О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«12» января 2011 г. Шарьинский районный суд Костромской области в составе судьи Жоховой С.Ю., с участием прокурора Михеева Е.Е., представителей Администрации Поназыревского муниципального района Парфеновой Н.А., Поназыревой С.А., при секретаре Воронцовой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Поназыревского муниципального района, Я* о признании бездействия администрации Поназыревского муниципального района недействительным и обязании организовать и обеспечить своевременную транспортировку больных в Я*,
у с т а н о в и л:
Прокурор Поназыревского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Поназыревского муниципального района о признании бездействия администрации незаконным и бязании организовать транспортировку больных, наждающихся в экстренной стационарной помощи. Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой Поназыревского района проведена проверка организации оказания скорой медицинской помощи в Я* Поназыревского района. В ходе проверки установлены нарушения законодательства об оказании медицинской помощи. Оказание скорой (неотложной и экстренной) помощи в Я* осуществляется Я* на основании лицензии от 30.12.2009 № ЛО-44-01-000215, выданной Департаментом здравоохранения Костромской области, в следующем порядке. В амбулатории установлены 2 должности фельдшеров, работающих в сменном режиме (через сутки). Режим работы: с 8.00 до 20.00 - в амбулатории, с 20.00 до 8.00 - принятие вызовов на дому. Вызов для оказания неотложной помощи производится в следующем порядке: с 8.00 до 20.00 - в отделение амбулатории (номер телефона 1-03), с 20.00 до 8.00 -непосредственно фельдшерам (по мобильной связи). В амбулатории имеется санитарный автомобиль, находящийся в ненадлежащем состоянии (подвержен частым поломкам), машина в оборудована, для перевозки тяжелобольных не предназначена. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующей бюджета. Согласно ст. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утвержденных ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 (далее - Основы) в качестве основных принципов являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Согласно ст. 8 Основ и ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой -медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам РФ и иным лицам, находящимся на ее территории, в соответствии со ст. 39 Основ. Является расходным обязательством муниципального образования. Пунктом 12 ст. 7 Устава Поназыревского муниципального района, организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ст. 39 Основ скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками. Установлено, что организация оказания гражданам скорой медицинской помощи на территории Я* не соответствует установленным законом требованиям, уровень финансирования мероприятий по оказанию населению скорой медицинской помощи не обеспечивает гарантированного законом качества и своевременности предоставления скорой помощи. Автомобиль скорой помощи находится в состоянии, исключающем возможность эксплуатации и транспортировки больных, подвержен частым поломкам. Круглосуточное дежурство на стационарном посту скорой помощи не обеспечено. Финансирование отделения скорой помощи учредителем-администрацией Поназыревского муниципального района (согласно ст. 1 Устава Я*», утв. постановлением главы администрации Поназыревского муниципального района от 21 июля 2008 № 16) в части материально-технического обеспечения деятельности осуществляется в недостаточных объемах. Создавшаяся ситуация на территории Я* нарушает гарантированные гражданам права на оказание своевременной и качественной скорой медицинской помощи, ограничивает их право на охрану здоровья и в результате может приводить к неблагоприятным последствиям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании прокурор просит прекратить производство по делу в связи с отказом от заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, так как Я* с Дата обезличена 2011 года утратила статус юридического лица.
В судебном заседании представителя Администрации Поназыревского муниципального района Поназырева С.А. и Парфенова Н.А. просили принять отказ от иска.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ заявитель вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска… выражен в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу. При отказе истца от иска и принятии его судом… суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В силу ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Отказ прокурора от заявленных требований по данному гражданскому делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, при таких обстоятельствах суд принимает отказ прокурора от заявленных требований о признании бездействия администрации Поназыревского муниципального района по организации оказания скорой медицинской помощи в Я*, а именно обеспечения своевременной и надлежащей транспортировки больных, нуждающихся в экстренной стационарной помощи, незаконным. Обязании администрация Поназыревского муниципального района, организовать и обеспечить своевременную и надлежащую транспортировку больных, нуждающихся в экстренной стационарной помощи в Я* в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, сторонам разъяснены.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220-221 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Поназыревского района к Администрации Поназыревского муниципального района, Я* о признании бездействия администрации Поназыревского муниципального района по организации оказания скорой медицинской помощи в Я*, а именно обеспечения своевременной и надлежащей транспортировки больных, нуждающихся в экстренной стационарной помощи, незаконным. Обязании администрацию Поназыревского муниципального района, организовать и обеспечить своевременную и надлежащую транспортировку больных, нуждающихся в экстренной стационарной помощи в Я* в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, прекратить.
Сторонам разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в 10-дневный срок.
Судья : С.Ю. Жохова