Решение по иску о признании дейчствий незаконными



№№

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ года. .......

...... суд ...... в составе председательствующего судьи Никитина А.Б.,

при секретаре Коробковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора ...... к Администрации городского поселения «Порхов» о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

...... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района в ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком в нарушение норм Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава муниципального образования, Правил пожарной безопасности, государственного стандарта ГОСТ 50597-93 не выполняются требования по организации уличного освещения, поскольку с целью экономии денежных средств уличное освещение на территории ...... ежесуточно отключается в 01 час, а в выходные и праздничные дни – в 02 часа 30 минут, в то время как по указанному ГОСТу определено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Отключения не связаны с выходом их строя электрооборудования. Внесенное прокуратурой в апреле 2009 года по этому поводу представление было ответчиком отклонено. Выступая в защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, прокурор просит признать действия ответчика в части отключения уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения в ночное время незаконными и обязать Администрацию в срок до ДД.ММ.ГГ года обеспечить надлежащее освещение дорог.

В ходе судебного разбирательства исковые требования в части установления сроков обеспечения освещения изменены истцом на ДД.ММ.ГГ года.

В судебном заседании представитель прокуратуры Игошин Я.В. исковые требования поддержал, приведя доводы, аналогичные содержащимся в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 иск не признал, пояснив, что в настоящее время за счет средств городского бюджета производится освещение как находящихся в муниципальной собственности автомобильных дорог местного значения, так и проходящих по городу дорог федерального и регионального значения. Отключение освещения в ночное время вызвано экономией денежных средств и низкой интенсивностью движения транспорта и пешеходов в ночное время. Реализация требований прокурора потребует значительных расходов как на оплату электроэнергии, так и на переоборудование имеющейся системы управления освещением, что повлечет уменьшение финансирования других обязательных расходов муниципального образования. В этом случае возможно отключение освещения проходящих по городу федеральной и региональных автодорог.

Представитель третьего лица – отделения ГИБДД ОВД по ......у ФИО3 исковые требования прокурора поддержал, полагает, что ненадлежащее уличное освещение негативно влияет на обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения.

Представитель третьего лица – Федерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени ФИО5 Федерального дорожного агентства ФИО4, подтвердив, что по территории ...... проходит находящаяся на балансе ФГУ федеральная автодорога «Новгород-Псков», пояснила, что оплата расходов электроэнергии на освещение этого участка невозможна в связи с тем, что линии электроосвещения не входят в состав имущественного комплекса автодороги и на балансе ФГУ не состоят.

Представитель третьего лица – Государственного комитета ...... по дорожному хозяйству ФИО6, подтвердив, что по территории ...... проходят находящиеся на балансе ГК региональные автодороги «Порхов-Успенье» и «Порхов-Дно», пояснила, что оплата расходов электроэнергии на освещение этих участков невозможна в связи с тем, что линии электроосвещения не входят в состав имущественного комплекса автодорог и на балансе ГК не состоят. Из бюджета ...... ......у выделялись дотации на уличное освещение, сумма бюджетных расходов составила на 2009 год 3143000 рублей, на 2010 год – 3301000 рублей, сумма бюджетных расходов городскому поселению «Порхов» рассчитана на 2009 год в объеме 2404000 рублей, на 2010 год – 2425000 рублей.

Представитель третьего лица – филиала «Псковэнерго» открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» ФИО7 подтвердила, что ОАО «МРСК Северо-Запада» является собственником электросетевого комплекса по распределению и передаче электрической энергии, проходящего по ....... В состав комплекса входит и система управления уличным освещением. Пояснила, что при необходимости возможно переоборудование системы управления уличным освещением отдельно для федеральной и региональных автодорог. Кроме того, возможно без переоборудования системы произвести расчет объемов и стоимости потребляемой для освещения электроэнергии отдельно по этим участкам.

Выслушав представителей сторон и третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства из показаний участников процесса и представленных в суд документов (справки Администрации ...... от ДД.ММ.ГГ года, договора энергоснабжения №№ от ДД.ММ.ГГ года и приложений к нему, справки ОАО «Псковэнергоагент» от ДД.ММ.ГГ года, заявок Администрации ...... и справки о режимах уличного освещения в период с января 2009 года по март 2010 года, справки ОАО «Дорожно-эксплуатационное предприятие №№» от ДД.ММ.ГГ года, договора субподряда №№ от ДД.ММ.ГГ года и приложений к нему, схемы участка федеральной автодороги «Новгород-Псков», справки ЗАО «Порховмелиорация» от ДД.ММ.ГГ года, государственного контракта №№сд/т от ДД.ММ.ГГ года и приложений к нему, договора субподряда №№сд/т от ДД.ММ.ГГ года и приложений к нему, схем участков региональных автодорог «Порхов-Успенье» и «Порхов-Дно», справки ФГУ «Севзапуправтодор» от ДД.ММ.ГГ года, справки Государственного финансового управления ...... от ДД.ММ.ГГ года, свидетельства о государственной регистрации права серии 60АЖ №№ от ДД.ММ.ГГ года, копии решения ...... суда от ДД.ММ.ГГ года) установлено, что протяженность улиц ...... составляет 52 км, из них системой освещения оборудованы 46 км. По территории города проходят одна федеральная автодорога А-116 «Новгород-Псков» (по ......, ......, ......) и две региональные автодороги К-018 «Порхов-Успенье» (по ......) и К-137 «Порхов-Дно» (по ......, ......, ......), балансодержателями которых являются, соответственно, ФГУ «Севзапуправтодор» и Государственный комитет ...... по дорожному хозяйству, а обслуживанием занимаются, соответственно, ОАО «ДЭП №№» и ЗАО «Порховмелиорация». Иные автодороги имеют местное значение и находятся в собственности ответчика. Собственником системы уличного освещения на территории города по всем автодорогам является ОАО «МРСК Северо-Запада». Оплата за электроэнергию, потребляемую на уличное освещение на территории ...... (по всем видам автодорог) производится только Администрацией города на основании договора энергоснабжения, заключенного с ОАО «Псковэнергоагент». За 2009 год на уличное освещение Администрацией из своего бюджета, формируемого в основном за счет средств, поступающих из бюджетов верхних уровней, было потрачено 1649226 рублей. Включение и отключение освещения производится персоналом РЭС №№ филиала «Псковэнерго» ОАО «МРСК Северо-Запада» на основании телефонограмм от ОАО «Псковэнергоагент», составляемых по письменным заявкам Администрации города. Временной режим освещения периодически изменяется. Измерение уровня естественной освещенности не производится. На день вынесения судом настоящего решения освещение улиц не осуществлялось.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений, кроме прочего, относится организация освещения улиц. Аналогичное положение содержится в п. 21 ст. 4 Устава муниципального образования городское поселение «Порхов».

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального Закона РФ №№ФЗ от ДД.ММ.ГГ года «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно частям 1-3 ст. 5 Федерального закона РФ №№ФЗ от ДД.ММ.ГГ года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Из части 9 той же статьи и части 8 ст. 6 этого закона следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, и они относятся к собственности поселения.

В соответствии с Перечнем муниципального имущества МО «......», передаваемого в муниципальную собственность МО «Порхов», содержащемся в приложении №№ к ...... №№оз от ДД.ММ.ГГ года «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годов» улицы ...... переданы в муниципальную собственность муниципального образования «Порхов».

Из проходящих по городским улицам автодорог к федеральной собственности относится участок федеральной автодороги А-116 «Новгород-Псков», являющейся таковой согласно ФИО8 Правительства РСФСР №№ от ДД.ММ.ГГ года, а к собственности ...... - участки региональных автодорог К-018 «Порхов-Успенье» и К-137 «Порхов-Дно», являющихся таковыми согласно ФИО8 области №№ от ДД.ММ.ГГ года.

Согласно п. 6 ст. 13 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ №№ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, среди прочего, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 того же закона дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Из ст. 17 того же закона следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Во исполнение ч. 3 этой нормы Министерством транспорта РФ приказом №№ от ДД.ММ.ГГ года утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

Из п. 12 указанной Классификации следует, что в состав работ по содержанию входит плата за расход электроэнергии на освещение.

ФИО8 Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГ года №№ утвержден Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно пунктам 4.6.1., 4.6.3 – 4.6.5 данного стандарта включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим; допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.; отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что организация надлежащего освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципального образования «Порхов», является обязанностью ответчика, а его действия по отключению освещения не соответствуют установленным законом в данной сфере правилам.

Отмеченные представителем Администрации городского поселения недостаточность денежных средств, а также возможность отключения по этой причине уличного освещения участков автодорог федерального и регионального значения, не могут являться правомерными основаниями для отказа ответчика от выполнения своих обязательств.

Следовательно, исковые требования прокурора ...... подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора ...... к Администрации городского поселения «Порхов» удовлетворить.

Признать действия Администрации городского поселения «Порхов» по отключению в ночное время уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Порхов», незаконными и обязать Администрацию городского поселения «Порхов» организовать освещение указанных автомобильных дорог в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимыми по условиям обеспеченности безопасности дорожного движения, в срок до ДД.ММ.ГГ года.

Решение может быть обжаловано в ...... суд в течение десяти дней с момента составления в окончательной форме путем подачи жалобы в ...... суд.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГ года.

Судья: ___________________

С подлинным верно.

...... суда: _______________________________ А.Б.Никитин