Дело №2-203/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Пономаревка 06 июня 2011 года Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи С.Н.Григорьева с участием прокурора Пономаревского района Чатарева В.Н., ответчика главы КФХ «...» Попова Ю.П. при секретаре Шишкиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению межрайонного прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействия КФХ «...» с.... Пономаревского района Оренбургской области по невыполнению мероприятий направленных на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязании принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий, УСТАНОВИЛ: Оренбургской природоохранной межрайонный прокуратур обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия КФХ «...» с.... Пономаревского района Оренбургской области по невыполнению мероприятий направленных на: 1) создание аварийного запаса материалов: песка, щебня, бутового камня; 2) согласование с МЧС и утверждение Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС 3) разработку и согласование с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положения о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет; 4) разработку технического паспорта ГТС отвечающего требованиям правил безопасности; 5) издание приказа о назначении ответственных специалистов, за надлежащей эксплуатацией ГТС. 6) разработку плана ликвидации аварии на ГТС, и его согласование с органами МЧС и Ростехнадзора; 7) организацию ограничений в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, обязании ответчика принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий. В заявлении прокурор указал, что гидротехническое сооружение (далее ГТС) на реке Тиманка в 6 километрах южнее с. ... района, ... на основании договора о передаче пруда в счет оплаты долга заключенного между колхозом «...» и КФХ«...» принято на баланс и эксплуатируется указанным КФХ. Согласно акта проверки Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ... №..., в нарушение норм федерального законодательства, а также, постановления Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009 года, ст.9 Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта ГТС (утвержденные Госгортехнадзором России от 01.06.1998г.); пунктов 2.15, 2.24 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02 (утвержденных, постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002г. №6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002г. регистрационный №3372), п.4.1 Приказа Министерства природы и экологии РФ от 30.01.2009г. №191 «Об утверждении порядка проведения технологического расследования причин, аварий на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрированного в Минюсте РФ 07.09.2009г. №14722», п. 2.24 «Положения "Об организации работ по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» зарегистрированное в Минюсте РФ 22.03.2007 года №9133, КФХ «...» при эксплуатации названного ГТС были допущены следующие отступления от требований законодательства: 1) отсутствует аварийный запас материалов: песка, щебня, бутового камня; 2) отсутствует (в соответствии с постановлением правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согласованый с МЧС и утвержденный Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС 3) не разработано и не согласовано с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положение о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет; 4) технический паспорт ГТС не отвечает требованиям правил безопасности ПБ 03-438-02, не внесены проектные данные; 5) ответственные специалисты за эксплуатацией ГТС не назначены. 6) план ликвидации аварии на ГТС не разработан, с органами МЧС и Ростехнадзора не согласован; 7) не организованы ограничения в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин. Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных нормативных и иных актов (в частности обязанностей, перечисленных в статье 14 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-ФЗ), создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь, и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит признать незаконным бездействия КФХ «...» по не выполнению вышеуказанных мероприятий и обязать ответчика в срок до ... принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий. Ответчик, глава КФХ «...» Попов Ю.П. с заявлением межрайонного прокурора согласился частично, указав, что на ГТС создан аварийный запас материалов: песка, щебня, бутового камня, организовано ограничение в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, установлен металлический шлагбаум, ... издан приказ о назначении ответственных специалистов, за надлежащей эксплуатацией ГТС. Им принимаются все меры по устранению указанных недостатков, до ... недостатки будут устранены. Свидетель, государственный инспектор Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С.В.А. суду показал, что ГТС на реке ... в 6 км. южнее с. ... района, ... на основании договора о передаче пруда в счет оплаты долга заключенного между колхозом «...» и КФХ «...» принято на баланс и эксплуатируется указанным КФХ. ... была проведена проверка о готовности ГТС к пропуску паводковых вод и в нарушение пунктов 2.15, 2.24 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02, отсутствует аварийный запас материалов: песка, щебня, бутового камня; отсутствует согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не разработано и не согласовано с Приуральским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положение о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет; технический паспорт ГТС не отвечает требованиям правил безопасности ПБ 03-438-02, не внесены проектные данные; ответственные специалисты за эксплуатацией ГТС не назначены; план ликвидации аварии на ГТС не разработан, с органами МЧС и Ростехнадзора не согласован, п.2.15 ПБ 03-438-02; не организованы ограничения в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, п.9.7 ПБ 03-438-02. Свидетель, Д.В.К. начальник отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации МО «Пономаревский район» суду дал аналогичные показания и дополнительно пояснил, что ГТС построено колхозом «...», после ликвидации колхоза КФХ «...» приняло на баланс и эксплуатирует указанное ГТС по решению членов колхоза принятого ... на общем собрании. Выслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему: Согласно протокола общего собрания членов колхоза «...» от ... ГТС на реке ... в 6 км. южнее с. ... района и договора о передаче пруда от ... в счет оплаты долга заключенного между колхозом «...» и КФХ «...» принято на баланс и эксплуатируется указанным КФХ. В соответствии с преамбулой и статьями 3, 9, 15, 17-20 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесены: - обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации и ремонте; - обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; - развитие систем контроля за состоянием ГТС; - своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности; - обеспечение проведения регулярных обследований ГТС; - создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; - организация эксплуатации ГТС и обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; - осуществление по вопросам предупреждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; - финансирование мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС; - осуществление обязательного страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС. В судебном заседании установлено, что КФХ «...» решением общего собрания членов колхоза «...» передано во владение и пользование ГТС на реке ... в 6 км. южнее с. .... КФХ «...» в нарушение пунктов 2.15, 2.24 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» - ПБ 03-438-02, на ГТС отсутствует аварийный запас материалов: песка, щебня, бутового камня; отсутствует согласованный с МЧС и утвержденный Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС; не разработано и не согласовано с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положение о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет; технический паспорт ГТС не отвечает требованиям правил безопасности ПБ 03-438-02, не внесены проектные данные; ответственные специалисты за эксплуатацией ГТС не назначены; план ликвидации аварии на ГТС не разработан, с органами МЧС и Ростехнадзора не согласован, п.2.15 ПБ 03-438-02; не организованы ограничения в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, п.9.7 ПБ 03-438-02. Следовательно доводы межрайонного прокурора являются обоснованными и законными, поскольку вопреки требованиям закона КФХ «...» не осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности ГТС. Такое бездействие создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь, и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Доводы ответчика о создании аварийного запаса материалов: песка, щебня, бутового камня, организации ограничений в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин и издание приказа о назначении ответственного лица за эксплуатацию ГТС суд находит необоснованными ввиду не предоставления доказательств, подтверждающих наличие на ГТС необходимого запаса материалов: песка, щебня, бутового камня, ограничений проезда автотранспорта и строительных машин по гребню и берегу дамбы, а так же обучения ответственного специалиста, по надлежащей эксплуатацией ГТС. При таких обстоятельствах заявление межрайонного прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявление межрайонного прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры - удовлетворить. Признать бездействие КФХ «...» с.... района ... области по невыполнению мероприятий направленных на: 1) создание аварийного запаса материалов: песка, щебня, бутового камня; 2) согласование с МЧС и утверждение Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС 3) разработку и согласование с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положения о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет; 4) разработку технического паспорта ГТС отвечающего требованиям правил безопасности; 5) издание приказа о назначении ответственных специалистов, за надлежащей эксплуатацией ГТС. 6) разработку плана ликвидации аварии на ГТС, и его согласование с органами МЧС и Ростехнадзора; 7) организацию ограничений в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин – незаконным. Обязать КФХ «...» с.... района ... области в срок до ... выполнить мероприятия по: 1) созданию аварийного запаса материалов: песка, щебня, бутового камня; 2) согласованию с МЧС и утверждения Правительством области расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС 3) разработку и согласование с Приуралъским управлением Ростехнадзора по Оренбургской области, Положения о порядке расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении и их учет; 4) разработку технического паспорта ГТС отвечающего требованиям правил безопасности; 5) издание приказа о назначении ответственных специалистов, за надлежащей эксплуатацией ГТС. 6) разработке плана ликвидации аварии на ГТС, и его согласование с органами МЧС и Ростехнадзора; 7) организации ограничений в целях использования гребня и берега дамбы для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин - незаконным. Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Пономаревский районный суд в течение 10 дней. Судья