Дело № 2-430/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации «09» декабря 2011 года с. Пономаревка Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Григорьева С.Н. при секретаре судебного заседания Шишкиной Е.В.. с участием истца Козлова А.М., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Пономаревском районе Оренбургской области - Никитиной Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова А.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пономаревском районе Оренбургской области о признании решения начальника Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Пономаревском районе Оренбургской области от ... года № ... незаконным, включении в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периодов работы, обязании Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пономаревском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, У С Т А Н О В И Л: Козлов А.М. обратился в Пономаревский районный суд с исковым заявлением о признании незаконным решения начальника ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Пономаревском районе Оренбургской области от ... ... об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ... включить в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы: с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за указанной пенсией, а именно с .... В судебном заседании истец Козлов А.М. исковые требования уточнил, пояснил, что ... обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Пономаревском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку его педагогический стаж достиг 25 лет и он имеет право в соответствии с п.1, п. 19 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ... решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Пономаревском районе ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В стаж, дающий право на назначение указанной пенсии не были включены следующие периоды: с ... по ... – служба в рядах СА; с ... по ... – курсы повышения квалификации; с ... по ... – курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации; с ... по ...– курсы повышения квалификации. С данным решением он не согласен. Просит исковые требования удовлетворить: включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости указанные периоды; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с .... От требований о признании незаконным решения ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Пономаревском район от ... ... - отказался. Представитель ответчика Никитина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что ... Козлов А.М. обратился в УПФР в Пономаревском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением начальника УПФР в Пономаревском районе ... от ... Козлову А.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила ....... день, вместо требуемых 25 лет. В стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию не были включены следующие периоды работы Козлова А.М.: - ... по ... - служба в рядах СА; - ... по ..., ... по ..., ... по ...; ... по ..., ... по ..., ... по ..., ... по ..., ... по ..., ... по ..., ... по ..., ... по ..., ... по ..., ... по ..., ... по ...- курсы повышения квалификации с отрывом от производства. Период службы в рядах Советской Армии с ... по ... не может быть зачтен в стаж по следующим основаниям: Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно п.2 ст.31 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как и другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону. Пунктом 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитываются в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., периоды службы в Вооруженных силах и обучения в высших военных учебных заведениях не предусмотрены. Учитывая изложенное, оснований для включения периода прохождения военной службы Козлова А.М. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при определении права на пенсию в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Согласно определения Конституционного Суда РФ № 1152-О-О от 23.09.2010 г. решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа. Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 380-О. Ссылку истца на Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 г. нельзя признать состоятельной, поскольку данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 2953 от 22.09.1993 года. Оба нормативных акта действовали, конкретизируя Закон РФ «О государственных пенсиях» и ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного суда РФ №2-П от 29.01.2004 года, на которое ссылается истец в своем исковом заявлении, с введением в действие с 01.01.2002 г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные законодательные акты утратили свою силу. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях», его ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке. Введенное ФЗ «О трудовых пенсиях» новое правовое регулирование в области пенсионных правоотношений само по себе не противоречит Конституции РФ. Кроме того, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, ФЗ «О трудовых пенсиях» установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии. При этом новое законодательство, не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии. В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N2 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно данному Постановлению, на которое истец ссылается в защиту своих пенсионных прав, пенсии за выслугу лет работникам просвещения назначались учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Период службы в армии засчитывался в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Однако, Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с 01.10.1993 года не применяется на территории РФ на основании п. 3 Постановления Правительства РФ №953 от 22.09.1993г. В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.112002 года №320-0, в тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимый продолжительности специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии. Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года, которое действовало в период службы Козлова А.М. в армии, в данном случае не может применяться, так как на день его отмены истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (16 лет 8 месяцев). Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не включены в стаж на основании порядка исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, который определен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Согласно п. 5 периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков. Включение в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и отпусков без сохранения заработной платы Правилами не предусмотрено. Кроме того, в силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При нахождении на курсах повышения квалификации специалист не занят педагогической деятельностью в течение полного рабочего дня. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к Письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/7) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы для педагогических работников составляет 18 часов. Поскольку педагогическая нагрузка Козлова А.М. составляла менее 18 часов в неделю, следовательно, данные периоды не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Просит в удовлетворении иска отказать. Выслушав объяснения истца Козлова А.М., представителя ответчика Никитину Т.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. На основании Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 п. 1 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает права на пенсию за выслугу лет, засчитывается: служба в составе Вооруженных Сил СССР. В п.4 Положения установлено, что время работы, указанной в пп.1, 2, 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П при начислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.02.2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования. Суд установил, что в спорный период работы истца действовало Положение утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения». Из материалов дела и трудовой книжки Козлова А.М. следует, что с ... года по ... года работал учителем НВП Кваркенской средней школы; с 1989 года работает учителем в Воздвиженской средней школе Пономаревского района по сегодняшнее время. Согласно сведениям военного билета Козлов А.М. проходил военную службу с ... по .... Из диплома РВ № ... следует, что с ... года по ... год Козлов А.М. проходил обучение в ОГПИ им. Чкалова. Согласно решению начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Пономаревском районе от 28.10.2011 года Козлову А.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент обращения трудовой стаж истца, по подсчетам ответчика, составил ... года ... месяцев ... день. В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации – 4 месяца 13 дней. В соответствии с п. 109 положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от 03.08.1972 года № 590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости, служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала ему до этого, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Судом установлено, что периоды службы истца в составе Вооруженных сил СССР подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Козлов А.М. имел более 2/3 трудового стажа для назначения пенсии. Доводы представителя ответчика о том, что на 01.10.1993 года стаж Козлова А.М. составлял менее требуемого 16 лет и 8 месяцев и он не приобрел право на включение периоды службы в Вооруженных силах, суд находит необоснованными. Требования истца о включении в специальный стаж курсов повышения квалификации подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N516 от 11 июля 2002 года и в силу п.4 Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. При таких обстоятельствах, когда Козлов А.М. выполнял работу постоянно в течение рабочего дня, периоды нахождения на курсах повышения квалификации педагогического работника являются периодами его работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и указанные истцом периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж. Доводы ответчика, что Правилами не предусмотрено включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации и доводы, что педагогическая нагрузка истца составляла менее 18 часов – суд находит не состоятельными. С учетом включенных Пенсионным фондом периодов работы – ... года ... месяцев ... день и установленных судом периодов работы – ... года ... месяцев, общий стаж педагогической деятельности Козлова А.М. составил более 25 лет на момент обращения Козлова А.М. ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и имеются основания для назначения пенсии со дня обращения Козлова А.М.. При таких обстоятельствах исковые требования Козлова А.М. подлежат удовлетворению. Доводы ответчика суд находит необоснованными и не соответствующим требованиям выше указанного законодательства. Судебные расходы по делу истец не просит взыскивать с ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Козлова А.М. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Пономаревском районе Оренбургской области включить Козлову А.М. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы: с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по ...; с ... по .... Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Пономаревском районе Оренбургской области назначить Козлову А.М. досрочную трудовую пенсию по старости с .... Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Пономаревский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья: Решение вынесено в окончательной форме 14.12.2011 года. Судья: