Решение о признании права на жилое помещение



Дело №2-342/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года г. Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Л.В. Домниковой

при секретаре В.Е. Игнатьевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора, поданного в интересах несовершеннолетнего Патракова Г.В. к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности внести изменения в постановление главы администрации № 503 от 15 октября 2009 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья», исключив из его приложения установленную очередность

у с т а н о в и л:

10 декабря 2010 года Поронайский городской прокурор, обратился в суд в интересах несовершеннолетнего сироты Патракова Г.В. к администрации городского округа «Поронайский» о признании за Патракова Г.В. права пользования жилым помещением в пределах городского округа «Поронайский», отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства из состава муниципального жилищного фонда и возложении на администрацию городской округ «Поронайский» обязанности обеспечить право Патракова Г.В. посредством закрепления за ним, как за сиротой, иного равноценного жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда городского округа «Поронайский».

В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что постановлением главы администрации № 503 от 15 октября 2009 года за сиротой Патракова Г.В. рожденным дата , закреплено жилое помещение по адресу: *, которое впоследствии стало не пригодно для проживания.

Поронайский городской прокурор указал, что в дальнейшем право Патракова Г.В. на использование жилого помещения будет нарушено и в силу указанных обстоятельств на основании пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит признать за Патракова Г.В. право пользования жилым помещением в пределах городского округа «Поронайский», отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства из состава муниципального жилищного фонда и возложении на администрацию городской округ «Поронайский» обязанности обеспечить право Патракова Г.В. посредством закрепления за ним, как за сиротой, иного равноценного жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда городского округа «Поронайский».

Впоследствии Поронайский городской прокурор изменил заявленные требования на требования о признании за Патракова Г.В. права пользования иным жилым помещением в пределах городского округа «Поронайский», отвечающего установленным санитарным и техническим правилам, иным требованиям законодательства из состава муниципального жилищного фонда и возложении обязанности по обеспечению права Патракова Г.В. на жилище посредством закрепления за ним иного равноценного жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда городского округа «Поронайский».

Определением Поронайского городского суда от 21 февраля 2011 года к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Управление образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский» и ГОУ «Детский дом № *».

дата Поронайский городской прокурор изменил предмет иска и просил о возложении на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности внести изменения в постановление главы администрации № 503 от 15 октября 2009 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья», исключив из его приложения установленную за Патракова Г.В. очередность № * так как действующим законодательством очередность не предусмотрена.

В судебном заседании помощник Поронайского городского прокурора Млскаленко Д.В. измененное требование иска поддержала.

В судебном заседании представители ответчика и третьего лица, действующие на основании доверенностей, Коваленко В.И. и Рябова А.В. требования иска не признали. Суду пояснили, что истцом пропущен срок обращения в суд, так как обжалуемое им постановление получено прокуратурой 23 ноября 2009 года, а также что учет по предоставлению в дальнейшем Патраков Г.В. жилого помещения ведется правильно и этим учетом жилищные права несовершеннолетнего Патракова Г.В. не нарушены.

Третье лицо - ГОУ «Детский дом № *» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Предоставил суду письмо, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд рассматривает дело в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дав оценку добытым в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

На основании пункта 7 статьи 13 и пунктов 3 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Сахалинской области от 8 декабря 2010года № 115-ЗО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Руководитель детского дома, школы-интерната, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования не позднее, чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан проинформировать органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за детьми жилого помещения о дате выпуска указанных лиц. В случае, если жилое помещение, закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на дату получения органами местного самоуправления указанного уведомления находится в пользовании других лиц, органы местного самоуправления обязаны принять меры к освобождению указанного жилого помещения или предоставить иное равноценное жилое помещение.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются в соответствии с законодательством вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма по месту выявления и постановки на учет органом опеки и попечительства.

В силу пунктов 1 и 35 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 3 августа 2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями в отношении несовершеннолетних: выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и детей, нуждающихся в государственной поддержке; обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений.

На основании пункта 5 статьи 4 Закона Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования или иного уполномоченного им органа.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что все граждане, в том числе дети - сироты, считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления и основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных организациях, детских домах семейного типа, приемных семьях.

Поронайский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту прав несовершеннолетнего Патракова Г.В., полагая нарушенными его жилищные права.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении Патраков Г.В. родился дата .

Постановлением мэра муниципального образования «Поронайский район» № 209 от 123 мая 2000 года за сиротой Патракова Г.В. закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: *.

Приложением к постановлению главы администрации городского округа «Поронайский» № 503 от 15 октября 2009 года Патраков Г.В. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по основанию непригодности дома для проживания. В приложении к постановлению № 503 напротив фамилии Патраков Г.В. проставлена очередность № *. Эта очередность соответствует записи в книге регистрации, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно справке ГОУ «Детский дом № *» от 09 марта 2011 года № 150 Патраков Г.В. действительно воспитывается в ГОУ «Детский дом № *», где находится на полном государственном обеспечении с дата года по настоящее время.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Патраков Г.В. пребывания в государственном учреждении не окончил, и у него не возникло право на внеочередное получение жилья.

Администрацией городского округа «Поронайский» в постановлении главы администрации городского округа «Поронайский» № 503 от 15 октября 2009 года соблюден порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, закону он не противоречит, права и охраняемые законом интересы Патракова Г.В. им не нарушены. Поэтому требование Поронайского городского прокурора об исключении очередности Патракова Г.В. из приложения к постановлению главы администрации № 503 от 15 октября 2009 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья» удовлетворению не подлежит.

Кроме того, постановление главы администрации № 503 от 15 октября 2009 года в обжалуемой части имеет распорядительный характер и не регламентирует правоотношения для широкого круга лиц, поэтому к нему применимы требования части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно письмам администрации городского округа «Поронайский» от 19 октября 2009 года и 13 мая 2011 года копия постановления администрации городского округа «Поронайский» № 503 от 15 октября 2009 года направлена прокурору 19 октября 2009 года, исходящим № 02-2377/09. Также 10 декабря 2010 года при обращении в суд с иском прокурор приложил к иску копию постановления администрации городского округа «Поронайский» № 503 от 15 октября 2009 года, на него же ссылался в иске.

Таким образом, Поронайский городской прокурор обратился в суд к администрации городского округа «Поронайский» с требованием о возложении на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности внести изменения в постановление главы администрации № 503 от 15 октября 2009 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья», исключив из его приложения установленную очередность за Патракова Г.В. - 11 апреля 2011 года, то есть за пределами трехмесячного срока со дня, когда ему стало известно о постановлении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Поронайского городского прокурора, поданного в интересах несовершеннолетнего Патракова Г.В. к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности внести изменения в постановление главы администрации № 503 от 15 октября 2009 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья», исключив из его приложения установленную очередность - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинской областной суд через Поронайский городской суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня вынесение решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме постановлено 29 мая 2011 года.

Судья Л. В. Домникова