2-285/2010 по заявлению прокурора Пономаревского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие администрации МО по ликвидации свалки и возложениии обязанности прекратить эксплуатацию свалки



Дело № 2-285/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Пономаревка 09 сентября 2010 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Григорьева С.Н.

с участием заместителя прокурора Пономаревского района Садчикова В.А.

представителя главы администрации МО «Пономаревский сельсовет» Гордеева Н.А., заинтересованного лица Копыловой Е.Е.

при секретаре Шишкиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пономаревского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области по ликвидации свалки и возложении обязанности прекратить эксплуатацию свалки, очистить несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и прилегающую территорию от бытового мусора

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пономаревского района обратился в суд с заявлением в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц – населения с.... о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области по ликвидации свалки, находящейся в 300 метрах к северо-западу от улиц ... с.... Пономаревского района Оренбургской области и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Пономаревский сельсовет прекратить эксплуатацию указанной свалки твердых бытовых отходов и произвести очистку территории незаконной свалки и прилегающей к ней территории от бытового мусора в срок до ... года.

В заявлении прокурор указывает, что в с. ... Пономаревского района, на территории песчанно - глиняного карьера, в 300 метрах к северо-западу от улиц ... находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, состоящая из отходов производства и потребления 4-5 класса опасности для окружающей природной среды, в том числе: строительный мусор, бытовой мусор. Указанная свалка размещена на площади 60000 м2 Данная свалка находится на землях поселения администрации МО Пономаревский сельский совет в границах населенного пункта.

Администрация муниципального образования Пономаревский сельсовет не имеет лицензии на право обращения с опасными отходами так же как и эксплуатирующая свалку организация МУП ... На свалке не проведена инвентаризация отходов и объекта, не разработан паспорт на опасные отходы, нет проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст. 9, 11, 14, 18 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, а также ст. 22, 24, 39 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ

В соответствии с п. 18, 19 и 20 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Исходя из требований ст. 12 и 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В нарушение требований ст. 37 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы размещаются без отвода земельного участка, в непредусмотренном для этих целей месте. Непосредственная близость свалки к домовладениям жителей с.... создает неудобство и угрозу распространения заболеваний, так как на свалке часто горит мусор, ветром разносит обрывки пакетов и бумаги, на свалке находятся бродячие животные - кошки и собаки.

Указанные обстоятельства были предметом судебного разбирательства, по результатам которого решением Пономаревского районного суда от ... года глава администрации МО Пономаревский сельский совет был обязан перенести свалку ТБО за пределы населенного пункта.

В 2001 году комиссией администрации МО Пономаревский район выбран и обследован земельный участок под размещение свалки ТБО в 2–х километрах западнее с.... на землях сельскохозяйственного назначения. Однако до настоящего времени указанный участок не переведен из числа земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, не осуществлена работа по переносу свалки на новый участок.

Изложенное свидетельствует о том, что администрацией

Пономаревского сельсовета не предпринимается никаких мер по ликвидации данной свалки твердых бытовых отходов на протяжении длительного времени, что свидетельствует о нарушении предусмотренных ст. 42 Конституции РФ конституционных прав неопределенного круга лиц ­жителей с.... Пономаревского района, на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании заместитель прокурора Пономаревского района Садчиков В.А. заявленные требования прокурора поддержал и просил заявление прокурора удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Пономаревский сельсовет» Гордеев Н.А., действующий на основании доверенности, пояснил, что с иском не согласен, так как поселению были преданы районом полномочия по утилизации, переработке отходов, однако финансовые средства по соглашению не предоставлялись, нет денежных средств на ликвидацию свалки, нет другого места для свалки. Признает, что свалка незаконная, нет отвода земельного участка, нет лицензии, территория не огорожена, не охраняется. До настоящего времени свалка не ликвидирована, так как нет денежных средств.

Заинтересованное лицо Копылова Е.Е. пояснила, дым от свалки проникает в ее квартиру, становится нечем дышать, свалка из года в год приближается к ее дому и уже находится рядом, через дорогу. Мусор разбросан по всей территории, за свалкой никто не следит, мусор выбрасывают граждане по своему усмотрению.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и Законы.

Согласно п.18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В силу ст. 7 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из акта обследования ... от ... года следует, что специалистом областного отдела экологического контроля ГУ – Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области по Пономаревскому району Д.С.П. проведено обследование свалки твердых бытовых отходов с. ... и установлено, что свалка твердых бытовых отходов занимает площадь 60 000 кв.м., размером 300х200 метров, образована отходами потребления 4 и 5 класса опасности для окружающей природной среды, в том числе имеются бытовые отходы, отходы животноводства, строительные отходы – целлофан, картон, территория свалки не огорожена, в результате чего допускается разнос легких фракций отходов на удаление до 500 метров. На свалке периодически происходит возгорание отходов и допускается задымление жилых домов с. ..., твердые бытовые отходы расположены в санитарно-защитной зоне на расстоянии до 300 метров до ближайшего жилого дома по ул. ... с.....

Из справок муниципального образования «Пономаревский сельсовет» следует, что решения об отводе земельного участка для полигона (свалки) для твердых бытовых отходов органом местного самоуправления МО «Пономаревский сельсовет» не принималось. На территории муниципального образования «Пономаревский сельсовет» имеется полигон (свалка) для хранения бытовых отходов, (эксплуатация) содержанием свалки занимается МУП ... Свалка твердых бытовых отходов на балансе муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района и МУП ... не состоит и в МУП ... не передавалась и ее содержание не финансировалось.

Согласно постановления ...-п от ... года на обустройство свалки муниципального образования «Пономаревский сельсовет» выделялись денежные средства в сумме ... рублей.

Из справки финансового отдела администрации муниципального образования Пономаревский район Пономаревского района Оренбургской области следует, что из бюджета Пономаревского района субвенции на переданные полномочия по содержанию свалок в сельские поселения не выделялись, выделялись средства на содержание свалок твердых бытовых отходов в рамках реализации районной целевой программы ... рублей.

В статье 5 Устава МО Пономаревский сельсовет Пономаревского района под пунктом 18 указывается, что к вопросу местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза отходов и мусора.

Согласно соглашения о передаче полномочий от ... года муниципальное образование «Пономаревский район» Пономаревского района передает,а муниципальное образование «Пономаревский сельсовет» принимает часть полномочий по исполнению вопросов местного значения: - организация утилизации и переработки бытовых отходов на срок по ... года.

Согласно акта обследования и выбора земельного участка от ... года комиссия провела обследование и выбор земельного участка площадью 2 га,который находится в 2-х км западней с.....

Решением Пономаревского районного суда от ... года на главу Пономаревской сельской администрации возложена обязанность перенести свалку бытовых отходов и нечистот от с.... в другое место в соответствии с санитарными нормами и правилами в срок до ... года.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района в нарушение требований ст. 37 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7–ФЗ отходы размещает без отвода земельного участка в непредусмотренном для этих целей месте. Не соблюдает требования законодательства при обращении с отходами производства и потребления. Не получена лицензия на право обращения с опасными отходами, не разработаны нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на свалке, не проведена инвентаризация отходов и объекта их размещения, не разработаны паспорта на опасные отходы, не ведется отчетность, территория свалки не огорожена, не охраняется, нарушаются ст. ст. 22, 24, 37, 39, 44, 51 ФЗ РФ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 9, 11, ч.3 ст. 14 и ст. 18 ФЗ РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» и п.74 ч.1 ст. 17 ФЗ РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Доводы прокурора являются обоснованными и законными, поскольку администрация муниципального образования «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области бездействует и не исполняет обязанности возложенные законом: п.18, 19 и 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.1 ст.7, ст.37, ст. 51, ст. 80 Федерального закона РФ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12, ст.13, ст.14 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» и не принимает меры по ликвидации незаконной свалки твердых бытовых отходов в с.... и до настоящего времени не ликвидировала незаконную свалку, несмотря на решение суда, что свидетельствует о нарушении конституционных прав неопределенного круга на благоприятную окружающую среду, ухудшает экологическую обстановку в населенном пункте и создает риск нанесения вреда здоровью людей.

При таких обстоятельствах заявление прокурора является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению, доводы представителя Гордеева Н.А. суд находит несостоятельными.

Руководствуясь ст. 194, 198, 254 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Пономаревского района Оренбургской области - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области по ликвидации свалки находящейся в 300 метрах к северо-западу от улиц ... с.... Пономаревского района Оренбургской области незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района прекратить эксплуатацию указанной свалки твердых бытовых отходов и произвести очистку территории незаконной свалки и прилегающей к ней территории от бытового мусора в срок до ... года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение вынесено в окончательной форме 13 сентября 2010 года.

Председательствующий