2-238/2011 по иску прокурора Пономаревского района к администрации МО Пономаревский район о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер для обеспечения жильем и предоставлении жилого помещения.



Дело 2-386/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» октября 2011 года с. Пономаревка

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе

и.о. судьи Пономаревского районного суда Шапошниковой Н.Н.

при секретаре судебного заседания Шишкиной Е.В.

с участием:

представителя истца - заместителя прокурора Пономаревского района Оренбургской области Ткаченко А.А.,

заинтересованного лица К.О.Ю.

представителя ответчика Юкина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пономаревского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Пономаревский район, выразившееся в непринятии мер для обеспечения жильем Н.С.Ю. и предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пономаревского района обратился в суд в интересах Н.С.Ю. к администрации МО «Пономаревский район с заявлением о признании незаконным бездействие администрации МО Пономаревский район, выразившееся в непринятии мер для обеспечения жильем Н.С.Ю. и предоставлении жилья.

В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Ткаченко А.А. заявление поддержал, указав, что Прокуратурой проводилась проверка соблюдения прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Согласно имеющихся сведений Н.С.Ю. ... года рождения в соответствии с постановлением ...-п от ... года является социальной сиротой. Мать Н.Л.Ю. решением Пономаревского районного суда от ... года лишена родительских прав в отношении Н.С.Ю.. Отец, согласно материалам личного дела, имеющегося в органе опеки и попечительства МО Пономаревский район не установлен. Согласно паспорта Н.С.Ю. зарегистрирован в ..., но собственного жилья не имеет. Постановлением администрации МО Пономаревский район ...-п от ... года Н.С.Ю. признан нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и поставлен на учет ... года. Н.С.Ю. относится к категории детей социальных сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо законодательно закрепленного за ним жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем органами исполнительно власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является основной гарантией их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья, независимо от того, какого возраста они достигли. Н.С.Ю. в настоящее время в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа не пребывает, закрепленного жилья в собственности не имеет, в вооруженных силах РФ не служит. Таким образом имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит удовлетворить исковые требования о признании незаконным бездействие администрации МО Пономаревский район, выразившееся в непринятии мер для обеспечения жильем Н.С.Ю. и предоставлении жилья.

Заинтересованное лицо Н.С.Ю. предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. С исковыми требованиями прокурора согласен, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. В судебное заседание не явился, о дне рассмотрения заявления надлежаще извещен.

Представитель ответчика администрации МО Пономаревский район Юкин В.В. иск прокурора признал частично. В части бездействия администрации МО Пономаревский район не согласен. Указывает, что работа по данному вопросу ведется, имеется очередь нуждающихся в жилье. Проводятся аукционы, размещаются предложения в Интернете, однако пока никто заявок не подавал.

Представитель заинтересованного лица с исковыми требованиями согласна, просит иск удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании пояснила, что Н.С.Ю. действительно был признан социальным сиротой.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Пономаревского района Оренбургской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия реализации этого права.

В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обслуживание.

Из справки о рождении, выданной отделом ЗАГС ... следует, что матерью Н.С.Ю. ... года рождения является Н.Л.Ю., отцом – Н.С.Ю..

Согласно свидетельству о заключении брака, выданного отделом ЗАГС ... 28.11.2001 года Ф.Э.Ю. и Н.Л.Ю. 01.12.1995 года заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия ...

Согласно решению Пономаревского районного суда Оренбургской области от 15.08.2006 года гр. Н.Л.Ю. лишена родительских прав в отношении Н.С.Ю.., ... года рождения.

Постановлением администрации МО Пономаревский район от 24.05.2007 года ...-п Н.С.Ю., ... года рождения, назначен опекун Н.В.Ю..

Согласно постановлению администрации МО Пономаревский район от 04.05.2009 года ...-п Н.С.Ю. признан нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма и внесен во вне очередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий 19.09.2008 года.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Ст. 4 вышеуказанного закона устанавливает дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу ст. 8 вышеуказанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года №1347/285-IV-03 «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам – 33 кв.м. общей площади жилья.

В соответствии с п.4 ст. 3 вышеуказанного закона детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет)

В статье 6 вышеназванного закона указано, что жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.

Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.

Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключение договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный договором социального найма.

В соответствии с законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления Оренбургскойобласти наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно копии паспорта ... выданного ОВД Пономаревского района 03.04.2006 года Н.С.Ю. зарегистрирован по адресу: ....

Суд установил, что Н.С.Ю. относится к категории детей социальных сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо законодательно закрепленного за ним жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем органами исполнительно власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Довод ответчика о том, что с их стороны не было бездействия суд не принимает как убедительный, поскольку проводимые администрацией МО Пономаревский район конкурсы на приобретение жилья, фактически проводились в связи с исполнение решения суда, что подтвердил сам представитель ответчика.

Кроме того, Н.С.Ю. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список на предоставления жилья с 19.09.2008 года. за указанный период ответчик имел реальную возможность исполнить требования федерального закона, в связи с чем суд считает бездействие администрации носящим длительных характер.

Под бездействием понимают воздержание лица от совершения действия, пассивное правомерное или противоправное деяние. Как и действие, бездействие является юридическим фактом, возникающим в результате волеизъявления лица. Бездействие, как и действие, может быть противоправным, то есть социально вредным деянием, выразившимся в несовершении общественно полезного действия, которые орган или лицо могли совершить в силу возложенных на них законом или иными правовыми актами юридических обязанностей. В таком качестве бездействие является элементом объективной стороны правонарушения, влекущего возникновение правоохранительных отношений, в частности, правоотношения юридической ответственности.

Суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Заявление Прокурора Пономаревского района в интересах Н.С.Ю. к администрации муниципального образования «Пономаревский район» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер для обеспечения жильем Н.С.Ю. ... года рождения.

Обязать администрацию муниципального образования «Пономаревский район» предоставить Н.С.Ю. ... года рождения вне очереди благоустроенное жилье площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано подачей кассационной жалобы в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд в течение 10 дней.

Решение вступило в законную силу Судья::