Решение о возложении обязанности закрепить жилое помещение



Дело №2-360/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года г. Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Л.В. Домниковой

при секретаре В.Е. Игнатьевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора, поданного в интересах несовершеннолетней Волковой Е.С. к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности внести изменения в постановление главы администрации № 75 от 16 февраля 2010 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья», исключив из его приложения установленную очередность

у с т а н о в и л:

08 декабря 2010 года Поронайский городской прокурор, обратился в суд в интересах несовершеннолетней сироты Волковой Е.С. к администрации городского округа «Поронайский» о признании за Волковой Е.С. права пользования жилым помещением в пределах городского округа «Поронайский», отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства из состава муниципального жилищного фонда и возложении на администрацию городской округ «Поронайский» обязанности обеспечить право Волковой Е.С. посредством закрепления за ней, как за сиротой, иного равноценного жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда городского округа «Поронайский».

В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что постановлением мэра города Поронайска за сиротой Волковой Е.С., рожденной дата , закреплено жилое помещение по адресу: *, которое в настоящее время не пригодно для проживания.

Поронайский городской прокурор указал, что в дальнейшем право Волковой Е.С. на использование жилого помещения будет нарушено и в силу указанных обстоятельств на основании пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит признать за Волковой Е.С. право пользования жилым помещением в пределах городского округа «Поронайский», отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства из состава муниципального жилищного фонда и возложении на администрацию городской округ «Поронайский» обязанности обеспечить право Волковой Е.С. посредством закрепления за нею, как за сиротой, иного равноценного жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда городского округа «Поронайский».

Впоследствии Поронайский городской прокурор изменил заявленные требования на требования о признании за Волковой Е.С. права пользования иным жилым помещением в пределах городского округа «Поронайский», отвечающего установленным санитарным и техническим правилам, иным требованиям законодательства из состава муниципального жилищного фонда и возложении обязанности по обеспечению права Волковой Е.С. на жилище посредством закрепления за ней иного равноценного жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда городского округа «Поронайский».

Определением Поронайского городского суда от 24 февраля 2011 года к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: управление образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский» и ОГУ «Кировский дом-интернат для умственно отсталых детей».

11 апреля 2011 года Поронайский городской прокурор изменил предмет иска и просил о возложении на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности внести изменения в постановление главы администрации № 75 от 16 февраля 2010 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья», исключив из его приложения установленную за Волковой Е.С. очередность № *, так как действующим законодательством очередность не предусмотрена.

В судебном заседании помощник Поронайского городского прокурора Москаленко Д.В. измененное требование иска поддержала.

В судебном заседании представители ответчика и третьего лица, действующие на основании доверенностей, Артемьева Т.А. и Рябова А.В. требования иска не признали. Суду пояснили, что истцом пропущен срок обращения в суд, так как обжалуемое им постановление получено прокуратурой 24 февраля 2010 года, а также что учет по предоставлению в дальнейшем Волковой Е.С. жилого помещения ведется правильно и этим учетом жилищные права несовершеннолетней Волковой Е.С. не нарушены.

Третье лицо - ОГУ «Кировский дом-интернат для умственно отсталых детей» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Сообщил суду просьбу телефонограммой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд рассматривает дело в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дав оценку добытым в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

На основании пункта 7 статьи 13 и пунктов 3 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Сахалинской области от 8 декабря 2010года № 115-ЗО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Руководитель детского дома, школы-интерната, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования не позднее, чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан проинформировать органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за детьми жилого помещения о дате выпуска указанных лиц. В случае, если жилое помещение, закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на дату получения органами местного самоуправления указанного уведомления находится в пользовании других лиц, органы местного самоуправления обязаны принять меры к освобождению указанного жилого помещения или предоставить иное равноценное жилое помещение.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются в соответствии с законодательством вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма по месту выявления и постановки на учет органом опеки и попечительства.

В силу пунктов 1 и 35 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 3 августа 2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями в отношении несовершеннолетних: выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и детей, нуждающихся в государственной поддержке; обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений.

На основании пункта 5 статьи 4 Закона Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования или иного уполномоченного им органа.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что все граждане, в том числе дети - сироты, считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления и основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных организациях, детских домах семейного типа, приемных семьях.

Поронайский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту прав несовершеннолетней Волковой Е.С., полагая нарушенными её жилищные права.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении Волковой Е.С. родилась дата .

Постановлением мэра города и Поронайского района № 113 от 12 марта 1997 года за сиротой Волковой Е.С. закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: *.

Согласно акту обследования комиссии от 1 февраля 2010 года жилой * в * разрушен и признан непригодным для проживания.

Приложением к постановлению главы администрации городского округа «Поронайский» № 75 от 16 февраля 2010 года Волковой Е.С. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по основанию непригодности дома для проживания. В приложении к постановлению № 75 напротив фамилии Волковой Е.С. проставлена очередность № 373. Эта очередность соответствует записи в книге регистрации, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно справке областного государственного учреждения «Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» от 11 марта 2011 года № 135 Волковой Е.С. действительно находится на полном государственном обеспечении в областном государственном учреждении «Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» с дата по настоящее время.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Волковой Е.С. пребывания в государственном учреждении не окончила, и у неё не возникло право на внеочередное получение жилья.

Администрацией городского округа «Поронайский» в постановлении главы администрации городского округа «Поронайский» № 75 от 16 февраля 2010 года соблюден порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, закону он не противоречит, права и охраняемые законом интересы Волковой Е.С. им не нарушены. Поэтому требование Поронайского городского прокурора об исключении очередности Волковой Е.С. из приложения к постановлению главы администрации № 75 от 16 февраля 2010 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья» удовлетворению не подлежит.

Кроме того, постановление главы администрации № 75 от 16 февраля 2010 года в обжалуемой части имеет распорядительный характер и не регламентирует правоотношения для широкого круга лиц, поэтому к нему применимы требования части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно письмам администрации городского округа «Поронайский» от 24 февраля 2010 года и 13 мая 2011 года копия постановления администрации городского округа «Поронайский» № 75 от 16 февраля 2010 года направлена прокурору 24 февраля 2010 года. На письме имеется отметка о получении 24 февраля 2010 года. Также 08 декабря 2010 года при обращении в суд с иском прокурор приложил к иску копию постановления администрации городского округа «Поронайский» 75 от 16 февраля 2010 года.

Таким образом, Поронайский городской прокурор обратился в суд к администрации городского округа «Поронайский» с требованием о возложении на администрацию городского округа «Поронайский» обязанности внести изменения в постановление главы администрации № 75 от 16 февраля 2010 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья», исключив из его приложения установленную очередность за Волковой Е.С., - 11 апреля 2011 года, то есть за пределами трехмесячного срока со дня, когда ему стало известно о постановлении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Поронайского городского прокурора, поданного в интересах несовершеннолетней Волковой Е.С. к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности внести изменения в постановление главы администрации № 75 от 16 февраля 2010 года «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на льготное получение жилья», исключив из его приложения установленную очередность - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинской областной суд через Поронайский городской суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня вынесение решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме постановлено 29 мая 2011 года.

Судья Л. В. Домникова