Дело № 2- 517/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2011 года Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Гуманец О.В., с участием прокурора Соколовой О.В., при секретаре Долгодворовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Н. к администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: К.Н. обратилась в Шарьинский районный суд с исковым заявлением к администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района. Просила отменить распоряжение главы Ивановского сельского поселения №47 от 9 августа 2011 года об её увольнении по п.2 ст.81 ТК РФ, восстановить её в должности заместителя главы Ивановского сельского поселения; взыскать в её пользу компенсацию морального вреда в сумме ..... рублей. Также просила взыскать ..... рублей в возмещение оплаты услуг адвоката. В обоснование заявленных требований указала, что согласно распоряжению №4 от 26.01.2011 года, с 26 января 2011 года она работала в должности заместителя главы администрации Ивановского сельского поселения по вопросам ЖКХ и строительства. 9 июня 2011 года главой Ивановского сельского поселения она была предупреждена о предстоящем сокращении указанной должности. 9 августа 2011 года распоряжением главы Ивановского сельского поселения №47 она была уволена по ст.81 п.2 Трудового кодекса РФ (сокращение штата). Распоряжение №47 от 9 августа 2011 года считает незаконным, поскольку согласно ч.3 ст.81, ст.180 ТК РФ работодатель обязан был предложить ей другую имеющуюся работу (вакантную должность). Однако никакой другой должности ей при увольнении предложено не было. После предупреждения об увольнении по сокращению штата она испытала нравственные страдания, так как у неё оставался год до пятнадцатилетнего стажа муниципальной службы. В связи с переживаниями, связанными с предстоящим увольнением она находилась на лечении в МУЗ РРБ №__ с диагнозом .... То есть ей был причинён моральный вред, который она оценивает в ..... рублей. В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, просила отменить постановление главы Ивановского сельского поселения № 47 от 09.08.2011 года; восстановить её в должности заместителя главы Ивановского сельского поселения; взыскать компенсацию морального вреда в сумме ..... рублей. Также просила взыскать расходы за составление искового заявления в сумме ..... рублей. Пояснила, что в администрации Ивановского сельского поселения она проработала 14 лет, в том числе с 26 января 2011 года работала в должности заместителя главы по вопросам ЖКХ и строительства. До этого работала в должности специалиста по земле, два года работала главой Ивановского сельского поселения. 9 июня 2011 года она была предупреждена о сокращении должности заместителя главы по вопросам ЖКХ и строительства. Распоряжением главы Ивановского сельского поселения от 09.08.2011 года № 47 уволена с должности заместителя главы по вопросам ЖКХ и строительства по основаниям, предусмотренным п.2.ст. 81 ТК РФ - по сокращению численности (штата) работников организации. С увольнением по данному основанию она не согласна, поскольку «на её место взяли другого человека». Была сокращена должность заместителя главы по вопросам ЖКХ и строительства, новым штатным расписанием предусмотрена должность заместителя главы Ивановского сельского поселения. По мнению истицы, на момент сокращения ей могли предложить вакантную должность заместителя главы Ивановского сельского поселения. На 9 июня в администрации Ивановского сельского поселения были вакантными должность заместителя главы Ивановского сельского поселения, две должности ведущего специалиста, должность помощника главы. Полагала, что одну из перечисленных должностей должны были предложить ей. Ведущий специалист администрации Ивановского сельского поселения - это специалист по работе с населением в отдаленных населенных пунктах (Печёнкино, Марутино, Берзиха), входящих в состав Ивановского сельского поселения. Ведущий специалист осуществляет приём граждан в этих населенных пунктах, регистрирует обращения граждан, передает обращения на центральную усадьбу, занимается вопросами регистрации граждан по месту проживания. Рабочее место ведущего специалиста находится в Печёнкино, Марутино, Берзихе. Она могла бы туда ездить. Также пояснила, что фактически отличий между должностными инструкциями заместителя главы по вопросам ЖКХ и строительства и заместителя главы, нет. Претендент на должность заместителя главы должен иметь высшее образование. Не отрицала, что она не имеет высшего профессионального образования, но ранее она работала заместителем главы, поэтому справится с обязанностями и без высшего образования. По мнению истицы, должность, которую она занимала до сокращения, просто переименовали. Сейчас в штатном расписании есть должность заместителя главы. То, что заместитель главы по вопросам ЖКХ и строительства и заместитель главы - это одна и та же должность написано в уведомлении, которое ей вручили. Представитель ответчика П.С. исковые требования не признала. Пояснила, что на 9 июня 2011 года свободной была только должность заместителя главы. На момент предупреждения истицы о предстоящем сокращении, должности ведущего специалиста, помощника главы не были вакантными. О сокращении должностей «заместитель главы по социальным вопросам», «заместитель главы по работе с депутатами», «помощник главы по ГО и ЧС», работники, занимающие эти должности, были предупреждены несколько раньше, нежели истица была предупреждена о сокращении должности заместителя главы по вопросам строительства и ЖКХ. С.Н. была предложена должность ведущего специалиста по Печёнкинскому поселению. С.Н. ранее работал главой этого поселения, имеет высшее образование, проживает в Печёнкино. Печёнкинское поселение находится в 25 км от ____. С.Л. ранее работала главой Берзихинского сельского поселения, после присоединения к Ивановскому - заместителем главы по социальным вопросам. Ей была предложена должность помощника главы Ивановского сельского поселения. Она также имеет высшее образование, всю жизнь занималась этой работой. С.Г. работала главой Марутинского сельского поселения, после присоединения - заместителем главы по работе с депутатами. Ей была предложена должность ведущего специалиста. Когда предлагали вакансии, также учитывали место жительства. По поручению губернатора Костромской области был проведён экспресс-анализ, по результатам которого было предложено провести оптимизацию расходов на содержание сотрудников администраций. Было предложено вместо трёх заместителей по различным вопросам ввести должность просто заместителя главы. На момент сокращения истицы вакантной была только должность заместителя главы. Данная должность истице не предлагалась, так как уровень профессионального образования истицы не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым по данной должности. Согласно должностной инструкции заместителя главы к должности заместителя главы Ивановского сельского поселения предъявляется квалификационное требование: высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» либо образование, считающееся равноценным, без стажа работы. Представитель ответчика З.Н. исковые требования также не признала. Пояснила, что истица была уволена на основании п.2 ст. 81 ТК РФ - сокращение численности или штата работников организации. В соответствии с абз. 16 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В 2010 году произошло преобразование сельских поселений Шарьинского муниципального района. К Ивановскому сельскому поселению было присоединено 6 сельских поселений. Ранее штатным расписанием работников администрации Ивановского сельского поселения были предусмотрены, в том числе, должности заместителя главы по вопросам ЖКХ и строительства, заместитель главы по социальным вопросам, заместитель главы по работе с депутатами, помощник главы по ГО и ЧС. Один из заместителей находился в Марутинском поселении, другой - в Берзихинском поселении, помощник - в Печёнкинском поселении. В связи с оптимизацией расходов на содержание аппарата администраций сельских поселений было принято решение о сокращении численности штата работников организации, а именно было принято решение о сокращении трех ставок - заместителя главы по вопросам ЖКХ и строительству, заместитель главы по социальным вопросам, заместитель главы по работе с депутатами.При этом вводилась одна ставка заместителя главы Ивановского сельского поселения, утверждена должностная инструкция заместителя главы Ивановского сельского поселения. Одна должность ведущего специалиста была предложена С.Н., должность помощника главы была предложена С.Л., так как оба они имеют высшее образование, ранее работали в должности глав Печёнкинского и Берзихинского поселения. Вторая должность ведущего специалиста была предложена С.Г. Она имеет среднее специальное образование, но неоднократно проходила курсы повышения квалификации, работала главой Марутинского поселения, хорошо знает эту работу. На момент сокращения истицы вакантной была только должность заместителя главы. Данная должность истице не предлагалась, так как уровень профессионального образования истицы не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым по данной должности. Должность «заместитель главы администрации» Законом Костромской области от 29.11.2007 года № 227-4-ЗКО «О реестре должностей муниципальной службы в Костромской области» отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы в местной администрации. Законом Костромской области от 09.11.2007 года № 210-4-ЗКО «О муниципальной службе в Костромской области» утверждены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы. На основании Типовых квалификационных требований к уровню профессионального образования для замещения высших должностей муниципальной службы необходимо наличие высшего профессионального образования, не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соколовой О.В., полагавшей, что в удовлетворении заявленных требований истице следует отказать, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании согласно распоряжению №4 от 26.01.2011 года истец К.Н. с 26 января 2011 года работала в должности заместителя главы администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области по вопросам ЖКХ (л.д. 37). Распоряжением главы Ивановского сельского поселения от 1 февраля 2011 года №4 утверждено штатное расписание администрации Ивановского сельского поселения, в соответствии с которым в штат работников администрации Ивановского сельского поселения входят должности: глава сельского поселения; три заместителя главы, в том числе по ЖКХ, строительству; помощник главы по ГО и ЧС, ПБ; главный специалист; ведущий специалист (по 1 единице); специалист 2 категории по под.Майтихе; специалист 2 категории по д.Поляшово; специалист 2 категории по д.Катунино (по 0,5 единиц) (л.д.6-7). Решением Совета депутатов Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 12 мая 2011 года №19 утверждена структура администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области: глава сельского поселения; заместитель главы; помощник главы; главный специалист администрации; ведущий специалист администрации; специалист 2 категории; централизованная бухгалтерия (л.д.8-9). Распоряжением главы Ивановского сельского поселения от 13 мая 2011 года № 48 внесены изменения в штатное расписание администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, в соответствии с которым в штат работников администрации Ивановского сельского поселения входят должности: глава сельского поселения (1 ед.); зам.главы (1 ед.); помощник главы (1 ед.); ведущий специалист (0,75 ед.); ведущий специалист (0,75 ед.); главный специалист (1 ед.); ведущий специалист (1 ед.); специалист 2 категории д.Майтиха (0,5 ед.); специалист 2 категории д.Поляшово (0,5 ед.); специалист 2 категории д.Катунино (0,5 ед.); ведущий специалист (0,5 ед.). 9 июня 2011 года главой Ивановского сельского поселения истица была предупреждена о предстоящем с 9 августа 2011 года сокращении должности заместителя главы по вопросам ЖКХ и строительства. Указанные обстоятельства истицей не оспаривались. 9 августа 2011 года распоряжением главы Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области №47 истица была уволена с должности муниципальной службы - заместителя по ЖКХ администрации Ивановского сельского поселения, по сокращению численности (штата) работников организации, согласно ст.81 п.2 Трудового кодекса РФ (сокращение штата) (л.д.5). В соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случае сокращения численности или штата работников организации. В соответствии со ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса. Согласно ч.3 ст.81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Оспаривая законность увольнения, истица указывает, что на момент сокращения ей могли предложить вакантную должность заместителя главы Ивановского сельского поселения. В силу ч. 1 ст. 9 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются, в том числе к уровню профессионального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 9 названного закона квалификационные требования к уровню профессионального образования, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Костромской области (Закон Костромской области от 29.11.2007 года N 227-4-ЗКО (ред. от 11.07.2011) "О Реестре должностей муниципальной службы в Костромской области" (принят Костромской областной Думой 22.11.2007)) должность заместитель главы администрации относится к высшей группе должностей муниципальной службы в местной администрации. В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Костромской области от 09.11.2007 года N 210-4-ЗКО "О муниципальной службе в Костромской области" квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, установленных приложением 1 к настоящему Закону. В соответствии с Приложением 1 к Закону Костромской области "О муниципальной службе в Костромской области" (Глава 1. п.1 пп.1)) Типовыми квалификационными требованиями к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, устанавливаемыми для замещения должностей муниципальной службы, являются: для замещения высших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности. В судебном заседании истицей не оспаривался факт, что на настоящий момент она высшего профессионального образования не имеет. Таким образом, доводы представителей ответчика о том, что уровень профессионального образования истицы не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым по вакантной должности, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства. Доводы истицы о том, что она поступит учиться, ранее она справлялась с аналогичными обязанностями без образования, не имеют правового значения, поскольку согласно вышеуказанному закону наличие высшего образования обязательно на момент занятия соответствующей должности, на которую претендует истица. Учитывая, что в обязанность администрации, согласно трудовому законодательству, входит лишь предложение вакансий соответствующих квалификации работника, или вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья, глава Ивановского сельского поселения вправе была не предлагать истице вакантную должность, требующую более высокой квалификации. Довод истицы о том, что заместитель главы по вопросам ЖКХ и строительства и заместитель главы - это одна и та же должность, просто должность, которую она занимала до сокращения переименовали, во-первых, не противоречит выводам суда, во-вторых, опровергается представленными должностными обязанностями. В частности в обязанности заместителя главы входит и обязанность представлять администрацию по юридическим вопросам, консультировать специалистов по юридическим вопросам (п.п.4.3, 4.4) (л.д.23-28). Между тем такими знаниями истица не обладает. Не нашёл подтверждения в судебном заседании и довод истицы о том, что на 9 июня в администрации Ивановского сельского поселения были вакантными не только должность заместителя главы Ивановского сельского поселения, но и две должности ведущего специалиста, должность помощника главы. В судебном заседании истицей не оспаривался тот факт, что сокращению подлежали не только занимаемая нею должность, но и ряд других должностей. Как указала сама истица, ряд специалистов о предстоящем сокращении были предупреждены ранее её, что не противоречит трудовому законодательству. При предложении вакантных должностей другим специалистам администрация воспользовалась преимущественным правом, предоставленным ей ст. 179 ТК РФ на оставление на работе работников с более высокой производительностью труда и квалификацией. То что оставляемые сотрудники имеют высшее образование, занимали должности глав Печёнкинского, Берзихинского и Марутинского поселений, истицей не оспаривалось. В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Представленное уведомление о предстоящем сокращении истицы подтверждает, что ответчиком вышеуказанная норма права не была нарушена. С уведомлением о предстоящем увольнении истица, согласно её подписи, была ознакомлена 9.06.2011 года. Не опровергает выводы суда и представленное ответчиком утверждённое распоряжением главы Ивановского сельского поселения от 16 июля 2011 года № 50а штатное расписание администрации Ивановского сельского поселения, в соответствии с которым в штат работников администрации Ивановского сельского поселения входят должности: глава сельского поселения (1 ед.); заместитель главы по ЖКХ, строительству (1 ед.); помощник главы (1 ед.); ведущий специалист (0,75 ед.); ведущий специалист (0,75 ед.); главный специалист (1 ед.); ведущий специалист (1 ед.); специалист 2 категории д.Майтиха (0,5 ед.); специалист 2 категории д.Поляшово (0,5 ед.); специалист 2 категории д.Катунино (0,5 ед.); ведущий специалист (0,5 ед.) (л.д.19-20). Как пояснила представитель ответчика П.С., штатные расписания в рассматриваемый период составлялись ежемесячно. Указанное штатное расписание отображало состав работающих сотрудников в июле 2011 года. Поскольку на тот период истица ещё работала, поэтому и была указана должность «заместитель главы по ЖКХ, строительству». Между тем, уже в штатном расписании работников администрации Ивановского сельского поселения, утверждённого распоряжением главы Ивановского сельского поселения от 10 августа 2011 года №58а, указаны должности: глава сельского поселения (1 ед.); заместитель главы (1 ед.); помощник главы (1 ед.); ведущий специалист (0,75 ед.); ведущий специалист (0,75 ед.); главный специалист (1 ед.); ведущий специалист (1 ед.); специалист 2 категории д.Майтиха (0,5 ед.); специалист 2 категории д.Поляшово (0,5 ед.); специалист 2 категории д.Катунино (0,5 ед.); ведущий специалист (0,5 ед.) (л.д. 21-22). Представленные штатные расписания также подтверждают доводы представителей ответчика о том, что о сокращении должностей «заместитель главы по социальным вопросам», «заместитель главы по работе с депутатами», «помощник главы по ГО и ЧС», работники, занимающие эти должности, были предупреждены несколько раньше, нежели истица была предупреждена о сокращении должности заместителя главы по вопросам строительства и ЖКХ. Сотрудники, подлежащие сокращению, на рассматриваемый период уже занимали вакантные должности. Таким образом, проанализировав штатное расписание, действующее у ответчика по состоянию на 9 июня 2011 года и штатное расписание, утвержденное ответчиком по состоянию на 9 августа 2011 года, исследовав представленные доказательства, установлено, что ответчиком проведение мероприятий по сокращению штата произведено в полном соответствии с требованиями закона, порядок увольнения истицы ответчиком не нарушен, вакантные должности, которые ответчик обязан был предложить истцу в порядке трудоустройства, у ответчика отсутствовали, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований К.Н. об отмене распоряжения главы Ивановского сельского поселения №47 от 9 августа 2011 года об её увольнении по п.2 ст.81 ТК РФ, восстановлении её в должности заместителя главы Ивановского сельского поселения; взыскании в её пользу компенсации морального вреда в сумме10000 рублей, не имеется. Кроме того, следует отметить, что истицей поставлен вопрос о восстановлении её в должности заместителя главы Ивановского сельского поселения, между тем, как на момент увольнения указанную должность истица не занимала. Право предоставления должностей имеется у работодателя, суд таким правом не обладает. В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Учитывая, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, не имеется оснований и для взыскания расходов на оплату услуг адвоката. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: К.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области об отмене распоряжения главы Ивановского сельского поселения №47 от 9 августа 2011 года об её увольнении по п.2 ст.81 ТК РФ, восстановлении её в должности заместителя главы Ивановского сельского поселения, взыскании в её пользу компенсацию морального вреда в сумме ..... рублей, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: Гуманец О.В. Решение вступило в законную силу 1 ноября 2011 года.