомственной комиссией, созданной Ермаковским сельским поселением, в акте обследования отражены те же недостатки и повреждения несущих конструкций дома и принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> д. <адрес> непригодным для проживания.

Коль скоро <адрес> де<адрес> в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, оснований для вывода о том, что истица имеет статус ребенка-сироты, имеющего закрепленное жилое помещение, не имеется.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Подпунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым, в частности, относятся меры социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Реализуя указанные полномочия, был принят Закон Ярославской области № 40-з от 11 июля 2007 года «Об условиях реализации права отдельных граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с подпунктом 6 статьи 15 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области. Далее статьей 16 (1) указанного Закона определено, что предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 6 статьи 15 настоящего Закона, осуществляется однократно вне очереди по месту их выявления и первичного устройства в семью (на воспитание в соответствующее учреждение) в случае:

1) прекращения опеки (попечительства), в том числе окончания пребывания в приемной семье;

2) окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания;

3) окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

4) возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В связи с тем, что статьей 2 Закона Ярославской области № 70-з о 16 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» определено, что государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области, если иное не установлено главой 2 настоящего Закона и в соответствии со статьей 4 указанного Закона ЯО органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций, объем которых определяется законом Ярославской области об областном бюджете в соответствии с методиками, утвержденными приложением к настоящему Закону, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация Пошехонского муниципального района, Правительство же ЯО участвует в процессе финансирования данных полномочий, механизм которого отражен в указанных нормативных документах

С учетом того, что истица, имеющая статус ребенка-сироты, не имеет закрепленного за ней жилья, пригодного для проживания, она закончила обучение в учебном заведении, исковые требования истицы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, с у д

Р е ш и л :

Обязать Администрацию Пошехонского муниципального района предоставить Муковоз Любови Сергеевне как ребенку-сироте вне очереди на условиях социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Судья __________________________