решение по делу № 2-662 за 2010 год



Дело №2- 662\2010г.

РЕ Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2010 года пос. Поназырево

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Сньозик М.П.,

при секретаре Воронцовой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних обучающихся МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области, администрации Муниципального общеобразовательного учреждения « Поназыревская основная общеобразовательная школа»

о признании бездействие администрации Поназыревского муниципального района Костромской области в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей в МОУ » Поназыревская основная общеобразовательная школа» незаконным и обязании администрации Поназыревского муниципального района Костромской области предусмотреть средства, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в здании МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» для оборудования прямой телефонной связи с пожарной частью, обязании администрации Муниципального общеобразовательного учреждения »Поназыревская основная общеобразовательная школа» организовать проведение работ по оборудованию прямой телефонной связи с пожарной частью в здании МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа»,

установил:

Прокурор Поназыревского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних обучающихся МОУ «Поназыревская основная общеобразовательная школа» обратился в суд с иском к администрации Поназыревского муниципального района, администрации МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» о признании бездействие администрации Поназыревского муниципального района, администрации МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей в МОУ «Поназыревская основная общеобразовательная школа» незаконным и обязании администрацию Поназыревского муниципального района предусмотреть средства, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в здании МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» для проведения прямой телефонной связи с пожарной частью в срок до Дата обезличена года, администрацию МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» организовать проведение работ по оборудованию прямой телефонной связи с пожарной частью в МОУ » Поназыревская основная общеобразовательная школа» до Дата обезличена года.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Поназыревского района проведена проверка деятельности образовательных учреждений Поназыревского района по соблюдению законодательства об охране жизни и здоровья детей.

На основании ст. 6 Конвенции о правах ребенка (Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-1) государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г. образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В ходе проверки в МОУ « Поназыревская основная общеобразовательная школа» были выявлены нарушения законодательства в части несоблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: - отсутствие прямой телефонной связи с пожарной частью.

Вышеуказанные нарушения создают реальную опасность жизни и здоровья обучающихся и воспитанников, находящихся в данном учреждении.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 «131-ФЗ (далее - ФЗ №131), п. 11 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Поназыревский муниципальный район Костромской области, принятого Решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района от 10.08.2005 №59, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с п. 1.1.1. Устава МОУ « Поназыревская основная общеобразовательная школа», утвержденного постановлением главы администрации Поназыревского муниципального района № 410 от27.11.2006, учредителем МОУ является администрация Поназыревского муниципального района Костромской области. Финансирование муниципальных учреждений осуществляется согласно ч.2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, полностью или частично собственником имущества. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основании Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992.

Таким образом, финансирование расходов на содержание зданий муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям собственника имущества - администрации Поназыревского муниципального района.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления.

Согласно п.4 ч.1 ст. 31 Закона «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится:

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, что фактически администрацией Поназыревского муниципального района не делается.

МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» содержится за счет средств муниципального бюджета и самостоятельно устранить выявленные нарушения противопожарной безопасности не может. Финансирование на эти цели со стороны администрации Поназыревского муниципального района не производится.

Кроме этого, отсутствие пожарной безопасности (нарушение правил ППБ) влечет за собой низкую антитеррористическую защищенность здания, что нарушает положения «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 5 октября 2009). В соответствии с п. 10 Концепции цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. На основании п.п. «д» п. 11 Концепции одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии с п. 13 Концепции одним из основных направлений предупреждения терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В связи с чем, представитель истца просит признать бездействие администрации Поназыревского муниципального района, администрации МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей в МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» незаконным. Обязать администрацию Поназыревского муниципального района предусмотреть средства, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в здании МОУ« Поназыревская основная общеобразовательная школа», а именно, для оборудования прямой телефонной связи с пожарной частью в срок до Дата обезличена года. Обязать администрацию МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» организовать проведение работ по оборудованию прямой телефонной связи с пожарной частью в здании МОУ» Поназыревская основная общеобразовательная школа «в срок до Дата обезличена.

В судебном заседании помощник прокурора Поназыревского района Михеев Е.Е. требования поддержал и уточнил, дополнив, что в нарушение п.39 Правил Пожарной безопасности

в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

от 18 июня 2003 г. N 313, в МОУ» Поназыревская основная общеобразовательная школа» отсутствует прямая телефонная связь с пожарной частью, оборудовать которую самостоятельно администрация МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» возможности не имеет из-за отсутствия финансирования со стороны администрации Поназыревского района. Просил признать бездействие администрации Поназыревского муниципального района в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей в МОУ «Поназыревская основная общеобразовательная школа» незаконным. Обязать администрацию Поназыревского муниципального района предусмотреть средства, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в здании МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа», а именно, для оборудования прямой телефонной связи с пожарной частью в срок до Дата обезличена года. Обязать администрацию МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» организовать проведение работ по оборудованию прямой телефонной связи с пожарной частью в МОУ» Поназыревская основная общеобразовательная школа» в срок до Дата обезличена года.

Представитель ответчика - администрации Поназыревского муниципального района

Цапкова И.Н. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика - директор МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» Говорова Г.Ф. исковые требования признала частично, суду пояснила, что в школе обучается более 190 учащихся, в здании которой отсутствует прямая телефонная связь с пожарной частью. Однако бездействие со стороны администрации школы, она не признает, так как заключен договор с представителем ООО »Пожсервис» на выполнение работ по монтажу и наладке системы автодозвона, сделана заявка в отдел образования администрации Поназыревского муниципального района о выделении средств. В случае выделения средств работы будут выполнены в течение месяца.

Представитель третьего лица - и.о. начальника территориального отделения Государственного пожарного надзора Поназыревского района Сизов А.Е. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно требованиям ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Настоящее исковое заявление прокурор предъявил в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних обучающихся МОУ » Поназыревская основная общеобразовательная школа».

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 «131-ФЗ (далее - ФЗ №131), п.»и» ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Поназыревский муниципальный район Костромской области, принятого Решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района от 10.08.005 №59, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003г.№313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физического и юридического лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.39 указанных Правил организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.

Из акта проверки готовности МОУ «Поназыревская основная общеобразовательная школа» к 2010\2011 учебному году от Дата обезличена года следует, что в здании МОУ « Поназыревская основная общеобразовательная школа»» отсутствует прямая телефонная связь с пожарной частью л.д.5-6).

То обстоятельство, что здание Муниципального образовательного учреждения » Поназыревская основная общеобразовательная школа»» не обеспечено прямой телефонной связью с пожарной частью, сторонами не оспаривается. Как не оспаривается сторонами и то обстоятельство, что Учредителем МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» является администрация Поназыревского муниципального района Костромской области.

Из объяснений директора МОУ » Поназыревская основная общеобразовательная школа» Говоровой Г.Ф. следует, что отсутствие прямой телефонной связи с пожарной частью связано с отсутствием финансирования со стороны администрации Поназыревского муниципального района Костромской области.

Из письма заместителя начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, Чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области Чемарина В.В. от Дата обезличена. №Номер обезличен., адресованного заведующей отделом образования Поназыревского муниципального района Костромской области следует, что на территории Костромской области существует техническая возможность вывода сигнала о пожаре на пульты связи пожарных и спасательных формирований, центров управления силами и средствами л.д.22).

Из письма главе Поназыревского муниципального района, главе администрации Поназыревского муниципального района и заведующей отделом образования администрации Поназыревского муниципального района, направленного начальником территориального ОГПН Поназыревского района

Дата обезличена года усматривается, что на территории Костромской области осложнилась обстановка с пожарами, в том числе на объектах с массовым пребыванием (50 человек и более) людей. Просил организовать работу в данном направлении для более быстрого и качественного реагирования пожарно- спасательных подразделений и спасения людей, при возможном возникновении пожара или чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Таким образом, судом установлено, что учредителем МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» является администрация Поназыревского муниципального района Костромской области, соответственно органы местного самоуправления Поназыревского муниципального района не исполняют свои обязательства по обеспечению содержания здания МОУ» Поназыревская основная общеобразовательная школа» в состоянии отвечающим требованиям пожарной безопасности.

Отсутствие прямой телефонной связи с пожарной частью в помещении и здании МОУ

» Поназыревская основная общеобразовательная школа» создает опасность жизни и здоровья детей, граждан, находящихся в данном муниципальном образовательном учреждении.

При указанных обстоятельствах и в силу вышеназванных норм закона, суд считает, что отсутствие финансирования, необходимого для соблюдения требований пожарной безопасности, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Требования прокурора о приведении в соотвествтии здания МОУ »Поназыревская основная общеобразовательная школа» нормам пожарной безопасности в установленные им сроки в судебном заседании, по мнению суда, являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования прокурора Поназыревского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Поназыревского муниципального района в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей в МОУ

» Поназыревская основная общеобразовательная школа» незаконным.

Обязать администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области, расположенную по адресу: ______ предусмотреть средства необходимые для обеспечения пожарной безопасности в здании МОУ

» Поназыревская основная общеобразовательная школа», а именно для оборудования прямой телефонной связью с пожарной частью в срок до Дата обезличена года.

Обязать администрацию Муниципального общеобразовательного учреждения » Поназыревская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: ______ организовать проведение работ по оборудованию прямой телефонной связи с пожарной частью в здании МОУ » Поназыревская основная общеобразовательная школа» в срок до Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения суда в Костромской областной суд с подачей кассационной жалобы через Шарьинский районный суд.

Председательствующий М.П. Сньозик

Решения вступило в законную силу 17.12.2010г.