Дело № 2- 185\10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
22 ноября 2010 года
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Суховой О.И.,
с участием заместителя прокурора Туршиной С.В.,
представителя ответчика Емельянова В.И.,
представителя третьего лица Сорокиной Д.А.,
при секретаре Ганичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Пошехонье Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пригородного сельского поселения об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Пригородного сельского поселения об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, мотивируя требования тем, что прокуратурой Пошехонского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности администрации Пригородного сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям от 18.06.2003 N 313, а именно: в нарушение п. 90 ППБ 01-03 отсутствуют указатели по направлению движения к пожарным водоемам в <адрес>, <адрес>, <адрес>; в нарушение п. 94 ППБ 01-03 у естественных водоемов в <адрес>, <адрес>, <адрес> не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием для установки пожарных машин и забора воды в любое время года, в <адрес> не произведена очистка пожарного водоема для нужд пожаротушения; дислокация подразделений пожарной охраны на территории поселения превышает нормы прибытия пожарных подразделений к месту вызова (п. 3 ППБ 01-03, ст. 76 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Выявленные нарушения создают реальную угрозу повреждения или уничтожения имущества, для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. С учетом уточненных требований прокурор просит обязать администрацию Пригородного сельского поселения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 3, 90, 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС № 313 от 18.06.2003: <адрес>, <адрес>, <адрес> по направлению движения к пожарным водоемам установить указатели с нанесением цифры, указывающей расстояние до водоисточника; в <адрес>, <адрес>, <адрес> устроить подъезды к пожарным водоемам- оборудовать площадки с твердым покрытием размером 12 х 12 метров; <адрес> произвести очистку пожарного водоема, расположенного с левой стороны от дороги на въезде в <адрес> путем удаления деревьев и кустов по периметру площадки; дислокацию подразделений пожарной охраны на территории поселения обеспечить в соответствии со ст. 76 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» путем создания условий для организации добровольной пожарной охраны - предоставить в <адрес> помещение для личного состава добровольной пожарной охраны, выделить средства на закупку противопожарного инвентаря, осуществить организационные мероприятия, связанные с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных.
В судебном заседании заместитель прокурора Туршина С.В. иск поддержала по указанным основаниям.
Глава администрации Пригородного сельского поселения Емельянов В.И. иск не признал, утверждая, что администрацией сельского поселения принимаются все зависящие от неё меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, выделенные на эти цели денежные средства использованы в полном объеме, закуплено 9 мотопомп, 17 огнетушителей, ДД.ММ.ГГГГ произведена опашка населенных пунктов, вычищен пруд в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ очищено 6 прудов. На балансе муниципального образования пожарных водоемов не числится, поэтому обязанность по установлению указателей по направлению движения к пожарным водоемам, обустройство площадки с твердым покрытием, очистку пожарного водоема в <адрес> на администрацию сельского поселения возлагаться не должна. Требование прокурора о создании условий для организации добровольной пожарной охраны не основано на законе. На ДД.ММ.ГГГГ из бюджета области на проведение мероприятий противопожарной безопасности выделено <данные изъяты>, что недостаточно для выполнения заявленных прокурором мероприятий.
Представитель третьего лица- отдела государственного пожарного надзора по Рыбинскому и Пошехонскому районам Ярославской области по доверенности Сорокина Д.А. иск прокурора поддержала. Считает, что администрация Пригородного сельского поселения обязана устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, поскольку заявленные прокурором мероприятия являются первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых возлагается на органы местного самоуправления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Пошехонского района в соответствии с заданием прокуратуры Ярославской области с привлечением сотрудников отдела государственного пожарного надзора по Рыбинскому и Пошехонскому районам Ярославской области в присутствии главы Пригородного сельского поселения Емельянова В.И. была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности администрации Пригородного сельского поселения Ярославской области.
В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям от 18.06.2003 N 313, а именно: в нарушение п. 90 ППБ 01-03 отсутствуют указатели по направлению движения к пожарным водоемам в <адрес>, <адрес>, <адрес>; в нарушение п. 94 ППБ 01-03 у естественных водоемов в <адрес>, <адрес>, <адрес> не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием для установки пожарных машин и забора воды в любое время года, в <адрес> не произведена очистка пожарного водоема для нужд пожаротушения; дислокация подразделений пожарной охраны на территории поселения превышает нормы прибытия пожарных подразделений к месту вызова (п. 3 ППБ 01-03, ст. 76 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Указанные факты нарушений зафиксированы в справке проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенными к материалам дела фотоснимками.
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности содержатся, в частности в ППБ 01-03, Законе N 123-ФЗ.
Согласно п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В силу п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Статья 76 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в сельских поселениях не должно превышать 20 минут.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9 ст. 7 Устава Пригородного сельского поселения Ярославской области обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, обеспечение бесперебойного проезда пожарной техники к месту пожара, социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с п. 1 ст. 68 вышеназванного закона № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушений ( п. 2 ст. 68 закона).
Анализ приведенных выше норм закона позволяет суду сделать вывод о том, что обязанность администрации сельского поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности возлагается не только по находящемуся на балансе у неё имуществу, но и на территории всего Пригородного сельского поселения.
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования и что пожарных водоемов на балансе муниципального образования не имеется, суд считает несостоятельными, как не основанными на законе.
Органы местного самоуправления согласно Конституции РФ наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Пункт 3 статьи 25 Устава Пригородного сельского поселения к полномочиям главы сельского поселения относит предоставление на утверждение муниципального совета сельского поселения проект бюджета сельского поселения и отчета об его исполнении.
Судом с бесспорностью установлено и никем не оспаривается, что численность дер. Аганино составляет 24 человека Пункт 68 Федерального закона № 123- ФЗ не предусматривает водоснабжение в населенном пункте с количеством жителей до 50 человек. Доводы прокурора о том, что в летний период в данном населенном пункте численность населения увеличивается, ничем не подтверждены. Поэтому требование прокурора об обустройстве площадки с твердым покрытием и установке указателя по направлению движения к водоисточнику в дер. Аганино удовлетворению не подлежит.
В связи с вышеизложенным, суд находит требование прокурора об установке указателей по направлению движения к пожарным водоемам в <адрес>, <адрес>, оборудовании площадки с твердым покрытием у естественных водоемов в <адрес>, <адрес>, очистке пожарного водоема в <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно решать вопросы о том, как на его территории будет обеспечена противопожарная безопасность.
Организация пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ, от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно - спасательных работ.
В силу статьи 13 Федерального закона "О пожарной безопасности" добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Первичные меры пожарной безопасности- это мероприятия, реализуемые на низовом уровне, направленные непосредственно на предотвращение неконтролируемых возгораний.
Вышеназванные нормы закона не устанавливают сельскому поселению обязанности по созданию добровольной пожарной охраны.
Поскольку на территории Пригородного сельского поселения не создана добровольная пожарная охрана, требование прокурора об обязании ответчика предоставить в <адрес> помещение для личного состава добровольной пожарной охраны, выделить средства на закупку противопожарного инвентаря, осуществить организационные мероприятия, связанные с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Иск прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию Пригородного сельского поселения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктами 90, 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС № 313 от 18.06.2003: по направлению движения к пожарным водоемам в <адрес>, дер. <адрес> установить указатели с нанесением цифры, указывающей расстояние до водоисточника; оборудовать площадки с твердым покрытием размером 12 х 12 метров у естественных водоемов в <адрес>, <адрес>; в <адрес> произвести очистку пожарного водоема (пруда), расположенного с левой стороны от дороги на въезде в <адрес> путем удаления деревьев и кустов по периметру площадки.
В остальной части иска отказать
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Судья: