Дело № 2 - 750/2011г. Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 08 ноября 2011 года г. Поронайск Поронайский городской суд в составе:председательствующего судьи Венек И.В., при секретаре Ауловой О.Н., с участием представителя истца - директора общества с ограниченной ответственностью «Старт» Мурадова АдилТахмез оглы, ответчика Колядиной А.В., представителя ответчика Пуликова С.Н., действующего на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Старт» к Колядиной Анастасии Валерьевне о возмещении ущерба работодателю, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, взыскании судебных расходов, У С Т А Н О В И Л: Общество с ограниченной ответственностью «Старт» (далее по тексту - ООО «Старт») обратилось в суд с исковым заявлением к Колядиной А.В. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, взыскании судебныхь расходов, указав, что Колядина А.В. работала в магазине «Валентина» ООО «Старт» продавцом. С ней был заключен трудовой договор, договор о полной материальной ответственности. дата на основании приказа * от дата в магазине была проведена плановая ревизия, в результате которой была выявлена недостача в размере * руб. * коп. В проведении ревизии участвовали Колядина А.В. и *., последняя работает старшим продавцом. С результатами ревизии Колядина А.В. была согласна, о чем собственноручно ею была написана расписка. Сумма недостачи была поделена на двоих: * и Колядину. Колядина А.В. в счет погашения задолженности выплатила * руб. * коп. С дата Колядина А.В. перестала выходить на работу и погашать недостачу, в связи с чем просит взыскать с ответчика ущерб, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей в размере * руб. * коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере * руб. * коп., расходы за участие представителя в размере * руб. Определением Поронайского городского суда от 07 июля 2011 года по данному делу назначена судебная бухгалтерская экспертиза, производство по делу приостановлено до проведения экспертизы. Определением Поронайского городского суда от 03 ноября 2011 года производство по делу возобновлено. В судебном заседании директор ООО «Старт» МурадовАдилТахмез-Оглы исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что при проведении ревизии дата он не присутствовал, несмотря на то, что в приказе о проведении ревизии, как член комиссии, он вписан. При проведении ревизии присутствовали Колядина, * - продавцы, * - бухгалтер. Ответчик Колядина А.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что она работала в магазине «Валентина» продавцом, с ней был заключен трудовой договор, договор о полной материальной ответственности. дата с утра ей бухгалтер сообщила о проведении ревизии, в которой принимали участие она, * и *. Результаты ревизии пересчитали 2 раза. По итогам ревизии была написана объяснительная. С ее заработной платы высчитали * руб. * коп. Предыдущая ревизия была проведена в ноябре * г. Пояснить причины недостачи не может. Директор при проведении ревизии не присутствовал. Представитель ответчика Пуликов С.Н. с исковыми требованиями не согласился на том основании, что была нарушена процедура проведения ревизии, поскольку директор ООО «Старт» не присутствовал при ее проведении, несмотря на то, что согласно приказу о проведении ревизии от дата он является членом ревизионной комиссии. Свидетель Чемусова Е.А. суду показала, что она работает в магазине «Валентина» старшим продавцом, Колядина А.В. работала в магазине продавцом. С каждой из них был заключен трудовой договор, договор о полной материальной ответственности. * * с утра ей бухгалтер сообщила о проведении ревизии, в которой принимали участие она, Колядина и Андроник. Результаты ревизии пересчитали 2 раза. По итогам ревизии была написана объяснительная. В настоящее время с ее заработной платы ежемесячно высчитывают определенную сумму в счет погашения недостачи. Предыдущая ревизия была проведена в ноябре * г. Свидетель * суду показала, что она работает бухгалтером в ООО «Старт». дата в магазине «Валентина» была проведена ревизия, в которой участвовали она, * и Колядина. Товар пересчитали 2 раза. По результатам ревизии от продавцов * и Колядиной были отобраны объяснительные. Они согласились с результатами недостачи. С дата Колядина не вышла на работу. В * г. был издан приказ об ее увольнении с дата Предыдущая ревизия была проведена дата Представитель истца в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. Суд принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ. Выслушав стороны, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности,суд приходит к следующему. Колядина А.В. приказом *-к от дата принята на работу в ООО «Старт» в должности продавца.С ней был заключен трудовой договор * от дата , договор о полной индивидуальной материальной ответственности от дата , согласно которому она несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный работодателю. В силу части 1 ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. Согласно ч.1 ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. В соответствии с п.1, 2 ст. 243 ТК РФ работники несут полную материальную ответственность, когда на работника в соответствии с данным Кодексом или иными федеральными законами возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей, при недостаче ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора. Согласно ст. 248 ТК РФ возмещение ущерба, причиненного работником предприятию, производится путем предъявления администрацией иска в суд, за исключением случая, когда размер ущерба не превышает среднего месячного заработка. На работодателя возложена обязанность устанавливать размер причиненного ущерба в силу требований ч.1 ст. 247 ТК РФ. Согласно ч.2 ст. 147 ТК РФ истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт. Приказом от 01/1 от дата «О проведении инвентаризации», приказано провести инвентаризацию товарно-материальных ценностей в магазине «Валентина». Назначена инвентаризационная комиссия в составе председателя - директора Мурадова, членов комиссии - главного бухгалтера * *., заведующей магазином - * продавца - Колядиной А.В. С данным приказом каждый из членов инвентаризационной комиссиибыли ознакомлены под роспись. По результатам инвентаризации дата составлены протокол и акт, из которых следует, что в результате ревизии выявлена недостача в сумме * руб. * коп. От ответчицы отобрана объяснительная дата , согласно которой с результатами недостачи согласна, обязуется погасить половину от этой суммы. Из пояснений бухгалтера * следует, что приказ об удержании из заработной платы недостачи не издавался. Согласно сведениям о погашении недостачи Колядина А.В. погасила * руб. * коп., что подтверждается приходными кассовыми ордерами * от дата , * от дата Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств регламентируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 - далее по тексту Методические указания. В соответствии с Методическими указаниями в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям к Приказу Минифина РФ от 13 июня 1995 года № 49, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц. В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 года № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» результаты инвентаризации оформляются в следующих первичных учетных документах: - форма № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей», - форма № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации». Форма № ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и др.) в местах хранения и на всех этапах их движения в организации. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся ценности. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй - остается у материально ответственного(ых) лица (лиц). На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты. При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-3 выдается комиссии на бумажных или машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 9. В описи ответственные лица комиссии заполняют графу 10 о фактическом наличии товарно - материальных ценностей в количественном выражении. Форма № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации»применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному(ым) лицу (лицам). По результатам инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба. Предложение о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и учетных данных инвентаризационная комиссия представляет руководителю предприятия (организации, учреждения и т.д.), который принимает решение о зачете недостач излишками, если сочтет это возможным (исходя из конкретной ситуации, действий материально-ответственных лиц, специфики допущенных ими нарушений). Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Согласно заключению эксперта *-Э от дата , из представленных на исследование документов ООО «Старт» усматривается, что дата издан приказ * за подписью директора ООО «Старт» Мурадова А.Т. о проведении инвентаризации в магазине «Валентина» комиссией в составе: - председателя комиссии Мурадов А.Т. оглы, - членов комиссии: главного бухгалтера *., заведующей магазином * продавца Колядиной А.В. Из материалов дела и пояснений Мурадова А.Т. оглы следует, что он не присутствовал при проведении инвентаризации. Таким образом, в соответствии с требованиями Методических указаний отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. При исследовании документа «Ревизия *.» методами нормативной и документальной проверки экспертом установлено, что представленный на исследование документ оформлен не в соответствии с требованиями следующих законодательных и нормативных актов: - Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», - ПриказаМинфина РФ от 13 июня 1995 года «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», - Госкомстата РФ от 18 августа 1998 года № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Выявленные несоответствия выразились в следующем: 1. Отсутствуют обязательные реквизиты первичного учета документа по учету результатов инвентаризации: - наименование документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержащий хозяйственные операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за проведение инвентаризации и правильность ее оформления; - отсутствует расписка материально ответственных лиц *. и Колядиной А.В. о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход; - в документе имеются исправления, помарки, незаполненные строки, т.е. документ является черновым. 2. Наименования товарно-материальных ценностей, указанных в документе«Ревизия *.», не соответствуют по номенклатуре, т.е. наименованиям, указанным в документах по оприходованию товарно-материальных ценностей. 3. В документе «Ревизия *.» отсутствуют данные бухгалтерского учета по каждому наименованию товарно-материальных ценностей, и о выявленных отклонениях по каждому наименованию товарно-материальных ценностей. 4. На последней странице описи отсутствует отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших проверку. Также в конце описи отсутствует расписка материально ответственных лиц, подтверждающая проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Таким образом, представленный на исследование документ «Ревизия *.» не является первичным учетным документом по учету результатов инвентаризации, проведенной дата в магазине «Валентина» ООО «Старт». По результатам инвентаризации магазина«Валентина» ООО «Старт» на исследование эксперта не представлена сличительная ведомость, подтверждающая наличие или отсутствие недостачи товарно-материальных ценностей. Из вышеуказанного заключения следует, что недостача в магазине «Валентина» по состоянию на дата документально не подтверждается. При таких обстоятельствах, когда истцом не доказано наличие ущерба, причиненного работником Колядиной А.В. при исполнении трудовых обязанностей, исковые требования не подлежат удовлетворению. Требование о возмещении судебных расходов не подлежит удовлетворению на основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ ввиду отказа в иске. Кроме того, согласно ст. 393 Трудового кодекса РФ работники освобождены от несения судебных расходов. Стоимость проведенной судебной бухгалтерской экспертизы составляет * руб. * коп., суд признает данные расходы необходимыми расходами, подлежащими возмещению с истца в пользу Государственного учреждения Дальневосточный региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации, на основании ст. 94, ч.1 ст. 98 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Старт» к Колядиной Анастасии Валерьевне о возмещении ущерба работодателю, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, взыскании судебных расходов - отказать. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Старт» в пользу Государственного учреждения Дальневосточный региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации расходы по проведению судебной бухгалтерской экспертизы в размере * руб. * коп. На решение может быть подана кассационная жалоба в Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Поронайский городской суд. Мотивированное решение составлено 14 ноября 2011 года. Судья Поронайского городского суда: И.В.Венек