Дело №2-55/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Пономаревка 07 февраля 2012 года Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи С.Н.Григорьева с участием прокурора Пономаревского района Чатарева В.Н., представителя МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области Гордеева Н.А. при секретаре Шишкиной Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пономаревского района о признании незаконным бездействия администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области выразившегося в не принятии мер к надлежащему содержанию дорог с. Пономаревка, обязании привести улицы с. Пономаревка в надлежащее состояние, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области выразившегося в не принятии мер к надлежащему содержанию дорог с. Пономаревсквка, обязании администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области в срок установленный ГОСТ Р 50597-93 привести улицы с. Пономаревка в надлежащее состояние и безопасное для передвижение пешеходов и движения транспорта. В судебном заседании прокурор Пономаревского района Чатарев В.Н. уточнил исковые требования и указал, что администрацией МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района не выполняются в полном объеме требования федерального законодательства о безопасности дорожного движения в с. Пономаревка, просит бездействие администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района выразившееся в не принятии мер к надлежащему содержанию дорог с. Пономаревка признать незаконным и обязать администрацию МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района в срок установленный ГОСТ Р 50597-93 убрать с участка проезжей части ул.Буденного, 22-36, ул.Куйбышева, 18-68, ул. Советская, 1а-95, ул.Коммунистическая, 18-139, ул.Гагарина, 1-138 снежный накат, возвышение участков обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части. Просил заявление удовлетворить. Представитель администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Гордеев Н.А. с заявлением прокурора не согласился, указал, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Администрация МО «Пономаревский сельсовет» исполнительный орган поселения исполняется возложенные на нее обязанность по содержанию дорог в размере тех средств, которые предусмотрены на это в местном бюджете. Принят правовой акт - «О содержании дорог в зимний период 2011-2012г. с.Пономаревка», согласно которому для выполнения работ по очистке дорог от снежных заносов с.Пономаревка заключены контракты, улицы и переулки села закреплены за предпринимателями и юридическими лицами, таким образом, заявление прокурора о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования в части непринятии мер к надлежащему содержанию дорог с.Пономаревка является несостоятельным. Иск прокурора подан в соответствии с ст. 254 ГПК, прокурором заявлено требование в порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ, о возложении на орган местного самоуправления обязанности использовать определенным образом местный бюджет на проведение работ на отдельных участках улиц. Требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц. В рамках данной главы могут рассматриваться заявления, поданные в защиту прав и законных интересов только конкретных лиц, т.к. оспариваются принятые или не принятые индивидуальные правовые акты. В судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, если население (неопределенный круг лиц) считает, что органы местного самоуправления используют свои полномочия ненадлежащим образом, оно может защитить свои интересы самостоятельно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, просит в иске отказать. Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему: Из актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движении №№009034, 009035, 009036, 009037, 009038, 0090047 гос.инспектора ОГИБДД МО МВД РФ «Шарлыкский» Чурсина Ю.А. следует, что на участке проезжей части ул.Буденного, 22-36, ул.Куйбышева, 18-68, ул. Советская, 1а-95, ул.Коммунистическая, 18-139, ул.Гагарина, 1-138 имеется наличие зимней скользкости (снежный накат), возвышение участков обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части из-за слоя уплотненного снега. Из оглашенного в судебном заседании предписания №3 начальника отделения ОГИБДД МО МВД РФ «Шарлыкский» от 03.01.2012г. следует, что главе МО «Пономаревский сельсовет» предложено организовать мероприятия по ликвидации на участке проезжей части ул.Буденного, 22-36, ул.Куйбышева, 18-68, ул. Советская, 1а-95, ул.Коммунистическая, 18-139, ул.Гагарина, 1-138 зимней скользкости (снежный накат), возвышение участков обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части в течение 6 суток с момента получения предписания, предписание получено 10.01.2012г., подпись имеется. В соответствии с требованиями Федерального закона РФ №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Ст.6 указанного закона указывает, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии ст.5, 13, 17 Федерального закона РФ №257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Согласно ст.14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесены к вопросам местного значения поселений. Постановлением № 100 от 20.02.2006 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», целью которой является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, что позволит Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы. Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Указанным Постановлением в п. 6 рекомендовано заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. Государственным стандартом РФ-ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. №221, установлено, что все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Как следует из ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В судебном заседании установлено, дороги и улицы с.Пономаревка в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 не приведены. По состоянию на 20.01.2012 года на участке проезжей части ул.Буденного, 22-36, ул.Куйбышева, 18-68, ул. Советская, 1а-95, ул.Коммунистическая, 18-139, ул.Гагарина, 1-138 имеется наличие зимней скользкости (снежный накат), возвышение участков обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части из-за слоя уплотненного снега, что недопустимо требованиям ГОСТ Р 50597-93. Выявленные недостатки в срок, установленный Предписанием №3 начальника отделения ОГИБДД МО МВД РФ «Шарлыкский» от 03.01.2012г. не устранены, следовательно доводы прокурора являются обоснованными и законными, поскольку администрация МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района не исполняет обязанности возложенные законами: ст.6 Федерального закона РФ №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения»; ст.5, 13, 17 Федерального закона РФ №2257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»; ст. 14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не принимает меры к надлежащему содержанию дорог с.Пономаревка, в результате чего имеет место бездействие администрации МО «Пономаревский сельсовет» к надлежащему содержанию дорог с. Пономаревский, нарушение прав и законных интересов жителей МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области. Судом установлено, что по состоянию на 20.01.2012 года на участке проезжей части ул.Буденного, 22-36, ул.Куйбышева, 18-68, ул. Советская, 1а-95, ул.Коммунистическая, 18-139, ул.Гагарина, 1-138 имеется наличие зимней скользкости (снежный накат), возвышение участков обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части из-за слоя уплотненного снега, что недопустимо требованиям ГОСТ Р 50597-93, указанные недостатки в срок, установленный Предписанием №3 начальника отделения ОГИБДД МО МВД РФ «Шарлыкский» от 03.01.2012г. не устранены, следовательно администрация МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района не принимает меры к надлежащему содержанию дорог с.Пономаревка. Доводы представителя ответчика относительно вмешательства прокурора в компетенцию органов местного самоуправления, являются не обоснованными поскольку действия прокурора в данном случае соответствуют положениям ст.21 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 г. (в ред.07.02.2011г.) «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ. Отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах заявление прокурора является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявление прокурора Пономаревского района о признании незаконным бездействия администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области выразившегося в не принятии мер к надлежащему содержанию дорог с.Пономаревка, обязании администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области в срок установленный ГОСТ Р 50597-93 убрать с участка проезжей части ул.Буденного, 22-36, ул.Куйбышева, 18-68, ул. Советская, 1а-95, ул.Коммунистическая, 18-139, ул.Гагарина, 1-138 снежный накат, возвышение участков обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части - удовлетворить. Признать бездействие администрации МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области выразившегося в не принятии мер к надлежащему содержанию дорог с. Пономаревка - незаконным. Обязать администрацию МО «Пономаревский сельсовет» Пономаревского района Оренбургской области в срок установленный ГОСТ Р 50597-93 убрать с участка проезжей части ул.Буденного, 22-36, ул.Куйбышева, 18-68, ул. Советская, 1а-95, ул.Коммунистическая, 18-139, ул.Гагарина, 1-138 снежный накат, возвышение участков обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части. Решение может быть обжаловано сторонами подачей апелляционной жалобы в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд в течение 30 дней со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме. Судья Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 10.02.2012 года. Судья Решение вступило в законную силу