Дело № 2-181/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Пономаревка 25 апреля 2011 года
Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи С.Н. Григорьева,
с участием прокурора Пономаревского района Чатарева В.Н.,
представителя ответчика Носова С.С.,
при секретаре Шишкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пономаревского района к отделу внутренних дел по муниципальному образованию Пономаревский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований санитарно – эпидемиологического и пожарного законодательства в изоляторе временного содержания отдела внутренних дел по муниципальному образованию Пономаревский район Оренбургской области в виде оборудования санпропускника - душа, оборудования санитарного узла в камере № 3 с установкой умывальника, оборудования камер деревянными беспустотными полами на бетонным основании, проведения позвонки (проверка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции, дооборудования системой оповещения людей о пожаре информационными табличками «Выход», приведении камер в соответствие с нормами санитарной площади на одного человека и обязать отдел внутренних дел по муниципальному образованию Пономаревский район в срок до ... г. принять необходимые меры, направленные на исполнение требований в виде оборудования санпропускника - душа, оборудования санитарного узла в камере №3 с установкой умывальника, оборудования камер деревянными беспустотными полами на бетонным основании, проведения позвонки (проверка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции, дооборудования системой оповещения людей о пожаре информационными табличками «Выход», приведении камер в соответствие с нормами санитарной площади на одного человека,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пономаревского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к ОВД по МО Пономаревский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований санитарно – эпидемиологического и пожарного законодательства в изоляторе временного содержания отдела внутренних дел по муниципальному образованию Пономаревский район Оренбургской области в виде оборудования санпропускника - душа, оборудования санитарного узла в камере № 3 с установкой умывальника, оборудования камер деревянными беспустотными полами на бетонным основании, проведения позвонки (проверка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции, дооборудования системой оповещения людей о пожаре информационными табличками «Выход», приведении камер в соответствие с нормами санитарной площади на одного человека и обязать отдел внутренних дел по муниципальному образованию Пономаревский район в срок до ... г. принять необходимые меры, направленные на исполнение требований в виде оборудования санпропускника - душа, оборудования санитарного узла в камере № 3 с установкой умывальника, оборудования камер деревянными беспустотными полами на бетонным основании, проведения позвонки (проверка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции, дооборудования системой оповещения людей о пожаре информационными табличками «Выход», приведении камер в соответствие с нормами санитарной площади на одного человека.
В судебном заседании прокурор Пономаревского район Чатарев В.Н. исковые требования поддержал и пояснил, что в исполнении поручения прокуратуры Оренбургской области № ... года от ... года проведена проверка соблюдения действующего законодательства при содержании следственно – арестованных лиц в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и камерах временного содержания в судах. В ходе проверки были выявлены нарушения требований санитарно эпидемиологического и пожарного законодательства: нормы санитарной площади на одного человека не соответствуют установленным нормам законодательства (на одного человека четыре квадратных метра), отсутствует санпропускник - душ, санитарный узел в камере № 3 и умывальник, камеры не оборудованы деревянными беспустотными полами на бетонным основании, отсутствует позвонка (проверка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции, не дооборудована система оповещения людей о пожаре информационными табличками «ВЫХОД».
Представитель ответчика Носов С.С. с иском прокурора не согласен, указав, что неоднократно руководством ОВД обращалось в администрацию МО «Пономаревский район» с просьбой о выделении средств на проведение ремонта в ИВС ОВД по МО «Пономаревский район», но средства администрацией не были предоставлены.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 15.07.1995 «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», одним из мест содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 15 настоящего Закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 23 вышеуказанного Закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Из акта проверки от ... года, проведенной старшим инспектором отделения надзорной деятельности по Пономаревскому району Ф.Р.Н.. следует, что выявлены нарушения обязательных требований: помещение не оборудовано системой оповещения людей о пожаре, отсутствует табло «ВЫХОД», не проведена проверка (позвонка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции.
В соответствии с п. 2 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД России № 950 от 22.11.2005 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» и согласованных с Генеральной прокуратурой РФ, в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом РФ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами РФ порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно п. 42 настоящих Правил, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом РФ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ст. 11,23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
В соответствии с п. 405 «Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», утвержденного Приказом МВД России № 140дсп от 07.03.2006 «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом РФ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Норма санитарной площади в камерах устанавливаются без учета площадей, необходимых для размещения унитазов и умывальников.
Из п. 407 вышеуказанного наставления следует, что полы в камерах и карцерах должны быть деревянными беспустотными на бетонном основании, исключающем возможность подкопа.
Согласно справки «О проведении проверки соблюдения действующего законодательства при содержании следственно – арестованных лиц в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и камерах временного содержания в судах», проведенной заместителем прокурора Пономаревского района Ткаченко А.А. были выявлены нарушения: нормы санитарной площади на одного человека не соответствуют установленным нормам законодательства (на одного человека четыре квадратных метра), отсутствует санпропускник - душ, санитарный узел в камере ... и умывальник, камеры не оборудованы деревянными беспустотными полами на бетонным основании, отсутствует позвонка (проверка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции, не дооборудована система оповещения людей о пожаре информационными табличками «Выход».
Согласно п. 1 ППБ О 1-03 установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту жизни и здоровья людей. Угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Из ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» следует, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Доводы истца о том, что руководством ОВД по МО «Пономаревский район» принимались меры по проведению ремонта и устранению нарушений, путем направления обращений в администрацию МО «Пономаревский район» о финансировании вышеуказанных мероприятий суд находит необоснованными, поскольку финансирование мероприятий по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не отнесено к полномочиям района. В соответствии со ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ муниципальное образование Пономаревский район не вправе исполнять расходные обязательства не связанные с решением вопросов отнесенных к полномочиям муниципального образования.
С учетом вышеизложенного суд находит требования прокурора Пономаревского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Пономаревского района удовлетворить.
Признать бездействие отдела внутренних дел по муниципальному образованию Пономаревский район Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований санитарно - эпидемиологического и пожарного законодательства в изоляторе временного содержания расположенного в здании органов внутренних дел по муниципальному образованию «Пономаревский район» по адресу с. ... ул. ..., ... Пономаревский район Оренбургской области в виде необорудования санпропускника - душа, санитарного узла в камере № 3 с установкой умывальника, камер деревянными беспустотными полами на бетонным основании, проведения позвонки (проверка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции, дооборудования системой оповещения людей о пожаре информационными табличками «Выход», приведении камер в соответствие с нормами санитарной площади на одного человека незаконным.
Обязать органы внутренних дел по муниципальному образованию Пономаревский район Оренбургской области оборудовать в здании органов внутренних дел по муниципальному образованию Пономаревский район по адресу с. ... ул. ..., ... Пономаревский район Оренбургской области санпропускник - душ, санитарный узел в камере № 3 с установкой умывальника, камеры деревянными беспустотными полами на бетонным основании, провести позвонки (проверка) силового и осветительного электрооборудования на прочность сопротивления изоляции, дооборудования системой оповещения людей о пожаре информационными табличками «Выход», привести камеры в соответствие с нормами санитарной площади на одного человека в срок до ... года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Пономаревский районный суд в течение 10 дней.
Судья:
Решение не вступило в законную силу