2-203/2011 по иску межрайонного прокурора Оренбургской области природоохранной межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействие КФХ `...` по невыполнению мероприятий направленных на защиту от ЧС природного и техногенного характера



Дело №2-203/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Пономаревка 06 июня 2011 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи С.Н.Григорьева

с участием прокурора Пономаревского района Чатарева В.Н., ответчика главы КФХ «...» Попова Ю.П. при секретаре Шишкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению межрайонного прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействия КФХ «...» с.... Пономаревского района Оренбургской области по невыполнению мероприятий направленных на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязании принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургской природоохранной межрайонный прокуратур обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия КФХ «...» с.... Пономаревского района Оренбургской области по невыполнению мероприятий направленных на:

1) создание аварийного запаса материалов: песка, щебня, бутового камня;

2) согласование с МЧС и утверждение Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС

3) разработку и согласование с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положения о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет;

4) разработку технического паспорта ГТС отвечающего требованиям правил безопасности;

5) издание приказа о назначении ответственных специалистов, за надлежащей эксплуатацией ГТС.

6) разработку плана ликвидации аварии на ГТС, и его согласование с органами МЧС и Ростехнадзора;

7) организацию ограничений в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, обязании ответчика принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий.

В заявлении прокурор указал, что гидротехническое сооружение (далее ГТС) на реке Тиманка в 6 километрах южнее с. ... района, ... на основании договора о передаче пруда в счет оплаты долга заключенного между колхозом «...» и КФХ«...» принято на баланс и эксплуатируется указанным КФХ.

Согласно акта проверки Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ......, в нарушение норм федерального законодательства, а также, постановления Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009 года, ст.9 Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта ГТС (утвержденные Госгортехнадзором России от 01.06.1998г.); пунктов 2.15, 2.24 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утвержденных, постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002г. №6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002г. регистрационный №3372), п.4.1 Приказа Министерства природы и экологии РФ от 30.01.2009г. №191 «Об утверждении порядка проведения технологического расследования причин, аварий на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрированного в Минюсте РФ 07.09.2009г. №14722», п. 2.24 «Положения "Об организации работ по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» зарегистрированное в Минюсте РФ 22.03.2007 года №9133, КФХ «...» при эксплуатации названного ГТС были допущены следующие отступления от требований законодательства:

1) отсутствует аварийный запас материалов: песка, щебня, бутового камня;

2) отсутствует (в соответствии с постановлением правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согласованый с МЧС и утвержденный Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС

3) не разработано и не согласовано с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положение о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет;

4) технический паспорт ГТС не отвечает требованиям правил безопасности ПБ 03-438-02, не внесены проектные данные;

5) ответственные специалисты за эксплуатацией ГТС не назначены.

6) план ликвидации аварии на ГТС не разработан, с органами МЧС и Ростехнадзора не согласован;

7) не организованы ограничения в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных

нормативных и иных актов (в частности обязанностей, перечисленных в статье 14 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-ФЗ), создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь, и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Просит признать незаконным бездействия КФХ «...» по не выполнению вышеуказанных мероприятий и обязать ответчика в срок до ... принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий.

Ответчик, глава КФХ «...» Попов Ю.П. с заявлением межрайонного прокурора согласился частично, указав, что на ГТС создан аварийный запас материалов: песка, щебня, бутового камня, организовано ограничение в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, установлен металлический шлагбаум, ... издан приказ о назначении ответственных специалистов, за надлежащей эксплуатацией ГТС. Им принимаются все меры по устранению указанных недостатков, до ... недостатки будут устранены.

Свидетель, государственный инспектор Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С.В.А. суду показал, что ГТС на реке ... в 6 км. южнее с. ... района, ... на основании договора о передаче пруда в счет оплаты долга заключенного между колхозом «...» и КФХ «...» принято на баланс и эксплуатируется указанным КФХ. ... была проведена проверка о готовности ГТС к пропуску паводковых вод и в нарушение пунктов 2.15, 2.24 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02, отсутствует аварийный запас материалов: песка, щебня, бутового камня; отсутствует согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не разработано и не согласовано с Приуральским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положение о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет; технический паспорт ГТС не отвечает требованиям правил безопасности ПБ 03-438-02, не внесены проектные данные; ответственные специалисты за эксплуатацией ГТС не назначены; план ликвидации аварии на ГТС не разработан, с органами МЧС и Ростехнадзора не согласован, п.2.15 ПБ 03-438-02; не организованы ограничения в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, п.9.7 ПБ 03-438-02.

Свидетель, Д.В.К. начальник отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации МО «Пономаревский район» суду дал аналогичные показания и дополнительно пояснил, что ГТС построено колхозом «...», после ликвидации колхоза КФХ «...» приняло на баланс и эксплуатирует указанное ГТС по решению членов колхоза принятого ... на общем собрании.

Выслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему:

Согласно протокола общего собрания членов колхоза «...» от ... ГТС на реке ... в 6 км. южнее с. ... района и договора о передаче пруда от ... в счет оплаты долга заключенного между колхозом «...» и КФХ «...» принято на баланс и эксплуатируется указанным КФХ.

В соответствии с преамбулой и статьями 3, 9, 15, 17-20 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесены:

- обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации и ремонте;

- обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий;

- развитие систем контроля за состоянием ГТС;

- своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности;

- обеспечение проведения регулярных обследований ГТС;

- создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС;

- организация эксплуатации ГТС и обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- осуществление по вопросам предупреждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- финансирование мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС;

- осуществление обязательного страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

В судебном заседании установлено, что КФХ «...» решением общего собрания членов колхоза «...» передано во владение и пользование ГТС на реке ... в 6 км. южнее с. .... КФХ «...» в нарушение пунктов 2.15, 2.24 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02, на ГТС отсутствует аварийный запас материалов: песка, щебня, бутового камня; отсутствует согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не разработано и не согласовано с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положение о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет; технический паспорт ГТС не отвечает требованиям правил безопасности ПБ 03-438-02, не внесены проектные данные; ответственные специалисты за эксплуатацией ГТС не назначены; план ликвидации аварии на ГТС не разработан, с органами МЧС и Ростехнадзора не согласован, п.2.15 ПБ 03-438-02; не организованы ограничения в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, п.9.7 ПБ 03-438-02.

Следовательно доводы межрайонного прокурора являются обоснованными и законными, поскольку вопреки требованиям закона КФХ «...» не осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности ГТС. Такое бездействие создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь, и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доводы ответчика о создании аварийного запаса материалов: песка, щебня, бутового камня, организации ограничений в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин и издание приказа о назначении ответственного лица за эксплуатацию ГТС суд находит необоснованными ввиду не предоставления доказательств, подтверждающих наличие на ГТС необходимого запаса материалов: песка, щебня, бутового камня, ограничений проезда автотранспорта и строительных машин по гребню и берегу дамбы, а так же обучения ответственного специалиста, по надлежащей эксплуатацией ГТС.

При таких обстоятельствах заявление межрайонного прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление межрайонного прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры - удовлетворить.

Признать бездействие КФХ «...» с.... района ... области по невыполнению мероприятий направленных на:

1) создание аварийного запаса материалов: песка, щебня, бутового камня;

2) согласование с МЧС и утверждение Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС

3) разработку и согласование с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положения о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет;

4) разработку технического паспорта ГТС отвечающего требованиям правил безопасности;

5) издание приказа о назначении ответственных специалистов, за надлежащей эксплуатацией ГТС.

6) разработку плана ликвидации аварии на ГТС, и его согласование с органами МЧС и Ростехнадзора;

7) организацию ограничений в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин – незаконным.

Обязать КФХ «...» с.... района ... области в срок до ... выполнить мероприятия по:

1) созданию аварийного запаса материалов: песка, щебня, бутового камня;

2) согласованию с МЧС и утверждения Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС

3) разработку и согласование с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положения о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет;

4) разработку технического паспорта ГТС отвечающего требованиям правил безопасности;

5) издание приказа о назначении ответственных специалистов, за надлежащей эксплуатацией ГТС.

6) разработке плана ликвидации аварии на ГТС, и его согласование с органами МЧС и Ростехнадзора;

7) организации ограничений в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин - незаконным.

Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Пономаревский районный суд в течение 10 дней.

Судья