приговор ст. 264 ч.3 УК РФ



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

        03 апреля 2012 года                                                                    г. Порхов

        Порховский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Малышева Ю. А.

с участием государственного обвинителя зам. прокурора Порховского района Семеновой Л. Е.

подсудимого Семенова А.А.

защитника - адвоката Васильева С. Н.

при секретаре Федоровой Ю. С.

а так же с участием потерпевшей ФИО2 Г. А., ее представителя Канаева М. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Семенова А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, гражданина РФ, со средним образованием, не военнообязанного, не женатого, работающего ИП «Попова» водителем-экспедитором, зарегистрированного д. <адрес>, проживающего <адрес>, ранее не судимого

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ

У С Т А Н О В И Л

        Подсудимый Семенов А. А. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

        ДД.ММ.ГГГГ, около 01 часов 20 минут, подсудимый Семенов А. А., управляя по доверенности, технически исправной автомашиной марки «Тайота Авенсис» государственный регистрационный знак , принадлежащей Семенову А. И.следовал по автодороге Лудони - Павы - Боровичи из г. Санкт-Петербурга в д. Боровичи Порховского района. Между населенными пунктами д. Хредино Стругокрасненского района и п. Павы Порховского района на 19 км. + 979 м автодороги, расположенной на территории Порховского района, двигаясь в условиях ночной видимости, игнорируя дорожную разметку, в конце прерывистой линии дорожной разметки, обозначающей окончание обгона, непосредственно перед началом сплошной линии дорожной разметки, запрещающей выезд на встречную полосу, Семенов А. А. в нарушении п. 11 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, согласно которого водитель, прежде чем начать обгон, обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процесс обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения, с целью обгона двигающейся в попутном ему направлении автомашины ДАФ государственный номерной знак 646 BDC с полуприцепом KOGEL 465 BU, выехал на полосу встречного движения. Совершая обгон, Семенов А. А. несмотря на подъем автодороги и условия ограниченной видимости, которой согласно ПДД является видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, осознавая опасность для движения в сложившейся ситуации, не принял должных мер, необходимых для предотвращения преступных последствий и в нарушении п. 11.4 Правил дорожного движения, запрещающего обгон в конце подъема дороги, продолжал двигаться вдоль сплошной линии дорожной разметки, по встречной полосе, приближаясь к окончанию подъема, не видя дорожной обстановки за подъемом автодороги, где в этот момент во встречном ему направлении, со стороны д. Павы Порховского района в сторону д. Хредино Стругокрасненского района, управляя автомашиной марки ВАЗ-2108 государственный регистрационный знак двигался Петров Н,В. Выехав по полосе встречного движения на подъем автодороги и обнаружив опасность для движения, Семенов А. А. в нарушении п. 10.1 Правил дорожного движения, обязывающего водителя при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства, совершил лобовое столкновение с автомашиной марки ВАЗ-2108 по управлением ФИО2 Н. В. В результате столкновения водитель автомашины ВАЗ_-2108 ФИО2 Н. В. получил телесные повреждения: множественные переломы ребер справа и слева, перелом межпозвоночного диска на уровне 10-11 грудных позвонков с ушибом и разрывом спинного мозга, ушиб и разрыв обоих легких, ушиб и разрыв печени, закрытую черепно-мозговую травму, ссадины лба слева, кровоизлияния в мягкие ткани лобной кости, субарахноидальные кровоизлияния в проекции обеих лобных долей, ушиб вещества головного мозга обеих лобных долей, множественные открытые переломы верхней и нижней челюстей, открытый перелом левой бедренной кости, открытый перелом левой малой и боле берцовой костей, множественные ссадины шеи и передней поверхности грудной клетки, ссадины правой руки, рана мошонки, ссадины левой руки, ссадины в проекции правого коленного сустава, ссадины левой голени, ссадины правой голени, рана правого бедра. Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы, указанными телесными повреждениями причинен тяжкий, опасный для жизни вред здоровью в момент нанесения, закончившийся смертельным исходом. Смерть ФИО2 Н. В. наступила в результате множественных переломов костей скелета с ушибом и разрывом внутренних органов.

        В судебном заседании подсудимый Семенов А. А. в инкриминируемом ему деянии признал себя полностью. По существу предъявленного обвинения показал. ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа на автомашине Тайота - Авенсис, принадлежащей его отцу, которой он управляет по доверенности, выехал из г. Санкт-Петербурга. В автомашине, в качестве пассажира находилась его сожительница ФИО9 Двигался со скоростью около 80-90 км. в час. Ехал в д. Боровичи к родителям. В начале второго часа ночи, точного времени не помнит, въехал на территорию Порховского района. Участок дороги хорошо просматривался. Впереди него в попутном направлении двигалась большегрузная автомашина. Дорожное полотно асфальтированное, ровное, сухое. На дороге имеется дорожная разметка. Видимость была ограничена темным временем суток. Большегрузную автомашину он догнал перед п. Павы Порховского района и решил ее обогнать. Включил левый поворот и выехал на полосу встречного движения. Обгон начал в месте, где была прерывистая линия дорожной разметки, но прерывистая разметка заканчивалась. В момент начала обгона большегрузная автомашина двигалась от него впереди примерно в 30 метрах. Начав обгон, стал прибавлять скорость примерно до 90 км. в час. Когда поравнялся с центральной частью обгоняемого автомобиля, обнаружил, что дорога идет на подъем. Он продолжил движение, хотя в это время на дороге была сплошная дорожная разметка. Увидел, что большегрузная автомашина начинает притормаживать и съезжать на правую обочину. Подумал, что водитель дает возможность обгона, и продолжил движение. Проехав несколько метров и оказавшись почти на окончании подъема, увидел свет фар автомашины, двигавшейся ему на встречу. Понял, что из-за подъема, навстречу ему движется автомашина и резко вывернул руль вправо. После этого сразу же произошло столкновение. После остановки автомашины, ему помогли выбраться другие водители, так как ему прижало ноги Автомашина, в которую он врезался ВАЗ-2108. Водитель автомашины был мертв. Впоследствии его увезли в больницу на скорой помощи. Виновным в совершении аварии считает себя, так как нарушил правила дорожного движения, совершил обгон на подъеме. В содеянном раскаивается.

        Кроме полного признания своей вины подсудимым Семеновым А. А., его вина в инкриминируемом ему деянии подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей, протоколами следственных действий, иными документами.

        Потерпевшая ФИО2 Г. А. показала, что ДД.ММ.ГГГГ ее сын ФИО2 Н. В. из Пскова приехал к ней на выходные. У него имеется автомашина ВАЗ-2108. ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время он уехал в п. Павы Порховского района. ДД.ММ.ГГГГ ей позвонила дальняя родственница и сообщила, что ее сын погиб в аварии. Со старшим сыном приехала на место аварии. Видела, что автомашина сына находится в кювете, с правой стороны, по направлению движения в сторону д. Хредино Стругокрасненского района. Ее сын был мертв и находился в салоне автомобиля. Там же находилась еще одна автомашина, которая принадлежит Семенову А.. В настоящее время знает, что за рулем машины находился его сын - Семенов А.. Родители Семенова А. помогали ей в организации похорон сына, полностью оплатили все расходы, выплачивали еще денежные средства. В настоящее время претензий к Семенову не имеет, исковых требований не имеет. Семенов просил у нее прощенье за совершенное. Просит суд не назначать Семенову наказание, связанное с лишением свободы.

        Свидетель ФИО9 показала, что ДД.ММ.ГГГГ на автомашине Тайота - Авенсис под управлением Семенова А. возвращались из г. Санкт-Петербурга в д. Боровичи. Двигаясь по дороге в сторону д. Боровичи, некоторое время ехали за большегрузной автомашиной. Семенов решил ее обогнать. При обгоне, когда доехали до середины автомашины, внезапно увидела двигавшуюся навстречу автомашину. В тот момент находились на подъеме, на встречной полосе и Семенову деваться было некуда. Почти сразу же произошло столкновение. Пришла в себя, когда их машина остановилась на полосе встречного движения. Из машины выбралась самостоятельно. По приезду скорой помощи Семенова увезли в больницу, так как у него болела нога. На месте происшествия у Семенова случилась истерика. Сама она в ДТП сильно не пострадала.

        Свидетель ФИО28 показал, что имеет в собственности автомашину Тайота - Авенсис, которой по доверенности управляет его сын - Семенов А.. ДД.ММ.ГГГГ в ночное время ему позвонила ФИО30 и сообщила, что они попали в аварию. Он поехал на место ДТП. Его сын сидел на обочине, жаловался на боль в ноге. В салоне автомашины ВАЗ-2108 увидел труп мужчины. Позже понял, что погибшим является житель д. Теребушино ФИО31 Сделал вывод, что А. начал обгон автомашины на подъеме дороги, где ограничена видимость, в результате чего врезался во встречную автомашину.

        Свидетель ФИО10 показала, что ДД.ММ.ГГГГ со своим сожителем ФИО2 приехали в п. Павы Порховского района. Она осталась в Павах, а ФИО2 уехал к своим родителям в д. Теребушино. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приехал к ней около часа ночи. Он был в состоянии алкогольного опьянения. Она с ним немого повздорила, он отъехал, но примерно через пять минут вернулся. Затем снова собрался уезжать, сел в автомашину и уехал. Примерно через десять минут услышала уда<адрес>, что с ФИО2 что то случилось. Позвала брата ФИО2, вышли с ним на дорогу. Брат ФИО2 сказал, что ФИО6 собирался поехать в д. Хредино за сигаретами. Она обзвонила знакомых в д. Хредино и выяснила, что ФИО2 в деревню не приезжал. Решила пойти по дороге в сторону д. Хредино. Поднялась на одну из горок и на второй увидела включенные аварийные огни. Когда пришла на место, увидела, что обочине стоит большегрузная автомашина, на проезжей части разбитая легковая машина. В кювете находилась машина ФИО2, он находился в салоне автомашины.

        Вина подсудимого Семенова А. А. подтверждается.

        Протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия, происшествия на 19+979 м. автодороги Лудони - Павы Боровичи. При осмотре зафиксировано место расположения автомобиля ДАФ с полуприцепом KOGEL, автомобиля ВАЗ-2108 и автомобиля Тайота - Авенсис. Из протокола осмотра следует, что автомобиль ДАФ с полуприцепом KOGEL находится на правой обочине автодороги, по направлению движения в сторону д. Боровичи, автомашина Тайота - Авенсис с техническими повреждениями находится на левой полосе движения по направлению в сторону д. Боровичи, под углом к автодороге. Автомашина ВАЗ-2108 с техническими повреждениями находится в левом кювете по направлению движения со стороны д. Хредино в сторону д. Боровичи. Обстановка ДТП так же зафиксирована в прилагаемой фототаблице.

/л. д. 13-14/

        Протоколом осмотра автомашины ДАФ и полуприцепа KOGEL, из которого следует, что на полуприцепе имеются технические повреждения в виде разрыва тента с левой стороны и деформация левого борта.

/л. д. 25/

        Протоколом осмотра автомашины Тайота - Авенсис. В результате осмотра выявлены технические повреждения: деформация кузова, передней левой части кузова, двух передних крыльев, переднего и заднего бамперов, крыши, передней левой двери, задней левой двери, задней правой двери, нарушена геометрия кузова, поврежден пластиковый обвес, разбиты фары, разбито переднее ветровое стекло, переднее левое боковое стекло, левое внешнее зеркало.

/л. д. 28/

        Протоколом осмотра автомашины ВАЗ-2108. В результате осмотра выявлены технические повреждения: полная деформация кузова, двух передних и двух задних крыльев, двух дверей, крыши, капота, переднего бампера, разбиты фары, переднее ветровое стекло, переднее левое и заднее боковые стекла, два внешних зеркала.

/л. д. 26/

        Заключением автотехнической экспертизы, согласно выводов которой наиболее вероятное первоначальное столкновение произошло между транспортными средствами Тайота - Авенсис и ВАЗ-2108 на полосе движения автомобиля ВАЗ. Далее столкновение произошло между автомобилем Тайота - Авенсис и полуприцепом KOGEL, на полосе движения автомобиля ДАФ, ближе к середине проезжей части. С технической точки зрения в случае полного и своевременного выполнения правил дорожного движения (п. 11.1) водитель автомашины Тайота - Авенсис имел возможность предотвратить встречное столкновение с автомашиной ВАЗ.

/л. д. 106-108/

        Протоколом проверки показаний на месте с участием Семенова А. А. В ходе проведения следственного действия. Семенов А. А. показал на месте об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, воспроизвел обстановку на месте происшествия до момента столкновения и в момент столкновения. В ходе проведения следственного действия показал, что обгон Семенов А. А. начал на последней, прерывистой линии разметки, переходящей в сплошную линию за 179 метров 10 см. до места столкновения, из которых 162 метра 20 см. продолжается сплошная линия разметки. С момента начала обгона, проехав 63 метра 05 см доехал до центра обгоняемой автомашины и на протяжении всего расстояния до момента столкновения двигался параллельно. За 300 метров до начала обгона на правой обочине установлен дорожный знак, указывающий на подъем дороги 6%. Так же при проведении следственного действия установили, что свет фар движущегося навстречу автомобиля Семенов увидел за 14 метров до вершины подъема.

/л. д. 68-73/

        Заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно выводов которой у ФИО2 Н. В. обнаружены телесные повреждения: множественные переломы ребер справа и слева, перелом межпозвоночного диска на уровне 10-11 грудных позвонков с ушибом и разрывом спинного мозга, ушиб и разрыв обоих легких, ушиб и разрыв печени, закрытую черепно-мозговую травму, ссадины лба слева, кровоизлияния в мягкие ткани лобной кости, субарахноидальные кровоизлияния в проекции обеих лобных долей, ушиб вещества головного мозга обеих лобных долей, множественные открытые переломы верхней и нижней челюстей, открытый перелом левой бедренной кости, открытый перелом левой малой и боле берцовой костей, множественные ссадины шеи и передней поверхности грудной клетки, ссадины правой руки, рана мошонки, ссадины левой руки, ссадины в проекции правого коленного сустава, ссадины левой голени, ссадины правой голени, рана правого бедра. Указанными телесными повреждениями причинен тяжкий, опасный для жизни вред здоровью в момент нанесения, закончившийся смертельным исходом. Смерть ФИО2 Н. В. наступила в результате множественных переломов костей скелета с ушибом и разрывом внутренних органов.

/л. д.91-93/

        Оценивая исследованные в ходе судебного следствия доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимого Семенова А. А. в инкриминируемом ему деянии.

        Содеянное подсудимым Семеновым А. А. суд квалифицирует по ч. 3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

        Подсудимый Семенов А. А. управлял автомобилем и нарушил правила дорожного движения, а именно:

        - п. 10.1 ПДД, согласно которого водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимости в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требования правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

        - п. 11.1 ПДД. согласно которого прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

        - п. 11.4 ПДД согласно которого обгон запрещен в конце подъема.

        Между нарушением правил дорожного движения и наступлением смерти имеется причинная связь.

        Определяя наказание, суд учитывает все обстоятельства дела, общественную опасность содеянного, данные о личности подсудимого.

        Подсудимый Семенов А. А. впервые совершил преступление средней тяжести, полностью признал себя виновным, раскаялся в содеянном, активно способствовал расследованию преступления, положительно характеризуется по месту работы, частично загладил причиненный вред, принял на себя обязательство по дальнейшему возмещению причиненного вреда, потерпевшая не предъявила исковых требований.

        В соответствии со ст. 61 УК РФ данные обстоятельства суд учитывает как смягчающие наказание.

        Суд так же учитывает мнение потерпевшей ФИО2 Г. А., которая просит назначить наказание, не связанное с изоляцией от общества.

        Обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

        С учетом совокупности смягчающих вину обстоятельств и отсутствия, отягчающих вину обстоятельств, суд считает возможным при назначении наказания применить ст. 64 УК РФ и не назначать дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

        С учетом фактических обстоятельств дела, суд не находит оснований для изменения категории преступления.

        С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить подсудимому Семенову А. А. наказание в виде лишения свободы. Назначенное наказание на основании ст. 73 УК РФ считать условным. Отбытие Семеновым А. А. реального наказания суд считает нецелесообразным.

        Суд считает необходимым возложить на Семенова А. А. исполнение определенных обязанностей в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ.

        Гражданский иск по делу не заявлен.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л

        Семенова А.А. признать виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок два года без лишения права управления транспортными средствами.

        На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным, с испытательным сроком один год шесть месяцев.

        Возложить на Семенова А. А. исполнение обязанностей, не менять постоянное место работы без уведомления органа, ведающего исполнением приговора, являться на регистрацию один раз в месяц в орган, ведающий исполнением приговора.

        Меру пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить до вступления приговора в законную силу.

        Вещественные доказательства автомашину марки Тайота - Авенсис государственный регистрационный знак находящуюся на автостоянке ОМВД России по Порховскому району возвратить ее владельцу Семенову А.И.. Автомашину марки ВАЗ-2108 государственный регистрационный номер , находящуюся на автостоянке ОМВД России по Порховскому району, возвратить ее владельцу ФИО4. Автомашину ДАФ и полуприцеп, переданные под расписку водителю ФИО11 оставить е него же.

        Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

        Председательствующий: судья                                                  Малышев Ю. А.

        С подлинным верно: судья                                                         Малышев Ю. А.