Решение об обязании выдать удостоверение инвалида ЧАЭС (вступило в силу 26.01.2012)



Дело № 2-175\2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 декабря 2011 года г.Пошехонье

Пошехонский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Роговой Б.А.,

с участием истца Хлебникова Е.М.,

представителя ответчика – Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Ярославской области Чернюк Ю.К., действующей на основании доверенности,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хлебникова Евгения Михайловича к Управлению социальной защиты населения Пошехонского района, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Министерству Здравоохранения и социального развития РФ, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области о выдаче удостоверение инвалида, перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с катастрофой на ЧАЭС, выплате предусмотренных законом пособий, и взыскании компенсации за причиненный моральный вред,

у с т а н о в и л :

Хлебников Е.М., принимавший участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Пошехонского района, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Бюро медико-социальной экспертизы Ярославской области с требованием выдать ему удостоверение инвалида, получившего заболевание, связанное с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, выплатить ему компенсации, предусмотренные законом о социальной защите лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС со дня обращения с заявлением, признать недействительной справку об инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать в его пользу компенсацию за причиненный моральный вред, ссылаясь на следующее.

В ДД.ММ.ГГГГ году, проживая в <адрес>, он был призван военкоматом на учебные сборы и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где получил дозу облучения 22,0 бэр. В связи с ухудшением состояния здоровья ДД.ММ.ГГГГ он был обследован Республиканским межведомственным экспертным советом <адрес> по установлению причинной связи заболеваний (инвалидности) с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, экспертным заключением ему установлена инвалидность 2 группы бессрочно, с указанием, что заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В ДД.ММ.ГГГГ году он переехал в Российскую Федерацию, получил гражданство РФ, в <адрес> ему было заменено удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца. В ДД.ММ.ГГГГ он переехал в <адрес>, обратился в УСЗН <адрес> по вопросу выдачи ему удостоверения инвалида, получившего заболевание, связанное с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, представив указанное заключение Республиканского межведомственного совета. Его отправили в <адрес> бюро медико-социальной экспертизы, где ему ДД.ММ.ГГГГ выдали справку об инвалидности, установив третью группу и указав причину инвалидности «заболевание, связанное с работой по ликвидации аварии на ЧАЭС» сроком на 1 год. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УСЗН с письменным заявлением о выдаче ему соответствующего удостоверения, однако через месяц заявление и справку ему вернули, сказав, что ему ошибочны выдали справку сроком на один год, в то время как законом предусмотрено, что такие справки должны выдавать на 5 лет. Он вновь поехал в <адрес> бюро МСЭ, где ему выдали справку от того же числа (т.е. от ДД.ММ.ГГГГ) сроком на 5 лет, но уж с указанием причины инвалидности «заболевание связано с катастрофой на ЧАЭС». Сдав все документы он стал ожидать выдачи удостоверения инвалида, но до настоящего времени ничего не получил, в результате чего он не может получить причитающиеся ему на основании Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС» компенсационные выплаты. Полагает незаконным фактический отказ в выдаче удостоверения, а также незаконным выдачу справки об инвалидности, с указанием причины инвалидности «заболевание, связанное с катастрофой на ЧАЭС», так как такая причина на порядок снижает уровень защищенности лиц, получивших инвалидность вследствие выполнения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Полагает, что столь длительным неразрешением его проблемы ему причинен моральный вред, который он просит компенсировать в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании Хлебников Е.М. поддержал свои требования, дополнив, что незаконность справки об инвалидность состоит не только в том, что в ней неправильно указана причина инвалидности, но и в том, что установлен срок её действия: на 5 лет, в то время как законом предусмотрено, что пенсионерам по старости такие справки выдают бессрочно, а он с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по старости, так как участники ликвидации аварии на ЧАЭС выходят на пенсию по старости на льготных основаниях, с 50 лет.

Представитель УСЗН Пошехонского района Доценко Н.Р., принимавшая участие в предыдущих судебных заседаниях иск не признала, пояснив, что действительно, в ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письменным заявлением о выдаче ему удостоверения инвалида участника ликвидации аварии на ЧАЭС, предъявив военный билет, удостоверение участника работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и заключение Межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и справку об инвалидности сроком на 1 год. Собрав необходимый пакет документов, они отправили его в Департамент труда и социальной поддержки населения ЯО, в чью компетенцию входит выдача удостоверений, однако уже в ДД.ММ.ГГГГ пакет документов вернули с указанием, что справка об инвалидности выдана неправильно: сроком на 1 год, вместо 5 лет. Они сообщили об этом Хлебникову Е.М., он ещё раз съездил в МСЭ и привез новую справку сроком на 5 лет, новый пакет документов был направлен в Департамент в ДД.ММ.ГГГГ. Несколько раз по просьбе Хлебникова они связывались с Департаментом, там никак не могли решить, принимать ли <адрес> экспертное заключение, потом в ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выдаче Хлебникову соответствующего удостоверения, почему он его так и не получил, объяснить не может. Подтвердила, что компенсационные выплаты лицам, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС (выселенным, отселенным и т.д.) на порядок по своему размеру отличаются от размера компенсационных выплат, которые выплачиваются лицам, участвовавшим в работах по ликвидации аварии и ставших инвалидами вследствие выполнения этих работ.

Представители Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО Павличенко Е.С. и Большакова В.В., принимавшие участие в предыдущем судебном заседании, иск не признали, пояснив, что на состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ заседании комиссии Департамента по принятию решения о выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, было принято решение о выдаче Хлебникову соответствующего удостоверения; в соответствии с п. 9 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденном приказом МЧС РФ № 728, Минздравсоцразвития РФ № 832, Минфина РФ № 166н от 8.12.2006 г. (далее в тексте решения – Порядок выдачи удостоверений) ими была направлена заявка в Минздравсоцразвития РФ на выдачу бланков удостоверения, однако, на сопроводительном письме сотрудником Министерства была наложена виза об отказе в выдаче бланка, со ссылкой на то, что Хлебниковым не представлено заключение Российского межведомственного экспертного совета о связи заболеваний с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС, в связи с чем они считают надлежащими ответчиками Минздравсоцразвития РФ.

По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство здравоохранения и социального развития РФ, направившее письменный отзыв, из которого следует, что иск они не признают, ссылаясь на то, что представленное Хлебниковым Республиканское межведомственное экспертное заключение, установившее связь его заболеваний с выполнением им работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не может быть принята к рассмотрению, так как вышеназванная связь в соответствии с действующим Порядком выдачи удостоверений устанавливается Межведомственными экспертными советами на основании документов, направленных органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя и полагают, что не требуют подтверждения в указанных межведомственных экспертных советах только заключения, выданные в союзных республиках до декабря 1991 года, поскольку такие заключения были вынесены в период действия единого порядка по установлению причинной связи заболеваний с Чернобыльской катастрофой, определенного нормативными актами, действующими на территории всего Советского Союза.

Представитель ответчика – ФКУ Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Ярославской области Чернюк Ю.К. в части признания справки об инвалидности недействительной иск не признала, пояснив, что обе выданные истцу справки об инвалидности: и выданная на 1 год с указанием причины инвалидности «заболевание связанное с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС» и справка, выданная на 5 лет с указанием причины инвалидности «заболевание, связанное с катастрофой на ЧАЭС», выданы истцу неправильно, так как для выдачи таких справок необходимо было заключение Межведомственного экспертного совета, которое истцом не было предъявлено. В представленном истцом заключении Республиканского межведомственного экспертного совета <адрес> Республики применена формулировка: заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, законодательством же России такая формулировка не принята, а межгосударственного соглашения о тождественности тех или формулировок Российской Федерацией и <адрес> Республикой не имеется, поэтому ему следовало выдать справку об инвалидности по общему заболеванию.

Выслушав участников дела, изучив материалы, суд приходит к следующему.

Из представленного истцом военного билета следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был призван на военные сборы, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС и пользуется льготами в соответствии Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 5.06.1986 г. № 665-195. В военном же билете имеется заверенная запись о том, что при прохождении сборов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Хлебников Е.М. получил дозу облучения 22,0 бэр, т.е. он относится к категории граждан, указанных в п.3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Истцом также представлена справка <адрес> военного комиссариата <адрес> о том, что до отправки на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС Хлебников Е.М. был годен к строевой службе.

В материалах дела имеется экспертное заключение Республиканского межведомственного Экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний (инвалидности) с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и их профессионального характера <адрес> Республики, в котором указано, что Экспертный Совет, рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ ходатайство <адрес> поликлиники и представленную документацию Хлебникова Е.М. по вопросу связи заболевания (инвалидности) с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установил основной диагноз: отдаленные последствия облучения, выраженный астено-вегетативный синдром, хронический бронхит в стадии ремиссии, ДУШЖ (диффузное увеличение щитовидной железы) 1 степени, эутериоз; и дано заключение, что заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, им представлена выписка из акта освидетельствования во ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Межрайонной ВТЭК <адрес> Республики, из которой следует, что Хлебникову Е.М. установлена бессрочно вторая группа инвалидности, причина инвалидности: заболевание, связанное с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В соответствии со статьей 13 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года, вступившей в силу 19 мая 1993 года, и подписанной <адрес> Республикой 17 февраля 1996 года, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Учитывая, что истец признан инвалидом, заболевание которого связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период его призыва на военные сборы, он, в силу положений пункта 2 части 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 относится к категории лиц, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждении.

В соответствии с частью 10 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, действовавшей в период вынесения заключения межведомственного Совета в отношении истца, при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Из представленного заключения межведомственного экспертного совета следует, что группа и причина инвалидности установлены компетентным органом <адрес> Республики, принятое решение соответствовало Перечню заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, утвержденному приказом Минздрава РФ от 23 марта 1993 года № 45 (приложение № 8) и условиям, указанным в статье 24 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1.

Коль скоро Хлебникову Е.М. в ДД.ММ.ГГГГ году уже были установлены инвалидность и её причина, и он относится к категории граждан, указанных в п.2 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, то ему не может быть пересмотрена причина инвалидности на основании новых перечней заболеваний, сужающего список болезней, так как новый перечень может применяться только для установления причины инвалидности гражданам, которые впервые признаются инвалидами.

Кроме того, Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 28 октября 1999 г. при повторном (очередном) освидетельствовании инвалидов, которым ранее в рамках действовавших на момент вынесения решения документов была установлена причинная связь инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вопрос о причине инвалидности контрольному пересмотру не подлежит.

В соответствии с указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.09.1992 № 1-76-У "О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы" врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории): граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, судом установлено, что Хлебникову Е.М., как лицу, принимавшему участие в 1987 году в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, компетентным органом установлена инвалидность второй группы бессрочно и имеющиеся у его заболевания связаны с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и данные выводы пересмотру не подлежат.

Статьей 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Порядком выдачи удостоверений (утвержденным совместным приказом от 08.12.2006 г. № 728\832\166н) установлено, что оформление и выдача удостоверений производится органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, таким органом в Ярославской области является Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.

Хлебников обратился с заявлением о выдаче ему соответствующего удостоверения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющейся в деле копией заявления, представленного Управлением социальной защиты населения <адрес>, к заявлению были приобщены все необходимые для принятия соответствующего решения документы, в том числе и заключение Межведомственного экспертного совета. Департаментом труда и социальной поддержки населения решение о выдаче Хлебникову Е.М. соответствующего удостоверения хотя и принято ДД.ММ.ГГГГ, однако, удостоверение так и не выдано, представитель Департамента ссылается на то, что Минздравсоцразвития отказало им в выдаче бланка удостоверения.

Указанным выше Порядком выдачи удостоверений предусмотрено, что решение о выдаче удостоверений принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть поставлено в зависимость от выдачи (или не выдаче) этому государственному органу бланка удостоверения, в указанном Порядке выдачи удостоверений Министерство здравоохранения и социального развития РФ упомянуто только в связи с механизмом заказа и передачи для дальнейшего оформления бланков удостоверений, принятие же решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений, и их выдача является полномочиями соответствующего уполномоченного органа, в данном случае Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО.

С учетом изложенного, требования истца к Департаменту обязать выдать соответствующее удостоверение являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.п. 13, 15 ст. 14, ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров; ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как инвалид группы; ежегодную компенсацию за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы как инвалид группы.

В настоящее время осуществление данных выплат возложено на Управление по социальной защите населения Пошехонского района.

Коль скоро истцом соответствующее заявление подано ДД.ММ.ГГГГ со всеми требуемыми документами, начисление и выдача ему соответствующих компенсационных выплат надлежит производить с указанной даты, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации за причиненный моральный вред в сумме <данные изъяты>. Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 не предусмотрено возмещение морального вреда, доказательств же причинения истцу морального вреда, связанного в нарушением его личных неимущественных прав, истцом не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения этой части иска у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, с у д

Р е ш и л :

Исковые требования Хлебникова Евгения Михайловича удовлетворить частично:

Обязать Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области выдать Хлебникову Евгению Михайловичу удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевая, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Обязать Управление по социальной защите населения Пошехонского района назначить с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивать Хлебникову Евгению Михайловичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в соответствии со статьями 14 и 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции ФЗ от 11.07.2011 г. № 206-ФЗ).

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с текстом которого стороны могут ознакомиться в помещении Пошехонского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ___________________________