2-275/2011 по иску прокурора Пономаревского района об обязании МОУ `Наурузовская средняя общеобразовательная школа` и др. оборудовать здания устройством тревожной сигнализации



Дело №2-275/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года с. Пономаревка

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи С.Н. Григорьева

с участием заместителя прокурора Пономаревского района Ткаченко А.А.,

представителя ответчика МОУ «Алексеевская основная общеобразовательная школа» Хаустовой Н.,

представителя ответчика районного отдела образования администрации МО Пономаревский район Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Шишкиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пономаревского района Оренбургской области об обязании МОУ «Семеновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Романовская основная общеобразовательная школа», МОУ «Деминская основная общеобразовательная школа», МОУ «Наурузовская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Новобогородская основная общеобразовательная школа», МОУ «Равнинная средняя общеобразовательная школа», МОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа», МОУ «Алексеевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Софиевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Дюсметьевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Бесединская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Нижнее-Кузлинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ефремово-Зыковская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Фадеевская основная общеобразовательная школа» Пономаревского района Оренбургской области в срок до 01.09.2011 года оборудовать здания устройством тревожной сигнализации (ТС) и охраной, обязании отдела образования администрации МО Пономаревский район Пономаревского района Оренбургской области профинансировать мероприятия по оборудованию зданий муниципальных образовательных учреждений устройством тревожной сигнализации (ТС) и охраны,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пономаревского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с вышеуказанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Пономаревского района Ткаченко А.А исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны жизни, здоровья детей, в деятельности МОУ «Семеновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Романовская основная общеобразовательная школа», «Деминская основная общеобразовательная школа», МОУ «Наурузовская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Новобогородская основная общеобразовательная школа», МОУ «Равнинная средняя общеобразовательная школа», МОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа», МОУ «Алексеевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Софиевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Дюсметьевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Бесединская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Нижнее-Кузлинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ефремово-Зыковская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Фадеевская основная общеобразовательная школа» Пономаревского района Оренбургской области выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что в зданиях школ отсутствуют какие-либо устройства тревожной сигнализации (ТС), что при возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной актами терроризма, разбоя либо грабежа, может повлечь существенный вред общественным интересам, жизни и здоровью граждан, а также значительный материальный ущерб собственникам имущества. Согласно п. 6.3.1 Руководящего документа Р.Д. 78.36.003-2002 «Инженерная укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденного Министерством Внутренних дел РФ 06.11.2002 года для оперативной передачи сообщений на ПЦО и/или в дежурную часть органов внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объекты должны оборудоваться устройствами тревожной сигнализации: механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелками, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами. Таким образом помещения в целях противодействия преступным посягательствам обеспечения безопасности жизни и здоровья, обучающихся и педагогических работников, должны быть оснащены элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны, в частности устройствами тревожной сигнализации и охраной. Указывает, что в соответствии с требованиями ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. П. 1 ч.1 ст. 32 Закона «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах; 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 5) системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Просит исковые требования прокурора удовлетворить и обязать вышеуказанные образовательные учреждения в срок до 01.03.2012 г. оборудовать здания устройством тревожной сигнализации и охраной, обязать отдел образования администрации МО Пономаревский район профинансировать мероприятия по оборудованию зданий данных образовательных учреждений устройством тревожной сигнализации и охраны.

Представители ответчиков муниципальных образовательных учреждений в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В отзывах ответчики МОУ «Семеновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Романовская основная общеобразовательная школа», МОУ «Равнинная средняя общеобразовательная школа», МОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа», МОУ «Дюсметьевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Наурузовская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Бесединская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Нижнее-Кузлинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ефремово-Зыковская средняя общеобразовательная школа», иск прокурора не признают, указывают, что в зданиях школ организованы технические посты с привлечением технических работников, в обязанности которых входят организация контрольно-пропускного режима с регистрацией каждого посетителя в журнале; дежурные работники имеют при себе сотовые телефоны и номера экстренной службы; в штатных расписаниях предусмотрены должности сторожей, в обязанности которых входит организация вечернего и ночного дежурства на территориях школ, запись номерных знаков автотранспортных средств; есть дежурные администраторы; ввиду отдаленности школ, затрудняется своевременный выезд, а зимой и осенью делает невозможным выезд к школам службы охраны.

Представитель МОУ «Алексеевская основная общеобразовательная школа» Хаустова Н. в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна, так как у школы нет финансовых средств на указанные цели. Финансирование осуществляется за счет отдела образования. Устройства тревожной сигнализации и охраны в школах не имеется. В Александровской школе составлен и утвержден паспорт антитеррористической защищенности. В п. 6.2 предусмотрены долгосрочные мероприятия по охране и устройству кнопки экстренного вызова.

Представитель ответчика Попов В.В. исковые требования не признал, указал, что по каждой школе составлены паспорта антитеррористической защищенности. Финансирование школ осуществляется по всем статьям расходов. Статьи расходов по антитеррористической защищенности школ не имеются. Нет данных статей по бюджетной классификации, и никогда не проводилось финансирование по данному направлению, расходы на оборудование тревожной сигнализации и охраны не предусмотрено и отсутствует финансирование на эти цели. В ст. 51 Закона «Об образовании» не предусмотрены мероприятия, направленные на охрану зданий и имущества школ от преступных посягательств. С иском не согласен, так как нормативных актов, обязывающих образовательные учреждения установить охранную сигнализацию не предусмотрено. В отзыве ответчик указывает, что в дневное время во всех образовательных учреждениях организовано дежурство силами технических работников на Посту № 1, в обязанность которых входит организация контрольно-пропускного режима и регистрация посетителей в специальном журнале. Оснащение школ тревожной сигнализацией не производится ввиду отсутствия технической возможности и отсутствия дополнительного финансирования.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему:

Гражданам Российской Федерации государством гарантируется признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на охрану здоровья и ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст.ст.2,18,41 Конституции РФ). Гарантии государства обеспечиваются обязанностью органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и действующие законы (ст.15 Конституции РФ).

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Частью 3 ст. 32 вышеуказанного закона предусмотрена ответственность образовательного учреждения за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Аналогичное требование содержит п. 10 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников школы создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей и уничтожение имущества. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и Законы.

На основании ст. 2 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Согласно ч. 3 ст. 32 вышеуказанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. На основании ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 № 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав человека и гражданина, системность и комплексность использования политических, информационно – пропагандистских, социально – экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье личности, другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, подлежат защите в судебном порядке. Установленные законом требования вышеперечисленными образовательными учреждениями не выполняются в течение длительного периода времени. Результатом данного непринятия полноценных мер по незамедлительному устранению нарушений может явиться гибель людей и наступление иных тяжких последствий.

Согласно справки из отдела образования администрации МО Пономаревский район от 17.06.2011 года отделом образования был заключен договор с межрайонным отделением вневедомственной охраны при ОВД по МО Шарлыкский район Оренбургской области и ФГУП «Охрана» МВД РФ № 19/30/19 от 01.10.2008 года. В рамках данного договора под охрану МОВО при ОВД по МО Шарлыкский район были приняты следующие объекты: Пономаревская ПСШ (здание основной школы), Пономаревская ПСШ (здание начальной школы), Пономаревская ПСШ (здание приюта, в настоящее время не действующее), МДОУ детский сад № 1 «Теремок», МДОУ детский сад № 3 «Колокольчик», детский сад «Ак каен». В образовательных учреждениях функционируют четыре кнопки тревожной сигнализации, а именно в Пономаревской ПСШ (здание основной школы), Пономаревской ПСШ (здание начальной школы), Пономаревской ПСШ (здание приюта, в настоящее время не действующее), МДОУ детский сад № 1 «Теремок», МДОУ детский сад № 3 «Колокольчик». Остальные образовательные учреждения тревожными кнопками и иными техническими средствами охраны не оснащены.

Из паспортов антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений следует что в указанных паспортах в разделе шестом предусмотрена установка современных инженерно-технических средств охраны и кнопки экстренного вызова.

Оборудование школ устройствами тревожной сигнализации и охраны обусловлена необходимостью незамедлительного реагирования от возможных преступных посягательств и защита граждан от преступных посягательств. Конституцией РФ право на охрану здоровья и гарантия прав граждан вытекает из положений законодательства РФ, предусмотренных ст. 2, 15, 18, 41 Конституции РФ, ч. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, п. 10 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196, статьями 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 № 35-ФЗ, ст. 150 ГК РФ.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии финансовых средств и обязанности по оборудованию зданий муниципальных образований тревожной сигнализации, предусмотренной законом, суд находит несостоятельными.

В судебном заседании установлено несоблюдение ответчиками вышеуказанных норм закона. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требования прокурора Пономаревского района, которые подлежат удовлетворению в полном объеме и удовлетворению их в полном объеме.

Учитывая сложность организации работ, финансовых затрат на их проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения работ по оборудованию школ устройством тревожной сигнализации и охраны до 01.03.2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пономаревского района - удовлетворить.

Обязать МОУ «Семеновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Романовская основная общеобразовательная школа», «Деминская основная общеобразовательная школа», МОУ «Наурузовская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Новобогородская основная общеобразовательная школа», МОУ «Равнинная средняя общеобразовательная школа», МОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа», МОУ «Алексеевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Софиевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Дюсметьевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Бесединская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Нижнее-Кузлинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ефремово-Зыковская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Фадеевская основная общеобразовательная школа» Пономаревского района Оренбургской области в срок до 01.03.2012 года оборудовать здания школ устройством тревожной сигнализации (ТС) и охраны.

Обязать отдел образования администрации МО Пономаревский район в срок до 01.03.2012 года профинансировать мероприятия по оборудованию зданий МОУ «Семеновская основная общеобразовательная школа», МОУ «Романовская основная общеобразовательная школа», МОУ «Деминская основная общеобразовательная школа», МОУ «Наурузовская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Новобогородская основная общеобразовательная школа», МОУ «Равнинная средняя общеобразовательная школа», МОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа», МОУ «Алексеевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Софиевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Дюсметьевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Бесединская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Нижнее-Кузлинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ефремово-Зыковская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Фадеевская основная общеобразовательная школа» Пономаревского района Оренбургской области устройствами тревожной сигнализации и охраны.

Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Пономаревский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Резолютивная часть решения оглашена 22.08.2011 года, мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 26.08.2011 года.

Председательствующий:

Решение вступило в законную силу 06.09.2011 года