решение на действие администрации и Правительства Сахалинской области



Дело № 2-237/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2011 года                                                                                         г. Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области

в составе: председательствующего судьи Венек И.В.

при секретаре судебного заседания Асмолове А.А.,

с участием заявителя Крицкой Г.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Крицкой Галины Васильевны к главе администрации городской округ «Поронайский», отделу жилищной политики администрации городского округа «Поронайский», администрации городского округа «Поронайский» о признании частично недействующим постановление мэра, которым в августе-сентябре * года утвержден список * пенсионеров на получение жилищной субсидии, о признании постановления * от дата «Об утверждении списка граждан - пенсионеров, имеющих право на субсидию по состоянию на дата в муниципальном округе «Поронайский район» недействительным, признании противоречащими статьям 2 и 5 Федерального закона № 125 от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»правоприменительные действия и решения Администрации городского округа «Поронайский» как правопреемника муниципального образования «Поронайский район»: нарушение очередности заявителя и неопределенного круга, имеющих первоочередное право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действующим федеральным законом № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года, внесение в список очереди категории «пенсионеры» граждан с любыми видами пенсий, продолжавших трудиться на постоянной основе и подлежащих в соответствии в ФЗ № 125 постановке на учет в очередь * (в Поронайске - *), о возложении обязанности по приведению очереди категории «пенсионеры» в соответствие со статьями 2 и 5 ФЗ № 125 от 25.10.2002 года, о возложении обязанности на администрацию городского округа «Поронайский» по восстановлению в полном объеме права Крицкой Г.В. на последовательное (в хронологическом порядке) движение в очереди категории «пенсионеры» с учетом ее первоочередного права на получение жилищной субсидии, предоставленного ей ранее действующим законодательством, о признании причинения вреда неправомерными действиями Администрации городского круга «Поронайский», о возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата, о возложении обязанности на администрацию городского округа «Поронайский» по размещению вынесенного решения суда в городских газетах «*», «*»,

У С Т А Н О В И Л:

Крицкая Г.В. обратилась в суд к отелу жилищной политики и главе администрации городского округа «Поронайский», сославшись на то, что, что она, как неработающая пенсионерка, в начале * года встала на очередь граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом в регионы с благоприятным климатом, на основании ранее действующего федерального закона № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», гарантировавшим инвалидам, пенсионерам и безработным первоочередное право на федеральную социальную поддержку. Однако после законодательного изменения порядка постановки на очередь администрация Поронайского района с * года неправомерно включала в список граждан категории пенсионеры» работающих граждан, получающих любые виды пенсии, и поставила движение очереди в зависимость от стажа работы, что нарушило ее право на продвижение в очереди, в связи чем с чем просит признать частично недействующим распоряжение мэра муниципального образования «Поронайский район» от дата * и постановление мэра, которым в августе-сентябре * года утвержден список * пенсионеров на получение жилищной субсидии, возложить обязанность по приведению очереди категории «пенсионеры» в соответствие со статьями 2 и 5 ФЗ № 125 от 25.10.2002 года, по восстановлению в полном объеме права Крицкой Г.В. на последовательное (в хронологическом порядке) движение в очереди категории «пенсионеры» с учетом ее первоочередного права на получение жилищной субсидии, предоставленного ей ранее действующим законодательством, разместить вынесенное решение суда в городских газетах «Экспресс», «Звезда».

Решением Поронайского городского суда от 20 октября 2010 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 30 декабря 2010 года решение Поронайского городского суда от 20 октября 2010 года в части отказа в удовлетворении требований о признании частично недействующим распоряжения мэра муниципального образования «Поронайский район» от дата * оставлено без изменений, это же решение суда в остальной части отменено с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение.

В судебном заседании от дата Крицкая Г.В. уточнила исковые требования, просила признать противоречащими статьям 2 и 5 Федерального закона № 125 от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»правоприменительные действия и решения Администрации городского округа «Поронайский» как правопреемника муниципального образования «Поронайский район»: нарушение очередности заявителя и неопределенного круга, имеющих первоочередное право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действующим федеральным законом № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года, внесение в список очереди категории «пенсионеры» граждан с любыми видами пенсий, продолжавших трудиться на постоянной основе и подлежащих в соответствии в ФЗ № 125 постановке на учет в очередь * (в Поронайске - *), обязать администрацию городского округа «Поронайский» привести в соответствии с положениями статьей 2 и 5 Федерального закона № 125 от 25 октября 2002 года очередь категории «пенсионеры», обязать Администрацию городского округа «Поронайский» привести в соответствии со статьями 2 и 5 ФЗ № 125 очередь категории «пенсионеры», обязать восстановить в полном объеме право Крицкой Г.В. на последовательное (в хронологическом порядке) движение в очереди категории «пенсионеры» с учетом ее первоочередного права на получение жилищной субсидии, предоставленного ей ранее действующим законодательством, разместить вынесенное решение суда в городских газетах «*», «*».

В судебном заседании от дата Крицкая Г.В. уточнила исковые требования, просила признать противоречащими статьям 2 и 5 ФЗ № 125 от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»правоприменительные действия Администрации городского округа «Поронайский», признать постановление * от дата «Об утверждении списка граждан - пенсионеров, имеющих право на субсидию по состоянию на дата в муниципальном округе «Поронайский район», недействительным, обязать Администрацию городского округа «Поронайский» привести в соответствии со статьями 2 и 5 ФЗ № 125 очередь категории «пенсионеры», обязать восстановить в полном объеме - право Крицкой Г.В. на последовательное (в хронологическом порядке) движение в очереди категории «пенсионеры» с учетом ее первоочередного права на получение жилищной субсидии, предоставленного ей ранее действующим законодательством, признать, что неправомерными действиями ответчика ей причинен вред, обязать Администрацию городского округа «Поронайский» выдать жилищный сертификат.

Определением Поронайского городского суда от 11 мая 2011 года в качестве соответчика привлечено Правительство Сахалинской области.

В судебном заседании Крицкая Г.В. заявленные исковые требования, с учетом их уточнений поддержала в полном объеме, пояснив, что с * года она постановлена на очередь в категории «пенсионеры», постоянно отслеживает свое продвижение в данной очереди, полагает действия Администрации незаконными по передвижению тех или иных граждан в ней, минуя ее, в связи с чем неоднократно обращалась с жалобами по данным фактам, что подтверждено жалобой (повторной) в Генеральную прокуратуру РФ, в которой она указывает, что первая жалоба по данным вопросам была ею направлена в мае * года, письмом * * от дата «Об очередности предоставления жилищных субсидий для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ответом Поронайского городского прокурора от дата , публикацией из газеты «*» от дата . Вступивший в силу с 1 января 2003 года федеральный закон № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - ФЗ № 125) лишил ее первоочередного права на получение жилищной субсидии, установив вместо единой очереди, состоявшей из инвалидов, пенсионеров и безработных, пять очередей: 1 очередь - граждане из закрывающихся городов и поселков, полярных станций. В отсутствие таковых - инвалиды первой и второй группы, далее - пенсионеры и т.д.Лишь после полного удовлетворения нужд граждан и 1 и 2 очереди в социальных выплатах право первоочередного получения жилищных субсидий могло перейти к пенсионерам. Администрация муниципального образования «Поронайский район» в целях реализации вышеуказанного Закона приняло распоряжение № 32 от 20 февраля 2003 года, согласно которому в список граждан категории «пенсионеры» отдел жилищной политики Администрации ГО «Поронайский» включает не только неработающих пенсионеров, но и работающих граждан с любыми видами пенсии, при ежегодной перерегистрации граждан не обновляет данные о стаже и времени нахождении на пенсии, не подтверждает наличие пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Полагает, что в результате неправильной правоприменительной практики Администрации городского округа «Поронайский» она лишена возможности получения жилищного сертификата. Заявила ходатайство о восстановлении срока обращения в суд на том основании, что на протяжении длительного времени она ухаживала за больным внуком и не имела возможности своевременно ознакомиться с обжалуемыми распоряжением и постановлением, с которыми она ознакомилась весной * года в библиотеке, листая подшивку. Полагает, что в настоящее время она должна быть в очереди категории «пенсионеры» под номером *, а не *, как в настоящее время.

Представитель ответчика Коваленко Л.И., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласна в полном объеме, на том основании, что Администрация городского округа «Поронайский» действует в соответствии с ФЗ № 125, включая в очередь «пенсионеры» всех пенсионеров, подавших соответствующее заявление, вне зависимости от того, работает пенсионер либо не работает. Ежегодно проходит перерегистрация граждан по данным спискам. Заявление на включение в список получения жилищных субсидий для приобретения жилья в администрацию городского округа «Поронайский» Крицкая Г.В. подала в * году и была включена в него на основании постановлением мэра № 106 от 25.02.1999 года. Из переписки Крицкой Г.В. с администрацией городского округа «Поронайский», прокуратурой, другими органами установлено, что Крицкая Г.В. отслеживала продвижение очереди и была в курсе происходящего. Свои требования о нарушении ее прав и свобод предъявила в суд спустя * лет без предоставления доказательств, устанавливающих нарушение ее прав и свобод в отношении нее, поэтому просит в удовлетворении заявления отказать, в том числе, в связи с пропуском Крицкой Г.В. срока обращения в суд.

В судебное заседание представитель соответчика Правительства Сахалинской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому с заявленными исковыми требованиями не согласен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Указанные Крицкой Г.В. причины пропуска срока обращения в суд за защитой нарушенных прав суд признает уважительными, в связи с чем восстанавливает пропущенный ею срок обращения в суд.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ста работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона;

в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно абзацу 5 статьи 5 ФЗ № 125 при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов 1 и 2 групп, пенсионеров, безработных указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правоприменительная практика Администрации ГО «Поронайский» в части включения в третью очередь пенсионеров вне зависимости от того, продолжают ли они работать, не противоречит статьям 2 и 5 ФЗ № 125, поскольку абзац 3 статьи 2, статья 5 данного ФЗ не содержат каких-либо ограничений при включении в данный список пенсионеров.

Заявительница относится к третьей очереди на предоставление жилищных субсидий, что подтверждается справкой от дата , согласно которой Крицкая Г.В. является пенсионером и получает пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Каждый год проходила перерегистрацию.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденными Постановление Правительства РФ от 21 марта.2006 № 153 для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают соответствующие документы. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностейй, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Выписки из сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки, а в отношении указанных в подпункте "г" пункта 5 настоящих Правил граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в связи с отсутствием у них жилых помещений для постоянного проживания и включенных в эти списки, направляют в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в подпункте "з" пункта 44 настоящих Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения.

Исходя из изложенного, список третьей очереди, в который включаются пенсионеры, вне зависимости от того, работающие они либо неработающие, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в котором состоит заявительница ежегодно изменяется, так как граждане, подавшие заявления проходят перерегистрацию, поэтому их очередность в списке меняется в зависимости от даты, которой ими было подано заявление. В связи с чем, очередь заявительницы ежегодно отодвигалась по мере включения в список граждан достигших пенсионного возраста

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Требования, предъявленные к отделу жилищной политики Администрации городского округа «Поронайский» не подлежат удовлетворению, поскольку отдел жилищной политики Администрации городского округа «Поронайский» является структурным подразделением и не является юридическим лицом.

Требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, не подлежат рассмотрению, поскольку Крицкая Г.В. не имеет соответствующих полномочий на их предъявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                       

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Крицкой Галины Васильевны к главе администрации городской округ «Поронайский», отделу жилищной политики администрации городской округ «Поронайский», администрации городского округа «Поронайский» о признании частично недействующим постановление мэра, которым в августе-сентябре * года утвержден список * пенсионеров на получение жилищной субсидии, о признании постановления * от дата «Об утверждении списка граждан - пенсионеров, имеющих право на субсидию по состоянию на дата в муниципальном округе «Поронайский район» недействительным, признании противоречащими статьям 2 и 5 Федерального закона № 125 от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»правоприменительные действия и решения Администрации городского округа «Поронайский» как правопреемника муниципального образования «Поронайский район»: нарушение очередности заявителя и неопределенного круга, имеющих первоочередное право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действующим федеральным законом № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года, внесение в список очереди категории «пенсионеры» граждан с любыми видами пенсий, продолжавших трудиться на постоянной основе и подлежащих в соответствии в ФЗ № 125 постановке на учет в очередь № 5 (в Поронайске - № 4), о возложении обязанности по приведению очереди категории «пенсионеры» в соответствие со статьями 2 и 5 ФЗ № 125 от 25.10.2002 года, о возложении обязанности на администрацию городского округа «Поронайский» по восстановлению в полном объеме права Крицкой Г.В. на последовательное (в хронологическом порядке) движение в очереди категории «пенсионеры» с учетом ее первоочередного права на получение жилищной субсидии, предоставленного ей ранее действующим законодательством, о признании причинения вреда неправомерными действиями Администрации городского круга «Поронайский», о возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата, о возложении обязанности на администрацию городского округа «Поронайский» по размещению вынесенного решения суда в городских газетах «*», «*» - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2011 года.

Судья Поронайского городского суда

                                                   И.В. Венек

      Копия верна:

Судья Поронайского городского суда

                                                   И.В. Венек