Дело № 2-394/ 2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» августа 2010 года Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Жоховой С.Ю., с участием прокурора Рыжова А.Б., представителя ФБУ ИК-2 Голубевой Н.В., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, УФСИН России Рассказовой Н.В, при секретаре Новоселовой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению _______ УФСИН РФ по Костромской области об обязании _______ по Костромской области обеспечить централизованное отопление в общежития осужденных,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению _______ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» об обеспечении централизованного отопления в общежитиях осужденных. Свои требования мотивировал тем, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проведении проверок законности исполнения администрацией _______ УФСИН России по Костромской области требований законодательства РФ выявлено следующее. Условия отбывания наказания осужденных не соответствуют требованиям Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». На момент проверки в общежитиях отрядов, где проживают осужденные, для отопления жилых помещений исправительного учреждения установлены печки самодельного исполнения. Как следует из объяснения начальника _______ УФСИН России по Костромской области, в течение продолжительного, около 10 лет, периода времени общежития, в которых проживают осужденные, отапливаются печами. Печи самодельные, устанавливаются и сооружаются осужденными. Общежития рассчитаны на центральное отопление. Печи топят сами осужденные. Согласно положениям ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно п л. 11.3.1, 13.5 Приказа начальника ФСИН России № "Номер обезличен" от "Дата обезличена"2005 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний», в зданиях и сооружениях, где установка центрального отопления не предусмотрена проектом, допускается устройство печного отопления. Установка временных печей допускается только на период устранения аварий центрального отопления. Согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, при установке временных металлических и других печей заводского изготовления в помещениях общежитий, административных, общественных и вспомогательных зданий предприятий, в жилых домах должны выполняться указания (инструкции) предприятий - изготовителей этих видов продукции (печей), а также требования норм проектирования, предъявляемые к системам отопления. Отопительные печи в общежитиях _______ сооружены без соответствующей проектной документации, самостоятельно. Топка печей в обязанности осужденных не входит. Эксплуатация печей в общежитиях _______ создает опасность жизни и здоровью осужденных, так как может привести к возникновению пожаров и массовой гибели людей. Просил обязать _______ УФСИН России по Костромской области демонтировать временные печи, восстановить центральное отопление общежитий отрядов исправительного учреждения в срок до "Дата обезличена"2010
В судебном заседании прокурор исковые требования изменил указывая, что согласно СанПиН 2.1.2645-10, утвержденных Приказом Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, температура воздуха в жилых помещениях, в том числе в холодное время года, не может быть ниже +18 градусов Цельсия. Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в течение всего отопительного периода, не создавать запахи, не загрязнять воздух помещений вредными веществами, выделяемыми в процессе эксплуатации. Печи, устанавливаемые в холодное время года в общежитиях осужденных _______ УФСИН России по Костромской области, не отвечают указанным требованиям. В соответствии с положениями п.6.6.1 приложение «и» СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование» не допускается установка печей в общежитиях выше одного этажа и с количеством находящихся там людей более 25 человек. В общежитиях _______ УФСИН России по Костромской области, расположенных по адресу: _______ литер «К-1», «К-2», «К-3», «К-4» печи демонтированы, но централизованное отопление не установлено. В судебном заседании просил обязать _______ УФСИН России по Костромской области, обеспечить соблюдение требований СанПиН 2.1.2645-10, утвержденных Приказом Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, п.6.6.1 приложение «и» СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование», то есть установить в общежитиях отрядов исправительного учреждения №№ 1-9, 4, 2-8, 6, расположенных по адресу: _______, _______, литер «К-1», «К-2», «К-3», «К-4», централизованное отопление в срок до _______2011 года.
В судебном заседании представитель ответчика _______ Голубева Н.В. исковые требования не признала. В обоснование своей позиции пояснила, что в настоящее время печи в отрядах демонтированы, их нет. На центральное отопление у _______ нет средств. Колония является бюджетным учреждением, денежные средства на установку центрального отопления не заложены. Своими силами колония не может произвести монтаж отопления. В настоящее время ведутся работы по прокладке труб отопления независимой организацией, договорные отношения между организацией и исправительным учреждением отсутствуют.
Представитель третьих лиц Управления ФСИН РФ по Костромской области и УФСИН РФ Рассказова Н.В. доводы представителя ответчика Голубевой Н.В. поддержала, полагает исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об обязании _______ УФСИН России по КО демонтировать печное и восстановить центральное отопление, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Федеральное бюджетное учреждение «_______ Управления федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» полностью финансируется за счет средств федерального бюджета и не
имеет собственных доходов. Постановлением Правительства РФ от 05.09.06 г. № 540 (ред. от 12.11.2007 г.) утверждена федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016г.)», изменениями и дополнениями внесенными Постановлением Правительства № 1090 от 25.12.2009 г. Одной из задач указанной программы является реконструкция и строительство исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствовали бы законодательству РФ. Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования Программы на момент ее принятия составлял _______ млн. рублей (с учетом прогноза цен на соответствующие годы), из них на капитальные вложения - _______ млн. рублей. Согласно Программе ФБУ Исправительная колония _______ планируется выделить денежные средства из федерального бюджета в период с 2013 по 2016 гг. в сумме _______ тыс. рублей на строительство канализационно - насосной станции и столовой. Проектирование и строительство наружных и внутренних сетей отопления ФБУ _______ УФСИН России по Костромской области не предусмотрено. Доводы Прокуратуры о том, что отопительные печи в общежитиях _______
Свидетель Бачериков О.А. в судебном заседании пояснил, что является начальником _______ УФСИН РФ по Костромской области. В 4 общежитиях осужденных отсутствует вообще какое-либо отопление. На территории _______ в настоящее время ведутся работы ООО «Кристалл» по монтажу центрального отопления в общежитиях осужденных. Отношения с ООО «Кристалл» каким-либо образом не оформлены, договоренность имеется в устной форме между УФСИН и ООО «Кристалл»
Свидетель Васильев И.С. в судебном заседании пояснил, что является старшим инженером на объектах градостроения управления пожарного надзора Главного управления МЧС РФ по Костромской области. Имеющиеся в _______ печи к эксплуатации не допускаются. Размещение печей в общежитиях более одного этажа и численности более 25 человек также недопустимо.
Выслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.6.6.1, приложением «И» СНИП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование» не допускается установка печей в общежитиях выше одного этажа и с количеством находящихся там людей более 25 человек; п. 4.4.1. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования следует проектировать с учетом требований безопасности нормативных документов органов государственного надзора, а также инструкций предприятий - изготовителей оборудования, арматуры и материалов, если они не противоречат требованиям настоящих норм и правил.
Согласно приказа № 214 от 30.03.2005 года «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН» в зданиях и сооружениях, где установка центрального отопления не предусмотрена проектом, допускается устройство печного отопления (п. 11.3.1). Установка временных печей допускается на период устранения аварий центрального отопления и в других исключительных случаях. Места установки временных печей согласовываются с руководством подразделения ВПО учреждения. После окончания отопительного сезона временные печи демонтируются (п. 11.3.5).
Согласно акта обследования печей отопления _______ УФСИН России по Костромской области от "Дата обезличена" 2010 года, комиссией _______ установлено, что произведено обследование печей отопления зданий отрядов _______, имеющие печи требуют штукатурки, побелки, ремонт кладки л.д.62).
Согласно технических паспортов на общежития, расположенные по адресу: _______, _______, лит - К-1, К-2, К-3, К-4, данные общежития представляют собой каменные двухэтажные типичные здания в местах жилой зоны, где имеются печи л.д. 36-50).
Судом, с участием лиц был произведен осмотр зданий общежитий осужденных, в ходе которого было установлено, что в двухэтажных кирпичных жилых общежитиях осужденных (К-1, К-2, К-3, К-4) отсутствуют отопительные печи и какое-либо отопление, проводятся работы по установке централизованного отопления, включая прокладку центрального трубопровода. На момент осмотра в помещениях общежитий проживает более 25 человек в каждом.
В соответствии с п. 72 «Правилами пожарной безопасности в РФ», утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 113 Установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, не допускается. При установке временных металлических и других печей заводского изготовления в помещениях общежитий, административных, общественных и вспомогательных зданий предприятий, в жилых домах должны выполняться указания (инструкции) предприятий - изготовителей этих видов продукции, а также требования норм проектирования, предъявляемые к системам отопления.
Согласно предписаний № "Номер обезличен" от "Дата обезличена" 2009 года, № "Номер обезличен" от "Дата обезличена" 2007 года № "Номер обезличен" от "Дата обезличена" 2005 года Государственной противопожарной службы РФ, _______ запрещено расположение топлива непосредственно около печей. Отопительные печи в помещении колонии, а особенно в жилой зоне, выполнены с нарушениями СНиП 2.04.05-86, ППБ 01-03 п. 51 л.д. 75-81).
Таким образом, суд считает установленным, что в _______ УФСИН РФ по Костромской области имеются нарушения в области пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Из представленных доказательств, пояснений начальника _______ Бачерикова О.А. следует, что на протяжении длительного времени общежития осужденных в зимний период времени отапливаются при помощи временных печей. Из представленных предписаний данный промежуток времени исчисляется с 2005 года, и устанавливаемые временные печи не соответствуют правилам и нормам пожарной безопасности, о чем свидетельствуют вынесенные в адрес исправительного учреждения предписания. Какой-либо документации относительно устанавливаемых печей суду представлено не было. Из показаний свидетеля Васильева И.С. следует, что устанавливаемые _______ печи не допускаются к эксплуатации и использованию.
Доводы третьего лица о наличии в технических паспортах сведений о наличии печей расцениваются судом как сведения об объекте недвижимости, а не как разрешительный документ на их установку.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Конвенции содружества независимых государств о правах и основных свободах человека все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.
Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Европейский Суд по правам человека по делу «Питялев против Российской Федерации» жалоба №3493/03от 30.07.2009 года отмечает, что, в соответствии с его последовательной прецедентной практикой меры, лишающие лица свободы, часто могут содержать неизбежный элемент страдания и унижения. Тем не менее государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, чтобы способ и метод исполнения этой меры не подвергали его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, и чтобы, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, его здоровье и благополучие адекватно охранялись.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.(ст.2). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69 «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями закона (ч.4 ст.4).
Ст. 101 УИК ч.3 предусмотрено, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Ст. 10 УИК ч. 2 устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Федеральному бюджетному учреждению _______ Управления федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» передано федеральное имущество в оперативное управление двухэтажные здания общежитий, расположенные по адресу: _______, _______ литеры «К-1, К-2, К-3, К-4 л.д. 12-15).
Согласно положения о федеральном государственном учреждении «_______ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» учредителем «Учреждения» является Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (п.1.1). Основными задачами Учреждения является обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, личной безопасности персонала, должностных лиц, граждан, находящихся на территории Учреждения и содержащихся в нем осужденных (п.2.2). В установленном законодательством порядке выступает заказчиком по капитальному строительству объектов специального и производственного назначения, жилья и социальной сферы для персонала «Учреждения». Осуществляет контроль за расходованием выделенных на эти цели ассигнований (п. 3.41). Разрабатывает проекты смет расходов и доходов на содержание Учреждения, его жилищного фонда, определяет потребность Учреждения и его жилищного фонда в государственных капитальных вложениях, автотранспорте, оборудовании, грузоподъемных средствах, обеспечивает их защиту и согласование (п. 3.24). Обеспечивает противопожарную защиту (п.3.39). Учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом (находящимся на его балансе), закрепленным за ним на праве оперативного управления, в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством РФ (п. 5.1) л.д. 51-61).
Согласно положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области Учреждение осуществляет руководство учреждениями, исполняющими наказание, следственными изоляторами, другими подведомственными учреждениями (ч.1 п.11). Способствует размещению и выполнению заказов на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на предприятиях, подведомственных учреждениях (п.30). Организует и координирует работу по эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерного обеспечения учреждений УИС, осуществляет строительство и ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность учреждений УИС, жилого фонда и социальной сферы (п.31). Выполняет функции «Заказчика-застройщика». Осуществляет технический надзор за строительством, реконструкцией, расширением и техническим перевооружением объектов, в том числе контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства, требований нормативных документов, а также качеством строительно-монтажных работ, соответствием стоимости строительства титульными списками (п.54).
Отсутствие отопления в жилых общежитиях осужденных _______ а также установка временных отопительных печей, не соответствующих требованиям безопасности, нарушает законодательство в области пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровья осужденным вследствие возможного возникновения пожара, влияния на состояние здоровья осужденных, в связи с чем, данные нарушения подлежат устранению, а исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При решении вопроса об обязании устранить имеющиеся в _______ нарушения, суд исходит из системности органов исполнения наказаний. Полномочия по обеспечению требований по охране здоровья осужденных возлагаются на администрацию исправительного учреждения, что не противоречит представленным учредительным документам. Факт отсутствия у _______ ФСИН РФ по Костромской области лицензии на производство строительных работ не исключает ответственность учреждения. Также не исключает гражданскую ответственность и отсутствие денежных средств для производства работ по обеспечению централизованного отопления.
При решении вопроса о сроках устранения выявленных нарушений, суд исходит из требований истца и считает, что в срок до "Дата обезличена" 2011 года данные нарушения устранить возможно. Ответчиком не представлено убедительных доказательств обратного.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Размер государственной пошлины по настоящему делу будет составлять 2000 рублей на основании п.1 ч. 3 ст. 333.19 НК РФ. Учитывая финансовое положение _______ УФСИН РФ по Костромской области, суд считает возможным удовлетворить ходатайство представителя о снижении размера госпошлины на 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение _______ УФСИН РФ по Костромской области, расположенную по адресу: _______, _______ _______ обеспечить централизованное отопление общежитий осужденных, расположенных по адресу: _______ _______ _______ литеры «К-1, К-2, К-3, К-4 в срок до _______ 2011 года.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения _______ УФСИН РФ по Костромской области, расположенной по адресу: _______, _______ в счет возмещения судебных издержек в пользу бюджета Поназыревского муниципального района 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в 10-дневный срок.
Решение вступило в законную силу 03.09.2010 года