2-212/2012 по иску Чурсина И.А. к ГУ-УПФ РФо включении периода работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-212/2012г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2012 года с. Пономаревка

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Григорьева С.Н. при секретаре судебного заседания Шишкиной Е.В.

с участием: истца Чурсина И.А.

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Пономарёвском районе Оренбургской области Никитиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чурсина И.А. к ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе о включении периода работы в Пожарной части по охране с. Пономаревка отряда ГПС ... Бугурусланского филиала ГУ Центр пожарной охраны и периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Чурсин И.А. обратился в Пономаревский районный суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе о признании периода работы в ПЧ по охране с. Пономаревка отряда ГПС ... Бугурусланского филиала ГУ Центр пожарной охраны с ... по ... продолжительностью ... льготным и зачесть указанный период в стаж работы, включении в льготный стаж периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ... по ... год, взыскании суммы уплаченной государственной пошлины.

В заявлении истец Чурсин И.А. указал, что он был принят на работу в ... на должность ... .... ... переведен на должность .... Он также продолжает работать в пожарной части. ... он обратился в ГУ-УПФР в Пономаревском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. ... ГУ – УПФР в Пономаревском районе было отказано, ввиду отсутствия требуемого стажа. С указанным решением он не согласен. Просит признать период работы в ПЧ по охране с. Пономаревка отряда ГПС ... Бугурусланского филиала ГУ Центр пожарной охраны с ... по ... продолжительностью ... льготным и зачесть указанный период в стаж работы, включить в льготный стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ... по ... год, взыскать суммы уплаченной государственной пошлины.

В судебном заседании истец Чурсин И.А. исковые требования уточнил. Просит признать решение начальника ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе от ... ... в части отказа во включении в стаж периода работы с ... ... незаконным, обязать ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы: с. ... по ... год, с ... по ... год.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе Никитина Т.А., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, указав, что период нахождения истца в Вооруженных Силах СССР с ... по ... год не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку трудовая деятельность Чурсина И.А. не предшествовала и не последовала окончании службы в Вооруженных Силах и началась с .... Период работы Чурсина И.А. в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части по охране с. Пономаревка отряда Государственной Противопожарной службы ... Бугурусланского филиала ГУ «Центр пожарной охраны» с ... по ... не подлежит включению, поскольку работа Чурсина И.А. в период с ... по ... год осуществлялась в противопожарной службе субъекта РФ, включение которого в стаж на соответствующих видах работ законодательством не предусмотрено. Просит в удовлетворении иска Чурсина И.А. отказать.

Выслушав объяснения истца Чурсин И.А., представителя ответчика Никитиной Т.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с пп.18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Решением ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе от ... ... Чурсину И.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что продолжительность стажа на соответствующих видах работ, составила ..., вместо требуемых 25 лет. В стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости не включены следующие периоды: с ... – работа в должности ... с. Пономаревка Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий. Всего не включено в специальный стаж ....

Из трудовой книжки от ..., выданной на имя Чурсина И.А., ... следует, что Чурсин И.А.... принят на должность ...; ... переведен на должность ...; ... переведен на должность ...; ... переведен в штат ... на должность ...; ... уволен по собственному желанию; ... принят на работу в ... на должность ...; ... переведен на должность ...; ... ПЧ в с. Пономаревка введена в состав ОПО – 7 УГПС УВД Оренбургской области, ... ПЧ с. Пономаревка введена в состав отряда государственного противопожарной службы ... МЧС России по Оренбургской области; ... установлен ... по должности ...; ... Пожарной части по охране с. Пономаревка подчинена ОГПС – 11 Бугурусланского филиала ГУ «Центр пожарной охраны»; ... установлен ... по должности ...; ... уволен в порядке перевода в ОГПС – 11 МИС России по Оренбургской области; ... принят в порядке перевода с ОГПС – 11 Бугурусланского филиала ГУ «Центр пожарной охраны» в ПЧ по охране с. Пономаревка на должность ...; ... уволен в порядке перевода в ГУ «10 отряд ФПС по Оренбургской области».

Согласно вкладыша в трудовую книжку ... от ..., выданного на имя Чурсина И.А., ... года рождения, Чурсин И.А. принят ... в ГУ «10 отряд ФПС по Оренбургской области» на должность ... отдельного поста по охране с. Пономаревка; ... ГУ «10 отряд ФПС по Оренбургской области» переименовано в Федеральное Государственное казенное учреждение 10 отряд ФПС по Оренбургской области».

Согласно военного билета НП .... от ... Чурсин И.А. призван в Вооруженные силы СССР ..., уволен в связи с демобилизацией ....

Согласно справки, уточняющей особый характер работы ... от ... Чурсин И.А. работал в качестве ... профессиональной пожарной части ... по охране с. Пономаревка с ... по ...; в качестве ... профессиональной пожарной части ... по охране с. Пономаревка с ... по ...; в качестве ... профессиональной пожарной части ... по охране с.Пономаревка с ... год по ... год; в качестве ... пожарной части по охране с. Пономаревка отряда пожарной охраны ... УГПС УВД по Оренбургской области с ... пот ... год; в качестве ... пожарной части по охране с. Пономаревка Государственной противопожарной службы ... МЧС России по Оренбургской области с ... по ...; в качестве ... пожарной части по охране с. Пономаревка отряда государственной противопожарной службы ... Бугурусланского филиала ГУ «Центр пожарной охраны» с ... по ...; в качестве ... пожарной части по охране с. Пономаревка отряда государственной противопожарной службы ... МЧС России по Оренбургской области с ... по ... год; в качестве ... отдельного поста по охране с. Пономаревка 47 пожарной части ГУ «10 отряд ФПС по оренбургской области» с ... по настоящее время.

Требования Чурсина И.А. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода службы в Вооруженных Силах СССР с ... год по ... год не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям Минтруда России от ... ... при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ от ... ... в указанный стаж включаются все периоды работы или иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 02.08.1972 г. № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается также: служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом при назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 года № 90-О, военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы.

Судом установлено, что Чурсин И.А. был мобилизован в ряды Вооруженных Сил СССР ... и демобилизован ....

Из материалов дела следует, что Чурсина И.А. поступил работать в профессиональную пожарную часть ... с. Пономаревка ..., следовательно, трудовая деятельность в Профессиональной пожарной части ... не предшествовала службе в Вооруженных Силах СССР и не следовала за ее окончанием, так как ... истец поступил на работу ....

Учитывая вышеизложенное суд не находит оснований для удовлетворения требований Чурсина И.А. о включении периода нахождения в рядах Вооруженных Сил СССР с ... по ... год в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Требования Чурсина И.А. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода работы в должности ... пожарной части по охране с. Пономаревка отряда Государственной противопожарной службы ... Бугурусланского филиала ГУ «Центра пожарной охраны» с ... по ... год не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Из п. 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом18 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 552 -О-О в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья5).На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004года N868 (пункт8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005года N385 (пункт6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях. На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья18) и Федеральным законом от 6 октября 1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей. Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно указа главы администрации Оренбургской области от 21.11.2005 года № 116 –ук «О создании государственного учреждения «центр пожарной охраны» в соответствии с указом главы администрации области от 01.09.2005 года № 86 ук «О главном управлении по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области» постановлено создать государственное учреждения «Центр пожарной охраны», главному управлению по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области выступить учредителем ГУ «Центр пожарной охраны», подготовить учредительные документы для регистрации и утвердить устав ГУ – «Центр пожарной охраны»; финансирование ГУ «Центр пожарной охраны» осуществлять за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на обеспечение пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что Чурсина И.А. в период с ... по ... работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, включение которого в стаж на соответствующих видах работ действующим пенсионным за­конодательством не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное суд не находит оснований для удовлетворения требований Чурсина И.А. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода работы в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части по охране с. Пономаревка отряда Государственной противопожарной службы ... Бугурусланского филиала ГУ «Центра пожарной охраны» с ... по ... год.

Из материалов дела следует, что на момент обращения истца за назначением пенсии ..., стаж Чурсина И.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составил .... Следовательно, заявление Чурсина И.А. не подлежит удовлетворению.

Решение ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе ... от ... об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является законным, поскольку на момент обращения Чурсина И.А. за назначением указанной пенсии, у него не возникло право на получение данной пенсии.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Чурсина И.А. к ГУ - УПФ РФ в Пономаревском районе о признании решения начальника ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе от ... ... в части отказа во включении в стаж периода работы с ... ... незаконным, обязании ГУ – УПФ РФ в Пономаревском районе включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периодов работы: с. ... по ... год – служба в Вооруженных Силах СССР; с ... по ... год работа в должности ... пожарной части по охране с. Пономаревка отряда Государственной противопожарной службы ... Бугурусланского филиала ГУ «Центра пожарной охраны» отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами подачей апелляционной жалобы в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд в течение 30 дней со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 11.06.2012 года.

Судья

Решение вступило в законную силу 09.07.2012 г.