Решение об организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах (вступило в силу 17.01.2011)



Дело № 2-155\2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 декабря 2010 года г. Пошехонье

Пошехонский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Роговой Б.А.,

с участием представителя истца – прокурора Пошехонского района – пом. прокурора Стародубцева Д.М., представившего доверенность,

представителя ответчика – МУ Администрация городского поселения города Пошехонье – Солодовникова ВА., представившего доверенность,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Администрация городского поселения города Пошехонье об организации обустройства мест массового отдыха населения города Пошехонье на водных объектах, осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах,

у с т а н о в и л :

Прокурор Пошехонского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения города Пошехонье с требованиями (уточненными) обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить место массового отдыха населения на водном объекте в пределах границы городского поселения, принять меры к обустройству указанного места, а именно: принять меры к очистке дна акватории данного места в границах заплыва до глубины 2 метра до начала купального сезона; принять меры к обозначению границ плавания буйками красного и оранжевого цвета в данном месте; принять меры к установке мачты для поднятия сигнальных знаков, запрещающих и разрешающих купание; принять меры к получению разрешения Государственной инспекции по маломерным судам. Кроме того, обязать ответчика установить таблички с информацией о запрете купания во всех местах, где купание запрещено: вдоль берегов водных объектов, на которых купание запрещено, установить таблички на расстоянии не менее 100 метров друг от друга; в конкретных местах водных объектов, где купание запрещено, таблички установить с указанием на них зоны их действия. Опубликовать информацию о местах, где купание запрещено, в средствах массовой информации. Иск обоснован следующим. Через городское поселение протекает несколько рек, на территории города имеется несколько мест, фактически являющихся местами массового отдыха граждан на воде: берег реки <адрес> в районе улицы <адрес>, берег реки <адрес> в районе улицы <адрес>, берег реки <адрес> в районе улицы <адрес>, администрацией городского поселения предпринимаются попытки благоустроить эти места: проведен косметический ремонт кабинок для переодевания, установлены скамейки, контейнеры для сбора мусора, подрезан кустарник, однако все эти меры не соответствуют требованиям, предусмотренным Правилами охраны жизни людей на водных объектах Ярославской области, утвержденных постановлением Администрации ЯО № 164 от 22 июня 2007 года, в связи с чем им заявлен иск не только об определении места массового отдыха, но и его обустройстве в пределах заявленных требований. Кроме того, постановлениями администрации городского поселения города Пошехонье № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ определены места, опасные для купания, однако информация об этом не доведена до населения путем её публикации в средствах массовой информации, места не обозначены табличками. Нарушение администрацией требований законодательства об охране жизни людей на водных объектах и непринятие мер к обустройству мест массового отдыха на водных объектах, отсутствие информации об опасных для купания местах привело к получению в течение купального сезона ДД.ММ.ГГГГ пятью лицами травм при купании, и гибели одного человека на воде.

В судебном заседании представитель прокурора – пом. прокурора Стародубцев Д.М. поддержал исковые требования, повторив изложенные в нем доводы.

Представитель ответчика Солодовников В.А. иск не признал, пояснив, что в пределах границ города Пошехонье не имеется такого участка водоема, который соответствовал бы требованиям, предъявляемым указанными Правилами, а именно: чтобы имелся плавный уклон дна до глубины 2 метров на протяжении 15 метров. Засыпать какой-либо участок реки песком, чтобы получить требуемые параметры администрация не имеет финансовых возможностей. Очищать дно реки от крупных валунов в районе улицы <адрес>, где происходит наиболее массовое купание граждан, запрещено в связи с тем, что эти валуны являются телом дамбы и их извлечение может повлиять на целостность гидротехнического сооружения, кроме того, на данном участке никогда не будет обеспечен плавный уклон до 2 метров на протяжении 15 метров от берега, так как в данном месте река имеет поворот, и течением реки песок вымывается. Значительная часть жилого фонда города не обустроена водопроводом, в связи с чем у населения города сложился определенный порядок использования рек для стирки и полоскания, т.е. места установок плотомоек для этих целей определились на протяжении многих лет и любая смена места нахождения плотомойки, либо их ликвидация вызывает шквал жалоб граждан, требующих вернуть плотомойки на место, поэтому определить место для массового купания не ближе 500 метров от плотомоек, как того требуют Правила, также невозможно. Кроме того, полагает, что оборудование места массового отдыха на воде в соответствии с требованиями, установленными Правилами – это право органов местного самоуправления, а не обязанность. Что касается требования определить места, опасные для купания, то это требование выполняется, информационные стенды устанавливаются, но периодически уничтожаются вандалами и администрация не успевает их обновлять.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года (в редакции от 3 ноября 2010 года) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения поселения, пунктом 15 которого предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. При этом нет указания на то, что к таким вопросам относится обустройство мест массового отдыха населения именно на водных объектах.

Такая формулировка не случайна, так как к обустройству места массового отдыха на водных объектах предъявляется ряд требований, обеспечение которых зависит не только от органов местного самоуправления, но и от характеристик водных объектов, имеющихся в границах того или иного поселения. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 года № 769 «О порядке утверждения Правил охраны жизни людей на водных объектах» установлено, что в соответствии со статьей 6 Водного Кодекса РФ утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На основании данной нормы Администрация Ярославской области Постановлением № 164 от 22 мая 2007 года утвердила Правила охраны жизни людей на водных объектах Ярославской области, разделом 2 которых определены требования к пляжам (как местам массового отдыха граждан на водных объектах, в постановлении эти понятия не разделены), а в пунктах 2.5.-2.7 указано, что дно акватории пляжа должно иметь постепенный скат без уступов до 2 метров при удалении от берега не менее 15 метров и быть очищено от водных растений, коряг, стекла, камней и других опасных для купания предметов; площадь водного зеркала в местах купания на проточном водоеме должна обеспечивать не менее 5 квадратных метров на одного купающегося, а на непроточном водоеме – в 2-3 раза больше, в местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворотов и течения, превышающего 0,5 метра в секунду.

Пояснения представителя ответчика о том, что в пределах границы города Пошехонье нет ни одного места на водных объектах, отвечающих данным требованиям, ничем не опровергнуты, создание же искусственного участка водного объекта, отвечающего данным требованиям, не входит в обязанности органа местного самоуправления.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требование обязать орган местного самоуправления определить места массового отдыха граждан на водных объектах и оборудовать их путем принятия мер к очистке дна акватории данного места в границах заплыва до глубины 2 метра до начала купального сезона; обозначения границ плавания буйками красного и оранжевого цвета; принятия мер к установке мачты для поднятия сигнальных знаков, запрещающих и разрешающих купание; принятия мер к получению разрешения Государственной инспекции по маломерным судам, не подлежит удовлетворению. Доводы представителя истца о том, что истцом не заявлены требования обустроить пляж полностью в соответствии с требованиями, изложенными в Правилах охраны жизни людей на водных объектах (в частности, им не заявлены требования, изложенные в п. 2.11., предусматривающем, что пляжи должны быть обеспечены в достаточном количестве тентами, лежаками, зонтами для защиты от солнечных лучей, душами с естественным подогревом воды, баками с кипяченой водой, а при наличии водопроводов – фонтанчиками с питьевой водой), а ограничены лишь теми, которые орган местного самоуправления в состоянии выполнить, не влияют на выводы суда об обоснованности требований обязать определить места массового отдыха населения на водных объектах.

Вместе с тем, требования истца обязать ответчика принять меры к охране жизни людей на водных объектах путем определения мест, опасных для купания, и своевременной информации населения о таких местах подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Пунктом 26 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Пунктом 1.4. указанных выше Правил ораны жизни людей на водных объектах Ярославской области предусмотрено, что на водных объектах общего пользования может быть запрещено купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также установлены иные запреты с обязательным оповещением населения через средства массовой информации и путем выставления вдоль берегов специальных информационных знаков или иным способом.

С учетом этого, с целью охраны жизни и здоровья населения органы местного самоуправления обязаны определить места на водных объектах, купание в которых опасно для жизни и здоровья, установить запрет на купание в опасных местах и своевременно и надлежащим образом информировать об этом население.

Этими же Правилами (раздел 8) определены требования к знакам безопасности на воде, в частности, надпись «купаться запрещено» должна быть нанесена с указанием границ в метрах, в красной рамке, перечеркнутой красной чертой по диагонали с верхнего левого угла, ниже изображение плывущего человека, знак должен крепиться на столбе красного цвета.

Кроме определения мест, запрещенных для купания, с целью информирования населения обоснованным является и требование истца обязать ответчика опубликовать в СМИ перечень мест, запрещенных для купания.

Представленные ответчиком постановления: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ противоречивы, определения мест, где купание запрещено, имеют разночтения, сроки действия постановления не определены, они нигде не опубликованы, в связи с чем принять данные постановления как выполнение требований истца у суда нет оснований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, с у д

р е ш и л :

Обязать Муниципальное учреждение Администрация городского поселения города Пошехонье в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить на водных объектах, расположенных в пределах границ города Пошехонье, места, где купание запрещено, установить знаки безопасности на воде, соответствующие требованиям раздела 8 Правил охраны жизни людей на водных объектах Ярославской области и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ярославской области, утвержденных Постановлением Администрации Ярославской области № 164 от 22 мая 2007 года (в редакции от 13 мая 2009 года) в местах, где купание запрещено, с указанием границ их действия в метрах, и опубликовать информацию о местах, где купание граждан запрещено, в средствах массовой информации.

В остальной части иска прокурору Пошехонского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с текстом которого стороны могут ознакомиться в помещении Пошехонского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ______________________