Решение об устранении нарушений ГОСТ на автомобильных дорогах с маршрутами школьных автобусов (вступило в силу 11.01.2012)



Дело № 2-177\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года г. Пошехонье

Пошехонский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Роговой Б.А.,

с участием истца – пом.прокурора Пошехонского района Веселихина Н.Н.,

представителя ответчика – Пошехонское ГУП «Автодор» - Савинова С.В., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица – МОУ Гаютинская СОШ - её директора Колюхова А.Н., действующего на основании Устава учреждения,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, Пошехонскому ГУП «Автодор» и ГУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» об устранении нарушений требований ГОСТ на автомобильных дорогах школьных маршрутов,

у с т а н о в и л :

Прокурор Пошехонского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями (уточненными) обязать ответчиков устранить нарушения требований ГОСТ на автомобильных дорогах школьных маршрутов, а именно: на автодороге <адрес>: установить дорожные знаки, предусмотренные утвержденной дислокацией дорожных знаков и разметкой, на первом километре - 3.20, 3.21, 6.11; на втором километре - 6.10.1, на третьем километре - 1.34.3, на четвертом километре – 3.20; заменить дорожные 6.11 и 5.23.1, имеющие повреждения покрытия; очистить полосу отвода от кустарниковой растительности; устранить неровность дорожного покрытия, превышающую требования государственного стандарта; на автодороге <адрес> восстановить обочину на всем протяжении автодороги; на автодороге <адрес> произвести очистку полосы отвода автодороги от кустарниковой растительности; ликвидировать несанкционированные съезды. Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области и ГУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда на автодороге <адрес>: на первом километре автодороги восстановить барьерное ограждение; привести участки автодороги на водопропускных пунктах в соответствие с требованиями действующих государственных стандартов; оборудовать посадочные площадки и павильоны для пассажиров в деревнях <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; оборудовать разворотную площадку в дер. <адрес>;

на автодороге <адрес>: устранить неровность дорожного покрытия превышающую требования государственного стандарта; устранить сужение проезжей части на всем протяжении дороги; построить обочины автодороги в соответствии с требованиями государственных стандартов; оборудовать посадочную площадку и павильон для пассажиров на разворотной площадке у д. <адрес>, ссылаясь на следующее.

Постановлением Главы Пошехонского МР от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень маршрутов движения школьных автобусов, в том числе маршрут «<данные изъяты>» протяженностью 7 км о две поездки в день, и «<данные изъяты>» протяженностью 10 км по две поездки в день. Межведомственной комиссией Пошехонского муниципального района по обследованию состояния автомобильных дорог по маршрутам школьных автобусах на указанных маршрутах выявлены нарушений требований ГОСТ Р 50597-93: на участке автодороги <адрес> протяженностью 5 км. отсутствует 39 дорожных знаков, барьерное ограждение в районе водопропускных пунктов не соответствует требованиям указанного ГОСТ, на всем протяжении дороги имеется кустарниковая растительность в полосе отвода и на треугольниках видимости на примыканиях и пересечениях, имеются неровности дорожного покрытия;

На участке автодороги <адрес> протяженностью 4 км автодорога не оборудована дорожными знаками согласно дислокации, ширина проезжей части составляет от 4 до 5 метров, имеются значительные неровности дорожного покрытия, отсутствует горизонтальная дорожная разметка. Водопропускные трубы находятся в аварийном состоянии, ширина проезжей части на них составляет от 3 до 4 метров, имеются значительные неровности дорожного покрытия, барьерное ограждение не соответствует техническим требованиям. Имеется значительное разрушение обочины. В конечном пункте маршрута д. <адрес> отсутствует разворотная площадка. В населенных пунктах на маршруте отсутствуют автопавильоны и посадочные площадки.

На участке автодороги <адрес> протяженностью 6 км отсутствует дислокация дорожных знаков и дорожной разметки, отсутствуют дорожные знаки и разметка. Сужение проезжей части на протяжении всего маршрута составляет до 5 метров, на 2-м километре до 2 метров. На протяжении всего маршрута имеются неровности проезжей части и выбоины, превышающие требования ГОСТ Р 50597-93. На первом и втором километрах имеется значительное, превышающее требования ГОСТ занижение обочины по отношению к проезжей части. На всем протяжении дороги в полосе отвода имеется кустарниковая растительность и незапланированные съезды. По заключению ОГИБДД Рыбинского МУ МВД России указанные участки автодорог не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения, невыполнение ответчиками обязанностей по содержанию дорог создает угрозу жизни и безопасности для участников дорожного движения, в том числе детей, которых подвозят по указанным маршрутам к месту обучения, чем нарушается их право на доступность общего образования.

Со ссылкой на нормы Федеральных законов «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», «О безопасности дорожного движения», нормативные акты Правительства Ярославской области, просит обязать ответчиков, как субъектов, обязанных обеспечить безопасность дорожного движения на региональных автодорогах, устранить выявленные недостатки в содержании дорог в безопасном для эксплуатации состоянии.

В судебном заседании пом. прокурора поддержал исковые требования по указанным в нем основаниям, уточнив, что он отказывается от требований заменить поврежденные дорожные знаки, в связи с их заменой ко дню судебного заседания, от обязанности произвести очистку полосы отвода от кустарниковой растительности в связи с тем, что дороги расчищены в местах примыкания и в треугольниках видимости, уточнив, что на автодороге <адрес> необходимо восстановить обочину на 1 и 2-м километрах в соответствии с требованиями ГОСТ, т.е. не ниже 4 см от кромки проезжей части; устранить сужение проезжей части до 6 метров, устранить неровность дорожного покрытия в соответствии с требованиями, указанными в таблице № 2 ГОСТ Р 50597-93; привести автодорогу в районе водопропускных пунктов в соответствие по градусу уклона и ширине проезжей части.

Представитель Департамента дорожного хозяйства и транспорта ЯО Савик В.В., принимавший участие в предыдущем судебном заседании иск не признал и пояснил, что Департамент в пределах выделенных ассигнований планирует работы по содержанию автодорог регионального назначения, фактически ежегодно им выделяют средства в пределах около 4% от необходимых для полноценного содержания дорог в безопасном для движения состоянии, в связи с этим запланировать и направить денежные средства для устранения всех выявленных недостатков на указанных дорогах у них нет возможности, в первую очередь деньги направляются на более загруженные автодороги. Тем не менее, часть выявленных недостатков устранена: восстановлены или заменены дорожные знаки, на пересечениях дорог вырублен кустарник, уничтожен ряд незапланированных съездов, самая большая работа начата по устранению излишнего уклона на водопропускных пунктах на дороге <адрес>, эти работы относятся к капитальному ремонту дорог, заключен госконтракт, однако, подрядчик свои обязанности до конца не выполнил и в настоящее время работы по данному контракту приостановлены.

Представитель ГКУ «Ярдорслужба» Дворянинов А.Ю., также принимавший участие в предыдущем судебном заседании, иск не признал и пояснил, что указанные в исковом заявлении автодороги являются собственностью Ярославской области, учреждение выступает в качестве заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального назначения, однако, работа их строится в пределах лимита бюджетных средств, самостоятельно отвечать по обязательствам Ярославской области их учреждение не вправе. В пределах выделенных средств производится ремонт и содержание автодорог, для выполнения указанных в исковом заявлении требований по устранению недостатков средства не были выделены, в связи с чем выполнить данные работы учреждение не может.

Представители Пошехонского ГУП «Автодор» Савинов С.В. и Воздвиженский Р.Ю. также иск не признали, ссылаясь на то, что они работают исключительно на основании государственного контракта, заключенного их учреждением на основании конкурса, по контракту Ярдорслужба выдает им задания по выполнению тех или иных работ, которые финансируются Ярдорслужбой, выполнять работы, не предусмотренные контрактом у них нет оснований, так как они не являются собственником указанных автодорог, и не несут ответственность за содержание дорог.

Представитель третьего лица – директор МОУ Гаютинская СОШ Колюхов А.Н. иск прокурора поддержал, пояснив, что по автодороге <адрес> дважды в день проезжает школьный автобус, подвозит к школе и развозит после занятий по домам школьников. На дороге расположены два водопропускных пункта, уклон дороги к ним очень крутой, барьерное ограждение старое, проезжая часть дороги сужена, поэтому в целях безопасности перед началом спуска детей высаживают, они пешком проходят около километра, автобус едет без детей. Все это затрудняет своевременную доставку детей к занятиям.

Выслушав участников дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждены маршруты движения школьных автобусов, среди которых утверждены маршруты <адрес> и <адрес> (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, состоящая из представителей органов местного самоуправления, ОГИБДД, представителя Пошехонского ГУП «Автодор» обследовали автобусные маршруты, в том числе и указанные <адрес> и <адрес>, были выявлены множественные недостатки, в частности, отсутствие предусмотренных дислокацией дорожных знаков, несоответствующее требованиям ГОСТ Р 50597-93 барьерное ограждение на водопропускных пунктах, неровности дорожного покрытия, кустарниковая растительность, в том числе на пересечениях и примыканиях дорог в треугольниках видимости, занижение обочины, незапланированные съезды, сужение проезжей части, установлены ответственные за устранение недостатков и сроки их устранения (л.д. ).

После предъявления иска и проведения ряда работ по устранению недостатков ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе помощника прокурора, представителя Пошехонского ГУП «Автодор», дорожного инспектора ОГИБДД провела повторное обследование указанных автомобильных дорог, и выявлены следующие, неустраненные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недостатки:

1) на автодороге <адрес>:

- отсутствие на 1-м километре предусмотренных дислокацией дорожных знаков 3.20, 3.21, 6.11; на 2-м километре отсутствуют знаки 6.101, 2.5; имеют недопустимые повреждения знаки: на 2-м километре знак 6.11; на 3-м – знак 1.34.3, на 4-м километре – знаки 3.20, 5.23.1. и 6.10.1;

- дорожное покрытие имеет неровности в виде волн (чередование впадин и возвышений в продольном направлении по отношению к оси дороги), просадки (искажение профиля в виде впадин с пологими краями), колейность и выбоины, превышающие значение пункта 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93;

- организованы несанкционированные съезды на всем протяжении дороги;

- на всей полосе отвода автодороги, кроме пересечений и примыканий, имеется кустарниковая растительность;

- в д. <адрес> отсутствует посадочная площадка, разворотная площадка и автопавильон, предусмотренные СНиП 2.05.02-85 (п.10.8) и СНиП 2.07.01-89.

2) на автодороге <адрес>:

- дорожное покрытие имеет неровности в виде волн, просадки, колейность и выбоины, превышающие значение п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93;

- на 1-м и 2-м километрах имеется занижение обочины относительно прилегающей кромки проезжей части, не отделенной бордюром на величину от 8 до 15 см;

- водопропускные трубы на ручьях <адрес> и <адрес> находятся в аварийном состоянии ввиду разрушения края проезжей части, в связи с чем ширина проезжей части сужается на 4-х метров. Барьерное ограждение находится в аварийном состоянии ввиду ветхости;

- ширина проезжей части на 1-м и 2-м километрах составляет 4,5 метра;

- в деревнях <адрес>, <адрес> и <адрес> отсутствуют остановки общественного транспорта, посадочные площадки и автопавильоны, в д. <адрес> отсутствует разворотная площадка

3) на автодороге <адрес>:

- имеются неровности дорожного покрытия на 1-м и 2-м километрах в виде волн, просадок;

- со второго по шестой километры имеется сужение проезжей части до 5 метров;

- кустарниковая растительность имеется на всей полосе отвода, кроме примыканий и пересечений;

- отсутствуют посадочная площадка и автопавильон на разворотной площадке у д. <адрес>. (т. л.д. ).

Согласно статье 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. (часть 3).

В статье 21 указано, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (ч. 1);

разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (ч.2);

осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (ч.6);

утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели (11);

осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (12).

Согласно ч. 4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Указанные в акте обследования недостатки не соответствуют требованиям технических регламентов, в частности: ГОСТ Р 50597-93 (в части, касающейся наличия неровностей, выбоин, просадок на дорогах – таблица № 2, в части недопустимого занижения обочины более чем на 4 см – п. 3.2.1), ГОСТ Р 52399-2005 (в части, касающейся ширины проезжей части – не менее 6 метров, таблица № 3), ВСН 25-86 (в части предельных длин подъемов и спусков в соответствии с градусом уклона), СНиП 2.05.02-85 (в части допустимого градуса уклона – п.4.20; требованиям, предъявляемым к водопропускным сооружениям, к барьерному ограждению – п.8.1).

Постановлением правительства Ярославской области от 12 марта 2008 года № 83-П «Об утверждении перечня автомобильных дорог» в число автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области включены автодороги <адрес> (идентификационный номер ), <адрес> (идентификационный номер ), <адрес> (идентификационный номер ).

В соответствии с Положением о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, утвержденном постановлением Администрации области от 23.12.2002 года № 219 Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке государственную политику в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории Ярославской области.

Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что для осуществления своей деятельности департамент осуществляет следующие полномочия:

- проведение единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства и транспорта области;

- разработка стратегии развития дорожного хозяйства и транспорта области;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (далее - региональные автомобильные дороги);

- осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог.

- выполняет функции государственного заказчика при размещении государственного заказа на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для государственных нужд в целях реализации полномочий департамента.

На основании постановления Правительства Ярославской области от 8 апреля 2009 года № 337-П «Об оптимизации управления дорожным хозяйством Ярославской области и внесении изменения в постановление Администрации области от 03.10.2001 г. № 141 Государственному Учреждению «Ярославская областная дорожная служба» (в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2010. г. № 865-п – Государственное казенное учреждение «Ярославская областная дорожная служба (ГКУ «Ярдорслужба») переданы функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, в том числе по строительству обхода г. Ярославля с мостом через р. Волгу, а также другие технические функции.

Таким образом, обеспечить выполнение работ по содержанию, ремонту, в том числе и капитальному, дорог регионального значения, каковыми являются указанны в исковом заявлении автомобильные дороги <адрес> и <адрес>, является функцией Департамента дорожного строительства и ГКУ «Ярдорслужба», в связи с чем суд приходит к выводу о том, что данные юридические лица являются надлежащими ответчиками по делу по иску прокурора.

Что касается Пошехонского ГУП «Автодор», то как следует из пункта 1.2. Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГКУ «Ярдорслужба» как Заказчиком и Пошехонским ГУП «Автодор» как Подрядчиком, Пошехонское ГУП «Автодор» выполняет только отдельные виды и объемы работ по содержанию автодорог и мостов, определенные Ведомостью объемов и стоимости работа в соответствии с Приложением к Государственному контракту, в связи с чем он не несет ответственность за невыполнение работ, не предусмотренных указанным контрактом, и не может быть надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Коль скоро Департамент дорожного хозяйства и транспорта ЯО и ГКУ «Ярдорслужба» определяют объем работ, необходимых для содержания находящихся в государственной собственности Ярославской области автомобильных дорог, в число которых входят автодороги <адрес> и <адрес>, они несут ответственность за содержание этих автодорог в безопасном для движения порядке.

Ссылки представителей ответчиков, возражавших относительно требований оборудования остановочных пунктов, автопавильонов и площадок для разворота со ссылкой на то, что обязанность по возведению и обустройству указанных сооружений возложена на органы местного самоуправления, несостоятельны по следующим основаниям.С 1 июля 2008 года действует Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», в пункте 3.1. которого дано определение, что элементами обустройства автомобильной дороги являются комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 3.24. на автомобильных дорогах предусмотрено наличие остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта: комплекс элементов обустройства, предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств. В соответствии с Примечанием остановочные пункты оборудуются в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

Таким образом, обеспечение наличия остановочных пунктов входит в понятие содержания автомобильной дороги и в соответствии с изложенным выше является обязанностью органов, на которых возложена функция обеспечения содержания автомобильных дорог регионального значения в безопасном для движения состоянии, в связи с чем требования истца возложить на ответчиков обязанность по обустройству остановочных пунктов и площадок для разворота обоснованы и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, с у д

Р е ш и л :

Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области и ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к ликвидации нарушений ГОСТ Р 50597-93 в содержании автодорог <адрес> и <адрес>, а именно:

на автодороге <адрес>: а) установить дорожные знаки, предусмотренные утвержденной дислокацией дорожных знаков и разметкой, на первом километре - 3.20, 3.21, 6.11; на втором километре - 6.10.1, на третьем километре - 1.34.3, на четвертом километре – 3.20;

б) на всем протяжении дороги устранить неровность дорожного покрытия, превышающую требования государственного стандарта, указанную в таблице № 2 ГОСТ Р 50597-93;

в) на первом и втором километре автодороги восстановить обочину, соответствующую требованиям государственного стандарта (не ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см);

на автодороге <адрес> ликвидировать несанкционированные съезды на всем протяжении автодороги.

Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области и ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к выполнению следующих работ:

- на автодороге <адрес>: а) на первом километре восстановить барьерное ограждение;

б) привести участки автодороги на водопропускных пунктах в соответствие с требованиями государственного стандарта по градусу уклона и ширине проезжей части;

в) оборудовать посадочные площадки и павильоны для пассажиров в деревнях <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>;

г) оборудовать разворотную площадку в дер. <адрес>;

- на автодороге <адрес>: а) устранить неровности дорожного покрытия на всем протяжении дороги в соответствии с показателями, указанными в таблице № 2 ГОСТ Р 50597-93;

б) устранить сужение проезжей части на всем протяжении дороги, обеспечив её ширину до 6 метров;

в) построить обочины автодороги в соответствии с требованиями государственных стандартов (не ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более, чем на 4 см);

г) оборудовать посадочную площадку и павильон для пассажиров на разворотной площадке у д. Кардинское.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с текстом которого стороны могут ознакомиться в помещении Пошехонского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ______________________