2-126/2011 по иску прокурора о признании незаконным бездействие администрации МО Пономаревский район, выразившееся в непринятии мер по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования



Дело № 2-126/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Пономаревка 29 марта 2011 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи И.Н. Меркуловой

с участием прокурора Пономаревского района Чатарева В.Н., представителя ответчика Гордеева Н.А.

при секретаре Шишкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пономаревского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области выразившегося в не принятии мер по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования и обязании администрации муниципального образования Пономаревский район принять меры направленные на ликвидацию очередности и нуждаемости в обеспечении общедоступного бесплатного дошкольного образования в с. ..., с. ... и п. ... Пономаревского района в срок до ... года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пономаревского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области выразившегося в не принятии мер по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования и обязании принять меры по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования во всех муниципальных образованиях района в срок до ... года.

В судебном заседании прокурор Пономаревского район Чатарев В.Н. исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области выразившегося в не принятии мер по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования и обязать администрацию муниципального образования Пономаревский район принять меры направленные на ликвидацию очередности и нуждаемости в обеспечении общедоступного бесплатного дошкольного образования в с. ..., с. ... и п. ... Пономаревского района в срок до ... года, пояснив, что при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением органами местного самоуправления требований действующего законодательства установлено, что на территории Пономаревского района имеется четыре дошкольных образовательных учреждений, пять дошкольных групп и пять групп кратковременного пребывания при образовательных учреждениях. В двух дошкольных образовательных учреждениях имеется очередь на оформление детей в детский сад в количестве 75 человек из них в МДОУ «...» «...» - 39 детей, МДОУ «...» «...» - 36 детей. В остальных населенных пунктах имеются группы кратковременного пребывания и дошкольные группы, которые посещают 95 человек, при этом общее число детей дошкольного возраста в населенных пунктах Пономаревского района за исключением села ... и села ... составляет 309 человек. Таким образом, 214 детей дошкольного возраста, проживающие в сельских поселениях Пономаревского района лишены возможности получить бесплатное дошкольное образование. В настоящее время конституционные права несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное дошкольное образование не реализовано, они лишены возможности осваивать общеобразовательные программы дошкольного образования, в связи с тем, что администрацией МО «Пономаревский район» не приняты меры по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Представитель администрации МО «Пономаревский район» Гордеев Н.А. с заявлением прокурора согласился, указав, что ими принимаются все меры по устранению указанных недостатков.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему:

Свидетель Попов В.В., являясь заведующим отдела образования администрации МО «Пономаревский район» суду пояснил, что имеется необходимость в создании дошкольных образовательных учреждений, но только в с. ..., с. ... и п. ..., так большая численность населения и имеется очередность. В некоторых селах района существуют группы кратковременного пребывания, а в некоторых были закрыты дошкольные общеобразовательные учреждения, так как снизилась численность детей и соответственно посещаемость.

В соответствии с ч. 1 ст. 1,17, 18, ч. 1 и ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - это правовое социальное государство, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется.

Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Из ст. 56 Семейного кодекса РФ следует, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Ст. 5 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» гарантирует гражданам Российской Федерации возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся: планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Ст. 31 Закона РФ «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся вопросы по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Дошкольное образование предоставляется в дошкольных образовательных учреждениях. Выбор способов организации предоставления дошкольного образования - путем создания дошкольных учреждений либо создания комбинированных учреждений - находится в компетенции органов местного самоуправления.

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г. № 666, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В судебном заседании установлено, что администрацией МО «Пономаревский район» не принимались меры по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, при таких обстоятельствах заявление прокурора является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Пономаревского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области выразившегося в не принятии мер по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования и обязании администрации муниципального образования Пономаревский район принять меры направленные на ликвидацию очередности и нуждаемости в обеспечении общедоступного бесплатного дошкольного образования в с. ..., с. ... и п. ... Пономаревского района в срок до ... года - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области выразившегося в не принятии мер по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области принять меры направленные на ликвидацию очередности и нуждаемости в обеспечении общедоступного бесплатного дошкольного образования в с. ..., с. ... и п. ... Пономаревского района в срок до ... года,

Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Пономаревский районный суд в течение 10 дней.

Судья:

Решение вступило в законную силу 11.04.2011 года.