Дело №2-699/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 июля 2011 года г. Поронайск Поронайский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Л.В. Домниковой при секретаре В.Е. Игнатьевой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоэнергия» о возложении обязанности получить лицензию (разрешение) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, запланировать и организовать мероприятия по гражданской обороне с работниками, провести обучение в области гражданской обороны с работниками, создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта у с т а н о в и л: Поронайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоэнергия» о возложении обязанности получить лицензию (разрешение) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, запланировать и организовать мероприятия по гражданской обороне с работниками, провести обучение в области гражданской обороны с работниками, создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. В обоснование иска сослался на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что МУП «Теплоэнергия» не выполняет требования законодательства, касающиеся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Поронайский городской прокурор просит суд возложить на МУП «Теплоэнергия» обязанность получить лицензию (разрешение) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, запланировать и организовать мероприятия по гражданской обороне с работниками, провести обучение в области гражданской обороны с работниками, создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании старший помощник Поронайского городского прокурора Кладко А.С. исковые требования поддержал. В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен под роспись, предоставил отзыв, в котором указано, что с требованиями иска он согласен. Суд рассматривает дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, дав оценку добытым в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ № 68 - ФЗ), предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Статьей 7 ФЗ № 68 - ФЗ предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом. Статьей 14 ФЗ № 68 - ФЗ предусмотрено, что в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит в том числе: обеспечение организации и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно п. п. 42, 44, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.02.2003г. № 105, проведение пусконаладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перед проведением пусконаладочных работ и испытаний осуществляется проверка соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций. Ввод потенциально опасного объекта в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов: заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера проектной документации; заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждается органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте (утверждается руководителем потенциально опасного объекта). На потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает: порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений; систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций. Также, статьей 14 ФЗ № 68-ФЗ предусмотрено, что в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит в том числе, планироватьи осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно п.п. 2, 3, 4, 5, 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.11.1996г. № 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются в том числе, объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов. Согласно п. 67 Приказа МЧС РФ от 28.02.2003г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», показатели, периодичность и порядок оценки готовности потенциально опасных объектов определяются в установленном порядке. Обязательными показателями готовности потенциально опасного объекта являются оснащенность объекта средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций и способность объектовыми силами ликвидировать локальную чрезвычайную ситуацию, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения от чрезвычайных ситуаций, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения. Согласно п. 12 Приказа МЧС РФ от 06.08.2004г. № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции, в том числе осуществляет методическое обеспечение создания, хранения, использования, восполнения резервов материальных ресурсов и создания и использования финансовых резервов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - ФЗ № 28-ФЗ), мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 18 ФЗ № 28-ФЗ, обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций. Статьей 9 ФЗ № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: - планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской - проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого осуществляют обучение своих работников в области гражданской создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к - создают и содержат в целях гражданской обороны запасы Согласно ч. 4 ст. 11 ФЗ № 28-ФЗ, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. В соответствии со ст.ст. 15, 9 Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 1 16 - ФЗ), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; В ходе проведения проверки установлено, что МУП «Теплоэнергия» согласно договора аренды № * от дата приняло от МО ГО «Вахрушев» в безвозмездное пользование имущественный комплекс. Согласно указанного договора МУП «Теплоэнергия» обязано нести расходы на содержание арендуемого имущественного комплекса и поддерживать его в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. В имущественный комплекс, согласно приложения № 1 к указанному договору включено в том числе: центральная парокотельная, теплотрасса, котельная больницы, центральная теплотрасса, котел КЕ 10/14 93 г., котел КЕ 10/14 81 г., котел КЕ - 25, паровой котел КТА 300, дизельгенератор, дизельная электростанция. Согласно приложения № 1 ФЗ № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. Из материалов дела следует, что МУП «Теплоэнергия» использует центральную парокотельную, которая работает при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, в связи с чем, относится к опасным производственным объектам. В МУП «Теплоэнергия» отсутствуют: лицензия на осуществления деятельности в области промышленной безопасности, планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемом указанным аварийно-спасательным формированием объекте. Также в данной организации планирование и проведения мероприятий по гражданской обороне не проводится, обучение работников предприятия в области гражданской обороны, не осуществляется. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не созданы. Договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта отсутствует. Это свидетельствует о нарушениях МУП «Теплоэнергия» прав работников предприятия, которые в настоящее время работают в указанном предприятии и тех, которые в дальнейшем будут устраиваться в МУП «Теплоэнергия», а также прав граждан, которые проживают на территории, где расположено данное предприятие, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению. Согласно части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В этой связи суд удовлетворяет требование Поронайского городского прокурора об установлении срока исполнения удовлетворенных судом требований прокурора. В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: иск Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоэнергия» о возложении обязанности получить лицензию (разрешение) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, запланировать и организовать мероприятия по гражданской обороне с работниками, провести обучение в области гражданской обороны с работниками, создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта - удовлетворить. Возложить на МУП «Теплоэнергия» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: - получить лицензию (разрешение) на осуществление данного вида деятельности в области промышленной безопасности; - разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации -запланировать и организовать проведения мероприятий по - провести обучение в области гражданской обороны с работниками - создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для - заключить договор страхования риска ответственности за Взыскать с МУП «Теплоэнергия» государственную пошлину в доход бюджета городского округа «Поронайский» в размере * рублей. Решение может быть обжаловано в Сахалинской областной суд через Поронайский городской суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня вынесение решения. Судья Поронайского городского суда Сахалинской области Л. В. Домникова
обороне;
функционирования в военное время;
обороны;
использованию локальные системы оповещения;
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
чрезвычайных ситуаций;
гражданской обороне с работниками МУП «Теплоэнергия»;
МУП «Теплоэнергия»;
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.