решение по делу №2-74/2011 года



Дело № 2-74/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» февраля 2011 года Шарьинский районный суд Костромской области в составе судьи Жоховой С.Ю., с участием Комарова А.Н., Комаровой Г.П., представителя Администрации Поназыревского муниципального района Поназыревой С.А., при секретаре Воронцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Комарова А.Н. на решение рабочей группы Департамента социальной защиты опеки и попечительства Костромской области об отказе в выдаче жилищного сертификата от ДД.ММ. 2010 года и устранения нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Заседанием рабочей группы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от ДД.ММ. 2010 года № Комарову А.Н. отказано в выдаче сертификата в связи с тем, что распоряжением главы администрации Поназыревского района от ДД.ММ.2003 года №-р он поставлен в общую очередь на улучшение жилищных условий как гражданин, уволенный со службы, не состоял. Кроме того, по мнению комиссии гражданин Комаров А.Н. необоснованно был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий, так как в муниципальной квартире общей площадью 56 кв.м проживает 4 человека, т.е жильем по учетной норме семья обеспечена.

Комаров А.Н. будучи не согласный с решением Комиссии обратился в Шарьинский районный суд с жалобой на решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ. 2010 года №. Свои требования мотивировал тем, что решением рабочей группы департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области ему было отказано в выдаче государственного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Считает решение рабочей группы Департамента незаконным и, нарушающим его права по обеспечению жильем его и семью, по следующим основаниям. Порядок выдачи жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153. В соответствии с данными Правилами право на участие в подпрограмме имеют наряду с другими категориями граждан и сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) на ДД.ММ. 2005 года. Он проходил службу начальником отряда по воспитательной работе с осужденными в Федеральном государственной учреждении исправительной колонии № 2 Управления исполнения наказаний по Костромской области в период с ДД.ММ. 1989 года по ДД.ММ. 2003 года. Приказом № № от ДД.ММ. 2003г. был уволен с данной службы по сокращению штата. Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> дней. Его семья состоит из четырех человек: он, жена, и двое сыновей. Ему и его семье на основании ордера № от ДД.ММ. 1998г. была предоставлена квартира, расположенная по адресу Костромская область, п. П*С*А, <адрес>, в которой они проживают по настоящее время. ДД.ММ. 2009г. администрацией городского поселения поселок Поназырево с ним был заключен договор социального найма, то есть были юридически оформлены отношения по владению и пользованию ранее предоставленной квартиры. ДД.ММ. 2003 года жилищно-бытовой комиссией администрации Поназыревского района он и его семья в составе 4 человек были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, решение комиссии утверждено распоряжением администрации Поназыревского района от ДД.ММ.2003г. №-р. На основании заявления и полного пакета документов, представленных им, сформированного в администрации района учетного дела, ДД.ММ. 2009г. он был включен в списки получателей государственного жилищного сертификата (протокол рабочей комиссии по выполнению подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» федеральной целевой программы «Жилище» администрации Поназыревского муниципального района). На основании списков, полученных от органов местного самоуправления, он был включен департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2010 года за номером 15. Однако, несмотря на то что, он состоял в сводном списке ДД.ММ.2010г. Департамент отказал ему в выдаче сертификата по следующим основаниям: так как поставлен в общую очередь граждан на улучшение жилищных условий, а не как гражданин, уволенный со службы; необоснованно поставлен в очередь на улучшение жилищных условий. В соответствии с пунктом 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления документов, представленных гражданами изъявившими желание участвовать в подпрограмме на получение сертификата. По результатам проверки органы местного самоуправления принимают решение о признании либо отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Основание для отказа в признании гражданина участником подпрограммы перечислены в пункте 22 Правил, это: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; непредставление или неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Ни под один из вышеперечисленных пунктов он не подпадал, поэтому администрацией Поназыревского муниципального района правомерно был признан участником подпрограммы на получение сертификата и включен в список участников-получателей сертификатов. Исходя из правил пунктов 21 и 22 следует, что решение о возможности участия гражданина в подпрограмме принимается исключительно органами местного самоуправления, а не органами исполнительной власти. Органы исполнительной власти, в данном случае Департамент, в соответствии с Правилами наделен полномочиями по формированию сводных списков, доведению выписок из сводных списков до органов местного самоуправления (п. 30 Правил) и оформлению сертификатов на граждан, включенных в сводный список. Департамент не вправе был разрешать вопрос о правомерности постановке его на учет органами местного самоуправления, поэтому отказ в получении сертификата является незаконным. По факту отказа в выдаче сертификата прокуратурой Поназыревского района на основании моего заявления проведена проверка, которой установлено, что основания для отказа отсутствовали. Просит признать решение департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об отказе в выдачи государственного жилищного сертификата Комарову А. Н. неправомерным. Признать пункт 4 протокола заседания рабочей группы департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области неправомерными от ДД.ММ.2010г. № в части отказа в выдаче сертификата Комарову А.Н. недействительным. Обязать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области устранить допущенное нарушение его прав и свобод путем выдачи государственного жилищного сертификата.

Комаров А.Н. в судебном заседании жалобу поддержал и просил признать решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об отказе в выдачи государственного жилищного сертификата неправомерным, признать пункт 4 протокола заседания рабочей группы департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области неправомерным от ДД.ММ.2010 года № в части отказа в выдаче сертификата недействительным, обязать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области устранить допущенное нарушение путем выдачи государственного жилищного сертификата. Кроме этого пояснил, что его жилое помещение является не благоустроенным, в квартире отсутствует центральное водоотведение, отопление, жилье является ветхим.

Заинтересованное лицо Комарова Г.П. в судебном заседании жалобу Комарова А.Н. поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель заинтересованного лица администрация Поназыревского муниципального района Поназырева С.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Также пояснила, что в Администрации Поназыревского муниципального района имеется общая очередь лиц нуждающихся в улучшении жилищных, в которой с 2003 года состоит Комаров А.Н. с составом семьи из четырех человек. Он установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, его жилое помещение не соответствует требованиям по благоустройству и площади. Поселок Поназырево является поселком городского типа, и поэтому жилье должно соответствовать требованиям жилых помещений в городе.

Заинтересованное лицо Комаров И.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия.

Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства в судебное заседание свое представителя не направил, просили рассмотреть дело без их участия. Из представленного в адрес суда отзыва на жалобу стало известно, что в соответствии с п. 42 Положения о департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 20 декабря 2007 года №532 департамент оформляет государственный жилищный сертификат в рамках целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.». В соответствии с п. п. «г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 (ред. От 8 мая 2009 года) право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ. 2005 года. Комаров А.Н. не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, решение департамента в выдаче государственного жилищного сертификата является законным и обоснованным. Более того, Комаров А.Н. обеспечен квартирой, расположенной по адресу: <адрес> п. П*С*А <адрес>. в которой заявитель проживает по настоящее время. Общая площадь занимаемой <адрес> кв.м, состав семьи 4 человека. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является, в том числе обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 14 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека (на семью из 3 и более человек). Следовательно Комаров А.Н. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно заявления от ДД.ММ..2010 года Комаров просит включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 21).

Согласно решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ. 2003 года Комаров А.Н. состав семьи 4 человека, поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д.23).

Согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ. 2009 №, заключенного между администрацией городского поселения п. П*С*А и Комаровым А.Н., Комаров А.Н. является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу <адрес> п. П*С*А <адрес> общей площадью 56,0 кв.м (л.д.24-25).

Согласно справки ООО «Управляющей компании «Надежда» ответственным нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> п. П*С*А <адрес>, является Комаров А.Н. Жилое помещение имеет площадь 56 кв. метров, отопление печное, центральное холодное водоснабжение, канализация - выгребная яма (л.д. 34).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 ФЗ № 189 «О порядке введения в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексов РФ. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Рассматриваемые отношения по праву заявителя на признание их нуждающихся в улучшении жилищных условий, возникли до 1 марта 2005 года, в связи с чем, должны быть рассмотрены по ранее действующему законодательству.

В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

В соответствии с Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденные постановлением главы администрации области от 23.02.1996 года № 119 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области» принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в получении жилья, которая ведется в администрации города, района, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме (п.3.8 Правил). Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в администрации городов и районов, которые вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией предприятия, учреждения, организации, если в них включены граждане с нарушением Правил учета граждан, нуждающихся в получении жилья, и предоставлении жилых помещений (п. 3.7 Правил).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлены требования предъявляемые к жилым помещениям. В соответствии п. 12 выше указанного положения предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевой и горячее водоснабжение, водоотведение. Отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных.

В соответствии со ст. 51 ч. 1 п. 3 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма признаются проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Поселок Поназырево Костромской области является поселком городского типа и имеет жилищный фонд обеспеченный централизованными инженерными системами.

В соответствии с решением Главы городского поселения поселок Поназырево от ДД.ММ. 2009 года № установлено, что благоустроенными на территории городского поселения поселок Поназырево являются жилые помещения отвечающие требованиям: электроснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, газоснабжение (баллонное), наличие кухни, туалета.

Согласно решения собрания депутатов третьего созыва от ДД.ММ. 2006 года № установило на территории Поназыревского муниципального района учетную норму площади жилого помещения в размере 18 кв. метров.

Жилищные условия Комарова А.Н. и членов его семьи с момента постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до настоящего времени не изменились. Жилое помещение является неблагоустроенным.

Комаров А.Н. с членами его семьи на ДД.ММ. 2005 года и в настоящее время является нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.

Таким образом, Комаров А.Н. является нуждающимся в улучшении жилищных условий как по ранее действующему законодательству, так и по законодательству, действующему в настоящее время в связи отсутствием благоустройства занимаемого жилого помещения, а также не соответствием его по площади из расчета нормы на одного человека.

Согласно справки <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> Комаров А.Н. проходил службу в <данные изъяты> по Костромской области с ДД.ММ.1989 года по ДД.ММ.2003 года, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.2003 года составляет в календарном исчислении <данные изъяты> (л.д. 35).

Согласно справки <данные изъяты> России по Костромской области Комаров А.Н. за время прохождения службы в <данные изъяты> УФСИН России по Костромской области денежные средства на строительство из федерального бюджета не выделялись (л.д. 35 оборот).

Согласно сообщений из регистрационной службы по Костромской области от ДД.ММ. 2009 года Комаров Н.А., Комарова Г.П., Комаров А.Н., Комаров И.А. прав на недвижимое имущество и сделок с ним права не зарегистрировано (л.д. 36 оборот- 38).

Согласно протокола рабочей комиссии по выполнению подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» Федеральной целевой программы «Жилище» от ДД.ММ. 2009 года семья Комаровых в составе четырех человек включена в списки получателей ГЖС на 2009 год (л.д. 14).

Согласно сводного списка Комаров А.Н.состоит в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 года (л.д. 15).

Как установлено судом, Комаров А.Н. проходил службу в ИК-2 УИН Минюста России в период с ДД.ММ.1989 года по ДД.ММ.2003 года, в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе, уволен по ст. 58 п. «Е» (по сокращению штатов). Выслуга лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты> ( л.д.36).

Приобретение жилья за счет государственных жилищных сертификатов по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года».

В целях обеспечения постоянным жильем сотрудников УИС, увольняемых со службы, и некоторых других категорий граждан Правительство РФ Постановлением от 20 января 1998 года № 71 утвердило федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты». Принятие указанной программы обусловлено появление в законе ранее не существовавших норм, что в свою очередь, указывает на их специфический характер.

Правила выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» установлено, что ГЖС является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное (п.2).

Исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, ограниченный размер социальной выплаты, основания для признания граждан не имеющих жилых помещений (вне зависимости от формы собственности), установленные сроки реализации ГЖС являются обстоятельствами, которые свидетельствуют о специфике правоотношений, возникающих между государством и гражданином, добровольно согласившимся на участие в этой подпрограмме.

В соответствии с п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «жилище на 2002-2010 года» предусмотрено право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении им предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно вышеуказанным Правилам участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п.6), в общую продолжительность службы которых включается суммарная продолжительность службы в органах внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета (п.10).

Комаров А.Н. с членами его семьи, согласно сводных списков граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 и 2010 годы» по Костромской области состоял на учете в качестве участника подпрограммы.

Решения об исключении его из списков участников подпрограммы полномочным органом не выносилось.

Таким образом, решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об отказе в выдаче Комарову А.Н. жилищного сертификата на приобретение жилья является незаконным и подлежит отмене, а права Комарова А.Н. на его получение подлежат восстановлению.

Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Комаров А.Н. на решение рабочей группы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ. 2010 года удовлетворить.

Признать пункт 4 протокола заседания рабочей группы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ. 2010 года № в части отказа в выдаче сертификата Комаров А.Н. недействительным.

Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области устранить допущенное нарушение, путем выдачи Комаров А.Н. государственного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Решение может быть обжалованной в Костромской областной суд в течение 10-ти дней путем подачи жалобы через районный суд.

Судья: С.Ю. Жохова

Кассационным определением Костромского областного суда от 4 мая 2011 года решение Шарьинского районного суда Костромской области от 10 февраля 2011 года оставлено без изменения.