решение по делу №2-86/2010 год



Дело № 2-86/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2010 года Шарьинский районный суд Костромской области в составе судьи Жоховой С.Ю., с участием помощника прокурора по Поназыревскому району Михеева Е.Е., представителя МДОУ _________ Шабалиной Л.П., при секретаре Новоселовой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей к Администрации Поназыревского муниципального района, МДОУ _________, о понуждении обеспечения пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МДОУ _________ о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения в области пожарной безопасности, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой Поназыревского района проведена проверка деятельности образовательных учреждений Поназыревского района по соблюдению законодательства об охране жизни и здоровья детей. На основании ст. 6 Конвенции о правах ребенка (Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-1) государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г. образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В ходе проверки в МДОУ _________ были выявлены нарушения законодательства в части несоблюдения требование законодательства о пожарной безопасности, а именно: - отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение, соответствующее СНиП 23-05-9; неудовлетворительное состояние путей эвакуации. Вышеуказанные нарушения создают реальную опасность жизни и здоровья обучающихся и воспитанников, находящихся в данном учреждении. В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 «131-ФЗ (далее - ФЗ №131), п. 11 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Поназыревский муниципальный район Костромской области, принятого Решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района от 10.08.005 №59, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с п. 1.6. Устава МДОУ _________, утвержденного Постановлением главы администрации Поназыревского муниципального района № "Номер обезличен" от "Дата обезличена"2007, учредителем МДОУ является администрация Поназыревского муниципального района Костромской области. Финансирование муниципальных учреждений осуществляется согласно ч.2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, полностью или частично собственником имущества. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основании Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992. Таким образом, финансирование расходов на содержание зданий муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям собственника имущества - администрации Поназыревского муниципального района. В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления. Согласно п.4 ч.1 ст. 31 Закона «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, что фактически администрацией Поназыревского муниципального района не делается. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение _________ содержится за счет средств муниципального бюджета и самостоятельно устранить выявленные нарушения противопожарной безопасности не может. Финансирование на эти цели со стороны администрации Поназыревского муниципального района не производится. Кроме этого, отсутствие пожарной безопасности (нарушение правил ППБ) влечет за собой низкую антитеррористическую защищенность здания, что нарушает положения «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 5 октября 2009). В соответствии с п. 10 Концепции цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. На основании п. «д» п. 11 Концепции одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии с п. 13 Концепции одним из основных направлений предупреждения терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Истец в ходе судебного заседания изменил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации Поназыревского муниципального района, в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей, а именно не финансирование работ по оборудованию аварийного (эвакуационного) освещения в здании МДОУ «_________ Обязать администрация Поназыревского муниципального района предусмотреть средства, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в здании МДОУ _________, а именно для оборудования аварийного (эвакуационного) освещения по адресу: _________, _________, _________ в срок до "Дата обезличена" 2010 года. Обязать администрацию МДОУ _________ организовать проведение работ по оборудованию аварийного (эвакуационного) освещения в здании МДОУ _________ по адресу: _________, _________, _________, _________ в срок до "Дата обезличена" 2011 года.

Представитель ответчика администрация МДОУ _________ Шабалина Л.П., исковые требования признала и пояснила, что не оспаривает факт нарушения норм пожарной безопасности, но для их устранения отсутствуют денежные средства. Учреждением направлена заявка на выделение денежных средств, но до настоящего времени администрации Поназыревского района денежные средства на проведение работ не выделила.

Соответчик администрация Поназыревского муниципального района своего представителя не направила, просила рассмотреть дело без из участия, представив отзыв на исковое заявление, из которого стало известно, что прокуратурой не представлены доказательства бездействия администрации Поназыревского муниципального района. Расходование денежных средств на выполнение тех или иных мероприятий, в том числе связанных с финансированием бюджетных учреждений, осуществляется в пределах доходной части бюджета Поназыревского муниципального района. Бюджет района утверждается Собранием депутатов Поназыревского района в конце года, предшествующего году, на который принимается соответствующий бюджет. В бюджете Поназыревского района на 2010 год на раздел «Образование» заложено _________ из них в соответствии с пояснительной запиской к бюджету на выполнение районной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях Поназыревского муниципального района на 2008г-2012.г.г.» предусмотрено _________ в том числе на школы 60 тыс. рублей и на детские дошкольные учреждения 60 тыс. рублей. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе поданных руководителями соответствующих учреждений заявок в финансовый отдел администраций Поназыревского муниципального района в пределах средств заложенных в бюджете на соответствующий финансовый год. Заявки формируются руководителями учреждений на основе проведенных проверок надзорными, инстанциями и выданных предписаний. По мере поступления заявок финансовый отдел администрации района осуществляет финансирование учреждений на проведение тех или иных мероприятий. Таким образом, администрация района принимает все меры необходимые для устранения нарушений законодательства, в сфере пожарной безопасности в отношении учреждений образования и просит, в иске прокуратуры Поназыревского района отказать полностью.

Свидетель О в судебном заседании пояснил, что работает _________ _________ _________ Им было выдано предписание МДОУ _________ сад об устранении нарушений в области пожарной безопасности об установке аварийного (эвакуационного) освещения в срок до апреля 2010 года. Данный срок предусмотрен программой «обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях Поназыревского муниципального района на 2008-2012 годы». До настоящего времени нарушения не устранены. Установка системы оповещения обязательна в не зависимости от количества учащихся в школе.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69 «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями закона (ч.4 ст.4).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, непринятия мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст.28). Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.11). Организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях (ст.14).

В соответствии с п. 55 «Правил пожарной безопасности в РФ» утвержденных Приказом от 18 июня 2003 года Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала; п. 57. проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

В соответствии с п. 2.3.15 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию № 541 от 4 июля 1989 года, детские учреждения должны быть обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии.

В соответствии с п. 7.72. СНиП 23-05-95 аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное.

В соответствии с п. 7.74. СНиП 23-05-95 эвакуационное освещение в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать в местах, опасных для прохода людей.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действия нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании ответчиками факт наличия нарушений в области пожарной безопасности населения в здании школы не оспаривался и подтверждается материалами дела, показаниями свидетеля О

Отсутствие аварийного (эвакуационного) освещения в МДОУ _________ нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, посещающих данное учреждение. Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем, данные нарушения подлежат устранению.

Доводы ответчика Администрации Поназыревского района о том, что отсутствует бездействие администрации, поскольку бюджет района является дотационным, суд не может принять как доказательства исключающие гражданско-правовую ответственность, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает органы местного самоуправления от соблюдения норм и правил по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений в области пожарной безопасности.

Исходя из выводов суда об обязанности соблюдения правил пожарной безопасности как органами местного самоуправления, так и ими учрежденными муниципальными учреждениями, то требования прокурора к ответчикам подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора по Поназыревскому муниципальному району удовлетворить.

Признать бездействие администрации Поназыревского муниципального района в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей, а именно не финансирование работ по оборудованию аварийного (эвакуационного) освещения в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения _________ Поназыревского муниципального района Костромской области незаконным.

Обязать администрацию Поназыревского муниципального района, расположенную по адресу: _________ предусмотреть в срок до "Дата обезличена" 2011 года средства, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении _________ Поназыревского муниципального района Костромской области, расположенной по адресу: _________, _________, _________, _________ - проведение работ по оборудованию аварийного (эвакуационного) освещения.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение _________ Поназыревского муниципального района Костромской области расположенную по адресу: _________, _________, _________, _________, _________ организовать проведение работ по оборудованию аварийного (эвакуационного) освещения в здании школы в срок до "Дата обезличена" 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 суток с принесением жалобы через Шарьинский районный суд.

Решение вступило в законную силу 10.08.2010 года