Дело № 2-326/ 2010 года Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Пономаревка 28 октября 2010 года Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Григорьева С.Н. при секретаре Шишкиной Е.В. с участием заместителя прокурора Пономаревского района Ткаченко А.С., заявителя Петько С.А., представителя заявителя Авреднова А.П. – Петько С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Авреднова А.П. об отмене решения территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области ... от ... года и обязании территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» произвести перерасчет бюллетеней, ознакомить со списками и подписями избирателей, представленных участковыми избирательными комиссиями; о признании действия (бездействия) территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» - незаконными и обязании территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» восстановить нарушенные права по заявлению Петько С.А. о признании действия (бездействия) территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области - незаконными и обязании территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» восстановить нарушенные права У С Т А Н О В И Л: Авреднов А.П. и Петько С.А обратились в суд с заявлением в порядке ст.254 ГПК РФ. В заявлении Авреднов А.П. просит отменить решение территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области ... от ... года и обязать территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Пономаревский район» произвести перерасчет бюллетеней в его присутствии, ознакомить со списками и подписями избирателей, представленных участковыми избирательными комиссиями; признать действия (бездействия) территориальной избирательной комиссии МО «Пономаревский район» - незаконными по нарушению положений ч.5 ст.3, п.4 ст.20 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; п.3,4 ст.14 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года №1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области»; п.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года № 364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области»; ч.2 ст.32 Конституции РФ; об обязании территориальной избирательной комиссии МО «Пономаревский район» восстановить его нарушенные права указанные в ч.5 ст.3, п.4 ст.20 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; п.3, 4 ст.14 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года №1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области»; п.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года №364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области», ч.2 ст.32 Конституции РФ. Петько С.А. обратился в суд с заявлением и просит признать действия (бездействия) территориальной избирательной комиссии МО «Пономаревский район» - незаконными по нарушению положений ч.5 ст.3, п.4 ст.20 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; п.3,4 ст.14 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года №1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области»; п.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года № 364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области»; ч.2 ст.32 Конституции РФ; об обязании территориальной избирательной комиссии МО «Пономаревский район» восстановить его нарушенные права указанные в ч.5 ст.3, п.4 ст.20 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; п.3, 4 ст.14 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года №1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области»; п.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года №364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области», ч.2 ст.32 Конституции РФ. В заявлении заявитель Авреднов А.П. указал, что в бюллетенях не проставлены отметки напротив кандидатов, вложены чистые (недействительные) бюллетени, в списки избирателей внесены фамилии граждан, не проживающих на участках, стоят росписи лиц, не проживающих на избирательных участках. У него возникли подозрения в законности действий участковых избирательных комиссий и сомнения в достоверности представленных участковыми избирательными комиссиями данных. Он обратился к должностному лицу Ф.А.П. о проверке, пересчете бюллетеней, ознакомлении со списками избирателей на участках и указал номера участков. Решением ... от ... года избирательная комиссия отказала в выше указанном. Считает действия территориальной избирательной комиссии противозаконными, поскольку в соответствии со ст.21 Закона Оренбургской области от 12 мая 2004 года № 153/177 Ш ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» он имеет право на присутствие на всех заседаниях избирательных комиссиях, которая обязана была обеспечить ему возможность доступа на заседании комиссии, где проводился подсчет голосов избирателей, и осуществлялась работа с избирательными документами (бюллетени, списки избирателей), а также на заседания комиссии, где рассматривался его вопрос о пересчете голосов и ознакомлении со списками избирателей. Свое право на участие заявил письменно и устно в присутствии большого круга лиц. Однако, его законные требования были проигнорированы должностными лицами, территориальной избирательной комиссией и по указанию председателя территориальной комиссии Ф.А.П. насильственным путем, с угрозой применения насилия нарядом милиции его выдворили из помещения, где находились избирательные документы, в коридор, в результате чего он не мог осуществлять наблюдательные действия за избирательными документами и силовыми методами запретили знакомиться с избирательными документами. В представленном в суд дополнении и уточнении Авреднов А.П. указал, что нарушены его избирательные права территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Пономаревский район» по не обеспечению защиты его избирательных прав, не проведении реальной проверки по его заявлению, не опросе заявителя по его заявлению, не обеспечению свободного доступа для наблюдения при непосредственном подсчете голосов избирателей, не обеспечении его присутствия при непосредственном подсчете голосов, не обеспечении его присутствия на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по заявлению и просит восстановить нарушенные права. В дополнении и уточнении Петько С.А. указал, что нарушены его избирательные права территориальной избирательной комиссией Пономаревского района по не обеспечению защиты избирательных прав заявителя Петько С.А., не проведении реальной проверки по заявлению Петько С.А., не опросе заявителя по заявлению Петько С.А., не обеспечению свободного доступа для наблюдения при непосредственном подсчете голосов избирателей, не обеспечении присутствия Петько С.А. при непосредственном подсчете голосов, не обеспечении присутствия Петько С.А. на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по заявлению. Просит суд обязать избирательную комиссию Пономаревского района провести реальную проверку по заявлению Петько С.А., обеспечить защиту избирательных прав заявителя Петько С.А., опросить Петько С.А. по поданному в территориальную избирательную комиссию заявлению, обеспечении Петько С.А. присутствие при непосредственном подсчете голосов избирателей, обеспечении Петько С.А. свободного доступа для наблюдения за непосредственным подсчетом голосов избирателей, обеспечении присутствия Петько С.А. на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по его заявлению В судебном заседании представитель Петько С.А., действуя на основании доверенности в интересах Авреднова А.П., заявленные требования Авреднова А.П. поддержал. Заявитель Петько С.А. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в своем заявлении, поддержал полностью. В ходе судебного заседания представитель Петько С.А. и заявитель Петько С.А. по заявленным требованиям пояснял суду, что Авреднов А.П. и Петько С.А. являлись кандидатами на должность главы района. Авреднов А.П., Петько С.А. ... года в 2 часа 15 минут подали в территориальную комиссию заявления о пересчете бюллетеней и ознакомлении со списками избирателей. Авреднова А.П. и Петько С.А., как кандидатов, обязаны были ознакомить со списками с подписями избирателей, представленными участковыми избирательными комиссиями и пересчитать бюллетени в их присутствии, поскольку возникли сомнения, после того как привезли протокол об итогах голосования из п. ..., Авреднов А.П. и Петько С.А. заявили письменно об этом праве. Территориальная избирательная комиссия незаконно отказала Авреднову А.П. и Петько С.А., так как кандидаты имеют право участвовать во всех заседаниях комиссии. Авреднова А.П.и Петько С.А. не приглашали на заседание комиссии. Когда Авреднов А.П. находился в кабинете, где находились бюллетени, по указанию председателя комиссии Ф.А.П. был вызван наряд милиции и Авреднова А.П. выдворили из кабинета, угрожая применением насилия. После чего ограничили ему и другим лицам доступ в кабинет и наблюдение за избирательными документами. Милиция ему угрожала применением насилия, угроза жизни реально исходила от сотрудников милиции, вооруженных спецсредствами. По заявленным требованиям Петько С.А. пояснял, что он, как кандидат на главу района, имеет право на участие в заседаниях комиссии, о своем желании участвовать на заседаниях комиссии он заявлял со дня регистрации его в качестве кандидата, устно и письменно. Комиссия незаконно ограничила его избирательные права, он как кандидат комиссией не был опрошен и по его заявлению не провели реальную проверку, ему не дали возможности присутствовать при подсчете голосов, на итоговом подсчете голосов его не было. Представитель заинтересованного лица - председатель территориальной избирательной комиссии Пономаревского района Ф.А.П. представил в суд возражения на заявленные требования Авреднова А.П. и Петько С.А., в которых указал, что ... года Авреднов А.П. и Петько С.А. подали в территориальную избирательную комиссию заявление о пересчете бюллетеней по указанным им участковым избирательным комиссиям. Согласно Закону Оренбургской области № 1153/177-111-ОЗ от 12.05.2004 года «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» пункта 1 статьи 21 « На всех заседаниях, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой комиссией работы со списками избирателей, с бюллетенями протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо…», то есть территориальная избирательная комиссия не проводит подсчет бюллетеней и не работает со списками избирателей в день выборов. В связи, с чем требования кандидатов Авреднова А.П., А.В.П., Д.Т.А., Петько С.А. к территориальной избирательной комиссии Пономаревского района по поводу пересчета бюллетеней и предъявления списков являются необоснованными. На заявление Авреднова А.П., поступившее ... года в 2 часа 33 минуты, сообщаем, что в соответствии п. 4 ст. 20 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: «Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям, и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно…» В течение дня голосования ... года на избирательных участках Пономаревского района находились наблюдатели от всех кандидатов, препятствия по исполнению обязанностей наблюдателям со стороны членов участковых избирательных комиссий не создавались. Ни одного заявления от наблюдателей о нарушениях хода голосования в участковых избирательных комиссиях не зарегистрировано. В заявлениях кандидатов на должность главы МО Пономаревский район Авреднова А.П., А.В.П., Д.Т.А., Петько С.А. сведений о нарушениях закона не приводятся. В связи с этим территориальная избирательная комиссия, коллегиально рассмотрев заявление Авреднова А.П., приняла решение ... от ... года – в заявлении отказать. Простое любопытство кандидатов мешало работе территориальной избирательной комиссии определять результаты выборов главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области. По поводу предъявленных требований о том, что Ф.А.П. был вызван наряд милиции, который насильственно выдворил гражданина Авреднова А.П. из помещения, где находились избирательные документы, в результате чего не осуществлялись наблюдательные действия за избирательными документами, наряд милиции Ф.А.П. был вызван для выдворения из кабинета ..., где проводился прием документов от участковых избирательных комиссий, кандидатов Авреднова А.П. и Д.Т.А., которые пытались брать в руки сдаваемые документы. Выдворив из кабинета кандидатов Авреднова и Д.Т.А., наряд остался в кабинете для охраны документов. В коридоре от фойе до кабинета ..., где территориальная избирательная комиссия принимала протоколы от участковых избирательных комиссий, милиционеров не было. Присутствию кандидатов на заседании территориальной избирательной комиссии по рассмотрению заявлений и утверждению протоколов по итогам выборов никто не препятствовал. Считает, что выдвинутые требования кандидатов Авреднова А.П. и Петько С.А. являются надуманными и необоснованными. В судебном заседании Ф.А.П. пояснил, что заявители имели свободный доступ к помещениям, где располагалась избирательная комиссия. В кабинете ... территориальной избирательной комиссией принимались итоговые протоколы от участковых избирательных комиссий. Когда в кабинет зашли Д.Т.А. и Авреднов они стали требовать от него пересчитать бюллетени. Он не имел права вскрывать опечатанные пакеты и коробки. Д.Т.А. пыталась вскрыть избирательные документы, которые были опечатаны. Он принял решение вызвать милицию. Сотрудники милиции предложили выйти и все вышли. От кандидатов Д.Т.А., Авреднова, А.В.П., Петько поступили заявления, в которых содержалась просьба пересчитать бюллетени и ознакомить со списками избирателей. Обращение было рассмотрено на заседании комиссии. В обращении не указывалось на нарушение закона и проверка не проводилась. Авреднову, Петько, Д.Т.А., А.В.П. по их обращению было отказано. Вся избирательная документация для хранения была размещена в кабинете .... Авреднов А.П. принимал участие в проверке сигнализации кабинета ..., в который перенесли все избирательные документы, с его участием закрыли дверь и опечатали, Авреднов поставил свою подпись. Прокурор Пономаревского района в своем заключении по делу просит отказать в удовлетворении заявления Авреднова А.П. и Петько С.А.. Заслушав представителя заявителя, заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы». Согласно пунктов 28, 29,29.2 статьи 58 Закона Оренбургской области от 12 мая 2004 года №153/177 Ш ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» : «При передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию». «Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 21 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола, вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, включая бюллетени, списки избирателей, а также печать участковой комиссии, передается в избирательную комиссию муниципального образования для хранения не позднее чем через 5 дней после официального опубликования общих результатов выборов». В Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 77 указывается, что если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными. В судебном заседании установлено, что вторые экземпляры протоколов об итогах голосования предоставлялись участковыми избирательными комиссиями для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 21 настоящего Закона. Кандидаты на должность главы района Авреднов А.П. и Петько С.А. обращались около 2 часа 30 минут 11.10.2010 года в территориальную комиссию Пономаревского района с заявлением. Как следует из текста заявления Авреднова А.П., в нем содержалась просьба комиссионно в его присутствии произвести перерасчет бюллетеней по избирательным округам ... в присутствии кворума кандидатов на выборную должность главы района, ознакомить его со списками избирателей по выше указанным округам. В заявлении Авреднова А.П. не содержатся указания на нарушения закона. В суде представитель Петько С.А. указал в качестве основания пересчета бюллетеней наличие сомнений у всех кандидатов. Из решения ... территориальной избирательной комиссии Пономаревского района от ... года 04 часа 23 минуты следует, что территориальная избирательная комиссия решила в связи с тем, что в течение дня голосования ... года на вышеуказанных участках жалоб и заявлений не поступало, в заявлении Авреднову А.П. отказать. В соответствии с п.4 ст.20, ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; п. 4 ст.14 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года №1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области»; п.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года №364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области»; комиссии обязаны в переделах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, ответы в пятидневный срок. В судебном заседании установлено, что заявитель Авреднов А.П. ... года обратился в территориальную избирательную комиссию Пономаревского района с заявлением о пересчете в его личном присутствии комиссионно бюллетеней по избирательным участкам ... и ознакомлении со списками с подписями избирателей по выше указанным округам. С аналогичным заявлением в территориальную избирательную комиссию Пономаревского района так же обратился и заявитель Петько С.А.. В заявлениях Авреднов А.П. и Петько С.А. не указали, какие основания являются поводом для пересчета бюллетеней и ознакомлении с подписями избирателей. В заявлении, поданном в районный суд, Авреднов А.П. в качестве основания для пересчета бюллетеней и ознакомления со списками избирателей указал о наличии у него подозрений и сомнений в том, что в бюллетенях не проставлены отметки напротив кандидатов, вложены чистые листы, в списки избирателей внесены фамилии граждан, не проживающих на участках, стоят росписи лиц, не проживающих на избирательных участках. У него возникли подозрения в законности действий участковых избирательных комиссий, и он сомневается в достоверности представленных участковыми избирательными комиссиями данных. В судебном заседании никаких доказательств в подтверждение изложенных Авредновым А.П. и Петько С.А. сомнений и фактов не представлено и в материалах дела доказательств, подтверждающих сомнения и факты нарушений при подсчете голосов, искажении сведений в бюллетенях, списках избирателей не имеется. Свидетели, опрошенные в судебном заседании, указали на отсутствие жалоб, отсутствие записей в протоколе о нарушениях в ходе голосования. Территориальной избирательной комиссией Пономаревского района были приняты протоколы об итогах голосования от участковых комиссий Учитывая, что в заявлениях Авреднова А.П. и Петько С.А. не указано о нарушении закона и просьбы заявителей о рассмотрении заявления с его участием, на избирательную комиссию не возлагалась законом обязанность проводить проверку на обращение Авреднова А.П. и Петько С.А. и рассматривать заявления с их участием, поскольку в заявлении содержалась просьба и по ней комиссией было принято решение об отказе, в отсутствие Авреднова А.П. и Петько С.А.. Решение избирательной комиссии об отказе Авреднову А.П. и Петько С.А. в пересчете бюллетеней суд находит законным, поскольку нормы выше указанного закона содержат основания, при которых избирательная комиссия муниципального образования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке в присутствии члена (членов) избирательной комиссии муниципального образования. В судебном заседании не представлено доказательств наличия ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, сомнений в правильности составления протокола, нарушений закона и в материалах дела доказательств не имеется. В судебном заседании установлено, избирательная комиссия Пономаревского района располагалась в здании администрации Пономаревского района в кабинетах ... В кабинете ... принимались протоколы от участковых избирательных комиссий, в кабинете ... принимались избирательные документы бюллетени, списки избирателей и другие документы. Кабинет ... был оборудован для хранения всей избирательной документации. В ночь на ... года от участковых избирательных комиссий поступала избирательная документация. После поступления бюллетеней от участковой избирательной комиссии п.Д кандидаты на должность главы района Д.Т.А., Авреднов зашли в кабинет ... и стали требовать от председателя комиссии Ф.А.П. ознакомление со списками избирателей и пересчете бюллетеней, поскольку у них возникли сомнения. В кабинет заходил Петько С.А. и другие лица. Свидетель С.А.П. пояснил в суде, что Д.Т.А. и Авреднов в кабинете требовали пересчета бюллетеней. В кабинете было много людей, был шум и крики. Ф.А.П. вызвал его и сообщил, что мешают работе комиссии. Насильно никого не выдворяли. Он предложил всем выйти. Все вышли спокойно. Оружия и милиционеров не было. Милиция не препятствовала снова заходить в кабинет и наблюдать за кабинетом. Двери кабинетов были открыты. Никакой черты, ограничивающей доступ в кабинет, не устанавливали. Он слышал, как Ф.А.П. объявил в фойе, что приглашает на заседание итоговой комиссии. Свидетель Б.А.А. пояснил, что в отношении Авреднова А.П. насилия угроз не применялось, было предложено выйти из кабинета, в котором было шумно, громко и много людей. Оружия, автоматов и специальных средств ничего не было и не применялись. Милицией не ограничивался доступ в кабинет в дальнейшем. На основании показаний свидетелей указывающих, что лица, находившиеся в кабинете ... шумели, громко требовали пересчета бюллетеней и своими действиями выражали намерения пересчитать опечатанные избирательные документы, суд находит действия территориальной избирательной комиссии, в лице его членов и должностных лиц, обоснованными и не нарушающими права кандидатов на свободу наблюдения за избирательной документацией лицами, находящимися в фойе перед дверью кабинета ... после ухода из кабинета лиц там находящихся. Судом установлено, что в течение дня голосования ... года на избирательных участках Пономаревского района находились наблюдатели от всех кандидатов, препятствия по исполнению обязанностей наблюдателям со стороны членов участковых избирательных комиссий не создавались. Ни одного заявления от наблюдателей о нарушениях хода голосования в участковых избирательных комиссиях не зарегистрировано. Свидетели, опрошенные в суде, указали, что в протоколах участковых избирательных комиссий нарушений и замечаний не было отмечено, особых мнений в письменном виде к протоколу не прилагалось. После окончания голосования и до оглашения итогов голосования также не поступало жалоб о нарушениях закона территориальной комиссии от кандидатов и лиц наблюдавших за ходом и приемом избирательной документации территориальной избирательной комиссией. Деятельность территориальной избирательной комиссии являлась открытой и гласной, о чем свидетельствует наличие открытых дверей помещений, где находились члены избирательной комиссии, отсутствием препятствий и запретов для лиц, наблюдавших за деятельностью комиссии, непосредственное участие кандидата Авреднова А.П. в опечатывании кабинета .... В обязанности территориальной избирательной комиссии входит проверка протоколов о результатах голосования поступивших от участковых избирательных комиссий и суммирование итогов голосования, а непосредственный подсчет голосов территориальной избирательной комиссией не производится. В обязанности территориальной комиссии не входит обеспечение присутствия Петько С.А., Авреднова А.П. при не посредственном подсчете голосов, обеспечение присутствия Петько С.А. и Авреднова А.П.на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по заявлению. Доводы Авреднова А.П. и Петько С.А. о нарушении избирательных прав и закона выразившиеся в не обеспечении защиты избирательных прав заявителя, на проведении реальной проверки по заявлению Авреднова А.П. и Петько С.А., на опросе территориальной избирательной комиссией заявителей Авреднова А.П. и Петько С.А. по поданным ими заявлениям, не обеспечению свободного доступа для наблюдения за непосредственным подсчетом голосов избирателей, не обеспечении присутствия Авреднова А.П. и Петько С.А. при непосредственном подсчете голосов, не обеспечении присутствия на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по заявлению нарушении положения ч.5 ст.3, п.4 ст.20, п.9 ст.68 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; п.3, 4 ст.14 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года №1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области»; п.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года №364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области»; ч.2 ст.32 Конституции РФ суд находит необоснованными, поскольку территориальная избирательная комиссия обеспечила защиту избирательных прав, действуя открыто и гласно, не препятствуя наблюдению за движением избирательной документации, проводя заседание при открытых дверях, давая объявление о заседаниях в фойе здания. Опрошенные в судебном заседании свидетели Л.Н.Н., Л.Н.П., Х.Р.С., П.Ю.А., А.А.Н., Д.М.И., Д.Т.А., Д.Г.А. не указывают, что в ночь на ... года в помещениях и кабинетах, где располагалась избирательная комиссия, им чинились препятствия в наблюдении за действиями избирательной комиссии и отсутствовал свободный доступ в помещения, где находились члены комиссии, за исключением эпизода, когда председателем комиссии Ф.А.П. с помощью милиции из кабинета были выдворены находившиеся в кабинете ... люди. По данному эпизоду судом дана оценка. Согласно п.4 ст. 258 ГПК РФ «Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены». Согласно ч.2 ст.261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. Учитывая выше изложенное, суд находит заявленные требования Авреднова А.П. и Петько С.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Авреднова А.П. об отмене решения территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области ... от ... года; об обязании территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» ознакомить со списками и подписями избирателей, произвести перерасчет бюллетеней, представленных участковыми избирательными комиссиями на участках: ...; признании действия (бездействия) территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» по не обеспечению защиты избирательных прав заявителя Авреднова А.П., не проведении реальной проверки по заявлению Авреднова А.П., не опросе территориальной избирательной комиссией заявителя Авреднова А.П. по заявлению, не обеспечению свободного доступа для наблюдения за непосредственным подсчетом голосов избирателей, не обеспечении присутствия Авреднова А.П. при непосредственном подсчете голосов, не обеспечении присутствия на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по заявлению - незаконными и нарушающими положения ч.5 ст.3, п.4 ст.20, п.9 ст.68 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; п.3, 4 ст.14 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года №1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области»; п.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года №364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области»; ч.2 ст.32 Конституции РФ; об обязании территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области провести реальную проверку по заявлению Авреднова А.П., обеспечить защиту избирательных прав заявителя, опросить Авреднова А.П. по поданному в территориальную избирательную комиссию заявлению, обеспечении присутствия при непосредственном подсчете голосов избирателей, обеспечении Авреднову А.П. свободного доступа для наблюдения за непосредственным подсчетом голосов избирателей, обеспечении присутствия Авреднова А.П. на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по его заявлению - отказать. В удовлетворении заявления Петько С.А. о признании действия (бездействия) территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» по не обеспечению защиты избирательных прав заявителя Петько С.А., не проведении реальной проверки по заявлению Петько С.А., не опросе заявителя по заявлению Петько С.А., не обеспечению свободного доступа для наблюдения при непосредственном подсчете голосов избирателей, не обеспечении присутствия Петько С.А. при не посредственном подсчете голосов, не обеспечении присутствия Петько С.А. на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по заявлению - незаконными и нарушающими положения ч.5 ст.3, п.4 ст.20, п.9 ст.68 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; п.3, 4 ст.14 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года №1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области»; п.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года №364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области»; ч.2 ст.32 Конституции РФ; об обязании территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области провести реальную проверку по заявлению Петько С.А., обеспечить защиту избирательных прав заявителя Петько С.А., опросить Петько С.А. по поданному в территориальную избирательную комиссию заявлению, обеспечении Петько С.А. присутствия при непосредственном подсчете голосов избирателей, обеспечении Петько С.А. свободного доступа для наблюдения за непосредственным подсчетом голосов избирателей, обеспечении присутствия Петько С.А. на заседании территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопросов по его заявлению - отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Пономаревский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Решение вынесено в окончательной форме 30 октября 2010 года. Судья