Решение от 28.03.11 О возложении оябзанности поставить на учет бесхозяйное шламохранилище



Дело №2-414/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 года г. Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Л.В. Домниковой

при секретаре В.Е.Игнатьевой

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Вахрушев» о признании незаконным бездействия по подаче заявления в Поронайский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища и возложении обязанности обратиться в Поронайский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища, расположенного в западной части пгт. Вахрушев на расстоянии 200 метров от автобазы

у с т а н о в и л:

дата Поронайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Вахрушев» о признании незаконным бездействия по подаче заявления в Поронайский отдел Управления ФРС по Сахалинской области о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища и возложении обязанности по обращению в Поронайский отдел УФРС по Сахалинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища, расположенного в западной части пгт. Вахрушев на расстоянии 200 метров от автобазы.

В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории данного муниципального образования имеются два гидротехнических сооружения - шламохранилища, ранее входивших в единый комплекс ООО «Поронайская центральная обогатительная фабрика (далее - ООО «Поронайская ЦОФ»).

Первое шламохранилище расположено в западной части пгт. Вахрушев на расстоянии 200 метров от автобазы и введено в эксплуатацию в 1970 году, а в 1982 году поставлено на реконструкцию в связи с проведением очистных работ.

Второе - открыто на период проведения очистных работ в отношении первого и расположено на месте отработанного пространства участка открытых горных работ № 2.

По второму шламохранилищу Поронайским городским судом вынесено решение дата , которым суд обязал администрацию муниципального образовании «Городской округ «Вахрушев» обратится в Поронайский отдел УФРС по Сахалинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища. Кассационным определением Сахалинского областного суда от дата это решение оставлено в силе.

В отношении первого шламохранилища вопрос остался нерешенным.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Поронайская ЦОФ» ликвидировано. По результатом проведения открытых торгов в форме публичного предложения по продаже имущества принадлежащего ООО «Поронайская ЦОФ» имущество приобретено ООО «Сахалин-трейдинг», за исключением шламохранилища, которое в конкурсную массу не вошло, то есть вышеуказанный объект является бесхозяйным.

Администрацией муниципального образовании «Городской округ «Вахрушев» в настоящее время не принято никаких мер по признанию данного объекта бесхозяйным, в связи с чем Поронайский городской прокурор просит суд признать незаконным бездействие по подаче заявления в Поронайский отдел УФРС по Сахалинской области о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища и возложить обязанность по обращению в Поронайский отдел УФРС по Сахалинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища, расположенного в западной части пгт. Вахрушев на расстоянии 200 метров от автобазы.

В судебном заседании заместитель Поронайского городского прокурора Д исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика, действующий на основании доверенности, С требования иска не признал, представил отзыв на исковое заявление, указав, что администрация муниципального образовании «Городской округ «Вахрушев» не обязана производить действия связанные с постановкой на учет участка горной выработки, заполненной сточными и грунтовыми водами. Документация о принадлежности участка к гидротехническому сооружению отсутствует и не установлено наименования «шламохранилища».

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив свидетелей М и К, исследовав материалы дела, дав оценку добытым в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В силу пункта 2 раздела 1 вышеуказанного Положения принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;

территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Исходя из материалов дела следует, что согласно разделу 1 проекта илонакопителя обогатительной фабрики разреза «Лермонтовский», утвержденному техническим директором ПО «Сахалинуголь» Р от дата , на расстоянии 0,8-1 км на юго-запад от главного корпуса обогатительной фабрики в выработках разреза на месте отработки угольного пласта I Вахрушевского буроугольного месторождения расположено наружное шламохранилище, куда сбрасываются шламовые воды. В 1983 году это шламохранилище полностью заполнено шламом, и шламовые воды начали сбрасываться в выработанное пространство отработанного участка №2.

Из информации Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Хщеновича Ю.В. от 2 февраля 2011 года № 112м-2011 также следует, что проведенной проверкой установлено о том, что в 1983 году было заполнено старое шламохранилище и шламовые воды стали сбрасываться в отработанный участок недр № 2 Вахрушевского месторождения.

В соответствии с договорами купли-продажи оборудования от дата , заключенными между ООО «Поронайская ЦОФ» в лице конкурсного управляющего Л, и ООО «Сахалин-трейдинг», в лице генерального директора Г, продавец - ООО «Поронайская ЦОФ» передало в собственность покупателю - ООО «Сахалин-трейдинг» оборудование, сооружение и недвижимое имущество. При этом шламохранилище объектом сделки не являлось, то есть оно не было продано.

Из объяснений генерального директора ООО «Сахалин-трейдинг» Г, данных прокурору г. Южно-Сахалинска дата , следует, что по результатам открытых торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО «Поронайская ЦОФ», ООО «Сахалин-трейдинг» приобрело здание главного корпуса, склад магнетита, приемную яму, погрузочный пункт концентрата, железнодорожный тупик и прочее оборудование, находящееся по адресу: *. Шламохранилище и водопропуской тоннель не были указаны в перечне продаваемого имущества, в связи с чем оно не было приобретено в собственность ООО «Сахалин-трейдинг».

ООО «Поронайская ЦОФ» ликвидировано, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 65 № * от дата .

Согласно письму от дата * Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адресованному заместителю полномочного представителя Президента Российской Федерации Полещук А.Н. следует, что шламохранилище не имеет собственника, и угроза состоит в том, что при возможных больших объемах перелива воды из илонакопителя и со склонов соседних сопок и при заторе водопропускного тоннеля возможен перелив и размыв рыхлого насыпного грунта, в котором расположен тоннель. Об этом были поставлены в известность администрация муниципального образовании «Городской округ «Вахрушев», правительство Сахалинской области, природоохранная прокуратура и ГУ МЧС России по Сахалинской области. Без установления собственника выявленного бесхозяйного гидротехнического сооружения, управление Ростехнадзора не может осуществить над ним контрольно-надзорные функции.

На наличие бесхозяйного шламохранилища указал также допрошенный в судебном заседании свидетель М, который суду пояснил, что муниципальным образованием «Городской округ «Вахрушев» проводится работа по постановке на учет бесхозяйных шламохранилищ № 1 и № 2, а именно собираются необходимые документы, проведены осмотры, сделаны снимки.

Допрошенный в судебном заседании свидетель М пояснил суду, что спорный объект представляет собой искусственный водоем имеющий трубу водоперелива и что ранее он эксплуатировался как шламохранилище.

У суда нет оснований ставить под сомнение показания свидетелей, поскольку их показания также согласуются с показанием истца и другими материалами дела и подтверждают наличие гидротехнического сооружения - «шламохранилища».

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Те же положения содержаться в Уставе муниципального образования «Городской округ «Вахрушев»

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела, вышеуказанные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения - шламохранилища, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности администрации муниципального образования «Городской округ «Вахрушев» по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку шламохранилище расположено в пределах муниципального округа «Городской округ «Вахрушев», не обращение администрации муниципального образовании «Городской округ «Вахрушев» в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования Поронайского городского прокурора о признании незаконным бездействия по подаче заявления в Поронайский отдел Управления ФРС по Сахалинской области о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища и возложении обязанности по собиранию необходимых документов и обращению в Поронайский отдел Управления ФРС по Сахалинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища подлежат удовлетворению.

Доводы представителя администрации муниципального образования «Городской округ «Вахрушев» об отсутствии документации о принадлежности спорного объекта к гидротехническому сооружению опровергаются исследованными в суде доказательствами, а предоставленный акт «визуального обследования «шламохранилища» и водопропускного тоннеля» от дата напротив подтверждает его наличие на территории муниципального образования «Городской округ «Вахрушев».

Решение Поронайского городского суда от 19 ноября 2010 года, которым на администрацию муниципального образования «Городской округ «Вахрушев» возложена обязанность собрать необходимые документы и обратиться в Поронайский отдел УФРС по Сахалинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища, вынесено в отношении отработанного участка недр № 2 Вахрушевского буроугольного месторождения (шламохранилища № 2) и не имеет преюдициального значения для данного дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Вахрушев» о признании незаконным бездействия по подаче заявления в Поронайский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища и возложении обязанности обратиться в Поронайский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища, расположенного в западной части пгт. Вахрушев на расстоянии 200 метров от автобазы - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Городской округ «Вахрушев» по подаче заявления в Поронайский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области о принятии на учет бесхозяйного шламохранилища, расположенного в западной части пгт. Вахрушев на расстоянии 200 метров от автобазы, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Вахрушев» обратиться в Поронайский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области с заявлением о принятии на учет безхозяйного шламохранилища, расположенного в западной части пгт. Вахрушев на расстоянии 200 метров от автобазы.

На решение может быть подана кассационная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме постановлено 4 апреля 2011 года.

Судья Поронайского городского суда : подпись

Копия верна, судья Л. В. Домникова