Решение о включении периода работы в льготный стаж и назначении пенсии с момента обращения



Дело № 2 -713/ 2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2011 года          г. Поронайск Сахалинская область

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Домниковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Игнатьевой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богомоловой М.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Поронайскому району Сахалинской области о включении периода работы в льготный стаж и назначении пенсии с момента обращения,

у с т а н о в и л :

Истица Богомолова М.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Поронайскому району Сахалинской области (далее по тексту - ГУ УПФР по Поронайскому району Сахалинской области), указав в его обоснование, что 01 ноября 2011 года она обратилась к ответчику за назначением ей льготной трудовой пенсии по старости, в чем ей было отказано в виду отсутствия необходимого 30-летнего стажа лечебной и иной работы по охране здоровья. Согласно ответу ГУ УПФР по Поронайскому району Сахалинской области от <дата> на момент обращения ее льготный стаж составил всего 25 лет 28 дней, в который периоды работы в должности медсестры палатной акушерско-гинекологического отделения с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> , включены без учета работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, ссылкой на то, что в Перечне структурных подразделений и учреждений наименование акушерско-гинекологическое отделение не предусмотрено.

Не согласившись с отказом в назначении льготной пенсии истица просит суд учесть периоды ее работы в должности медсестры палатной акушерско-гинекологического отделения в льготном исчислении, как один год работы за один год шесть месяцев и обязать ГУ УПФР по Поронайскому району Сахалинской области назначить ей досрочную трудовую со дня обращения с заявлением о ее назначении - 01 ноября 2010 года.

В судебном заседании истица Богомолова М.А. заявленный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, уточнив, что в исковом заявлении ею ошибочно указана дата обращения в пенсионный орган за назначением пенсии 01 ноября 2010 года, вместо 02 ноября 2010 года. В связи с чем, просит суд включить периоды ее работы в должности медсестры палатной акушерско-гинекологического отделения с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в льготный период для назначения пенсии из расчета один год за один год и шесть месяцев, обязать ГУ УПФР по Поронайскому району Сахалинской области назначить ей трудовую пенсию по старости со 02 ноября 2010 года.

Представитель ответчика ГУ УПФР по Поронайскому району Сахалинской области Иванов Г.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что истица, как медицинский работник, имеет право на назначение ей льготной пенсии при условии выработки льготного стажа не менее 30 лет. На момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд необходимого количества лет для назначения льготной пенсии Богомолова М.А. не имела, период работы в должности медсестры палатной акушерско-гинекологического отделения включен в стаж работы без учета работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, поскольку в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, наименование акушерско-гинекологическое отделение не предусмотрено.

Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании достоверно установлено, что истица с * года работает в Центральной районной больницы г. Поронайска Сахалинской области, в последствии переименованную в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Поронайская центральная районная больница» (с 16 июля 1996 года), муниципальное учреждение здравоохранения «Поронайская центральная районная больница» (с 08 августа 2002 года),в период c <дата> по <дата> медсестрой акушерско-гинекологического отделения, с <дата> по <дата> - медсестрой палат новорожденных родильного отделения, с <дата> по <дата> - медсестрой палатной акушерско-гинекологического отделения, с <дата> по <дата> - старшей медсестрой акушерско-гинекологического отделения, с <дата> по настоящее время - медсестрой палатной акушерско-гинекологического отделения.

В период с <дата> по <дата> работала медсестрой терапевтического отделения войсковой части 61717.

Согласно справке МУЗ «Поронайская ЦРБ», уточняющей занятость Богомоловой М.А. в соответствующих должностях за периоды работы, засчитываемые в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, истица в период с <дата> по <дата> находилась в отпуске без сохранения заработной платы.

02 ноября 2011 года Богомолова М.А. обратилась в ГУ УПФР по Поронайскому району Сахалинской области с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в чем ей было отказано в связи с отсутствием у нее на момент обращения требуемого льготного стажа не менее 30 лет лечебной и иной работы по охране здоровья. При этом в уведомлении об отказе в назначении пенсии пенсионный орган указал, что работа в должности медсестры палатной акушерско-гинекологического отделения в периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> включена в стаж без учета работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, так как в Перечень структурных подразделений и учреждений наименование акушерско-гинекологическое отделение не предусмотрено.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Ранее до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичная норма была предусмотрена пунктом 11 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

29 октября 2002 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 781 (в ред. от 26 мая 2009 года), которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждены список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно вышеназванному Списку должностей и учреждений…, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» включаются периоды работы в должностях: среднего медицинского персонала, в том числе главная медицинская сестра, медицинская сестра, медицинская сестра палатная и в качестве учреждений, работа в которых предоставляет такое право, в пункте 1 указаны больницы всех наименований.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам в подпункте «б» установлено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющегося приложением к Правилам исчисления периодов работы, к таким работам относится работа в должностях: операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших, медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, и др. Списка, в число которых включены отделения акушерское и гинекологическое.

Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в льготном исчислении (один год работы за 1 год и 6 месяцев стажа) подлежат включению периоды работы в должностях операционной медицинской сестры, в том числе старшей, медицинской сестры перевязочной акушерского отделения и гинекологического отделения.

Учитывая, что в Перечне в качестве структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа работы, указаны как акушерское отделение, так и гинекологическое, суд находит, что работа в таком подразделении, как акушерско-гинекологическое, также дает право на указанную льготу.

Между тем, судом установлено, что в спорные периоды истица работала в акушерско-гинекологическом отделении в должностях медсестры, медсестры палатной, старшей медсестры, при этом доказательств того, что ее должностные обязанности были аналогичными обязанностям операционной медицинской сестры либо медицинской сестры перевязочных не представлено и судом не добыто.

В соответствии Приказом Минздравсоцразвития РФ от <дата> N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» в должностные обязанности операционной медицинской сестры входит: осуществление подготовки операционной, участников хирургической бригады, хирургических инструментов, белья, шовного и перевязочного материалов, аппаратуры к проведению операции; проведение контроля за своевременностью транспортировки пациента, а также за путями движения хирургической бригады в соответствии с зонами стерильности в операционном блоке; обеспечение инфекционной безопасности пациента и медицинского персонала, а также обеспечение соблюдения правил асептики и антисептики всем персоналом, находящимся в операционной; подготовка пациента к операции: создает необходимую хирургическую позицию на операционном столе, обрабатывает операционное поле, обеспечивает изоляцию операционного поля; участие в хирургических операциях, обеспечение членов хирургической бригады необходимым инструментарием, материалами, аппаратурой; осуществление раннего послеоперационного ухода за пациентом, профилактику послеоперационных осложнений; осуществление контроля за своевременным направлением на гистологическое и бактериологическое исследование биологического материала, взятого во время операции у пациента; проведение количественного учета используемого инструментария, шовного и перевязочного материалов, белья, лекарственных средств и аппаратур; выполнение первичной дезинфекционной обработки используемого инструментария, материалов и аппаратуры; проведение контроля стерилизации белья, перевязочного и шовного материалов, инструментария и аппаратуры; осуществление подготовки и контроля эксплуатации аппаратуры, находящейся в операционной и т.п.

К должностным обязанностям медицинской сестры перевязочной относятся - выполнение назначенных лечащим врачом манипуляций, разрешенных к выполнению средним медицинским персоналом; сопровождение тяжелобольных после проведенных манипуляций в палату; подготовка к стерилизации инструментария, шприцев, капельниц; осуществление систематического санитарно-гигиенического контроля за помещением перевязочной; обеспечение систематического пополнения, учета, хранения и расходования медикаментов, перевязочного материала, инструментария и белья; инструктаж младшего медицинского персонала перевязочной и контроль за его работой; ведение медицинской документации; осуществление сбора и утилизации медицинских отходов; осуществление мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждение постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должностные обязанности палатной медсестры акушерско-гинекологического отделения, утвержденные главным врачом МУЗ «Поронайская ЦРБ» содержат отличный круг обязанностей от вышеприведенных.

В связи с чем, периоды работы истицы в акушерско-гинекологическом отделении в должности медсестры, медсестры палатной, старшей медицинской сестры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 полежит зачислению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, но без его льготного исчисления как год работы за один год и шесть месяцев.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что работа истицы в акушерско-гинекологическом отделении относится в том числе к периодам ее деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 названного Постановления № 1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» от 06 сентября 1991 года N 464, в перечне должностей, работа в которых давала право на льготное исчисление стажа работы в полуторном размере, указан средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, суд считает необходимым руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к среднему медперсоналу отнесены медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), операционная медицинская сестра. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

При таких обстоятельствах, поскольку Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, акушерское и гинекологическое отделения отнесены к отделениям хирургического профиля, и в силу законодательства, действовавшего в период работы истицы в акушерско-гинекологическом отделении Поронайской ЦРБ, последняя обладала правом на льготное исчисление стажа ее работы в должностях медицинской сестры, медицинской сестры палатной, старшей медицинской сестры, суд приходит к выводу, что периоды работы истицы в акушерско-гинекологическом отделении с <дата> по <дата> , с <дата> по <дата> , с <дата> по <дата> подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение Богомоловой досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении - один год работы за 1 год и 6 месяцев.

При этом суд считает, что иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет требование истицы в части включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды ее работы медсестрой, медсестрой палатной, старшей медсестрой акушерско-гинекологического отделения Поронайской ЦРБ с <дата> по <дата> , c <дата> по <дата> , с <дата> по <дата> в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Проверив стаж работы истиц, суд установил, что ее стаж за периоды с <дата> по <дата> , c <дата> по <дата> , с <дата> по <дата> составляет менее 10 лет 8 месяцев, что в льготном исчислении (один год работы за полтора года) составляет 16 лет 2 месяца, тем самым, стаж истицы за указанные периоды в связи с льготным исчислением увеличился на 5 лет 4 месяца.

Поскольку из решения пенсионного органа следует, что стаж истицы на момент ее обращения в Управление составлял 25 лет 28 дней, то с учетом увеличения стажа работы за оспариваемые периоды общий стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, составляет свыше 30 лет.

Таким образом, суд считает, что в силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истица на момент ее обращения к ответчику имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В связи с этим суд находит необходимым обязать ответчика назначить истице трудовую пенсию со 02 ноября 2010 года, то есть согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня ее обращению за назначением пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 108, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Богомоловой М.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Поронайскому району Сахалинской области о включении периода работы в льготный стаж и назначении пенсии с момента обращения удовлетворить частично.

Включить в льготный стаж Богомоловой М.А. периоды работы в должностях медсестры, старшей медсестры, медсестры палатной акушерско-гинекологического отделения с <дата> по <дата> , с <дата> по <дата> , с <дата> по <дата> в льготном исчислении за каждый год работы как один год и шесть месяцев.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Поронайскому району Сахалинской области назначить Богомоловой М.А. льготную пенсию со 02 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Сахалинской областной суд подачей кассационной жалобы через Поронайский городской суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме постановлено 04 июля 2011 года.

Судья Поронайского городского суда Л.В. Домникова