О признании действий работодателя незаконными, о взыскании невыплаченных сумм премий, обязании произвести перерасчет выходного пособия



Гр. дело № 2-167/2011 г.

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2011.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

20 июня 2011 г. г. Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Фазлиевой О.Ф.,

при секретаре Шамбер И.А.,

с участием: истцов Коробейниковой Т.М., Пугачевой Л.А., Галкиной А.В., Ильиных Е.Н., Яковлева А.А.,

представителя истцов Бойко Ю.В.,

представителя ответчика войсковой части 23326-3 Минаева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Полярнозоринского районного суда гражданское дело по иску Коробейниковой Т.М., Пугачевой Л.А., Пугачева С.И., Галкиной А.В., Ильиной Е.Н., Яковлева А.А. к войсковой части 23326-3 г.Мончегорска и Управлению финансового обеспечения Министерства обороны РФ в Мурманской области о признании действий работодателя, связанных с невыплатой премий по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, незаконными, о взыскании невыплаченных сумм премий, обязании произвести перерасчет выходного пособия,

УСТАНОВИЛ:

Коробейникова Т.М., Пугачева Л.А., Пугачев С.И., Галкина А.В., Ильина Е.Н., Яковлев А.А. обратились в суд с иском к войсковой части 23326-3 г.Мончегорска о признании действий работодателя, связанных с невыплатой премий по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, незаконными, о взыскании невыплаченных сумм премий, обязании произвести перерасчет выходного пособия, индексации невыплаченных сумм.

В исковом заявлении истцы указали наименование ответчика - «войсковая часть 13690 (23326-3)». В судебном заседании из объяснений представителя ответчика Минаева А.А. установлено, что войсковая часть 13690 была переименована в войсковую часть 23326-3 и осуществляет свою деятельность в настоящее время под этим номером. В связи с изложенным, суд учитывает наименование ответчика по состоянию на дату рассмотрения дела судом.

В обоснование иска истцы указали, что до 01.12.2010 они состояли в трудовых отношениях с войсковой частью №** и исполняли свои обязанности. Приказом командира войсковой части №** от 30.11.2010 №** они были уволены по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией войсковой части.

В январе 2011 г. им стало известно о том, что лицам, которые были переведены при ликвидации войсковой части №** в другую войсковую часть, была выплачена квартальная премия за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 г. на основании Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010. При этом уволенным сотрудникам, которые осуществляли трудовую деятельность в этот период, премия не начислялась и не выплачивалась.

Кроме того, в феврале 2011 г. при подготовке иска в суд им стало известно о том, что в 2009 г. и в 2010 г. на основании Приказа Министра обороны РФ от 28.03.2009 №115 им также должны были выплачивать аналогичные премии по итогам работы за квартал. Они (истцы) таких премий не получали.

Истцы считают, что работодатель нарушил их трудовые права, незаконно лишив премиальных выплат, на получение которых они имели право. Кроме того, работодатель в нарушение пункта 43 Отраслевого соглашения, заключенного между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных сил РФ и Министерством обороны РФ на 2008-2010 гг., не информировал их об издании приказов, устанавливающих порядок и условия премирования, применения стимулирующих выплат и оказания материальной помощи.

На основании изложенного истцы просили суд признать действия работодателя, связанные с невыплатой премий по приказам Министра обороны РФ от 28.03.2009 №115 и от 26.07.2010№1010, незаконными, обязать ответчика выплатить премии за 2009-2010 гг., обязать ответчика произвести перерасчет выходного пособия и проиндексировать невыплаченные суммы премий и выходного пособия.

В судебном заседании 19.05.2011 по ходатайству истцов к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ в Мурманской области (далее по тексту – УФО), поскольку предметом настоящего спора являются однородные права и обязанности как войсковой части 23362-3, осуществлявшей до 01.01.2011 начисление и выплаты причитающихся лицам ликвидированной войсковой части сумм, так и Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ в Мурманской области, которое выполняет указанные функции в настоящее время.

В судебном заседании истцы Коробейникова Т.М., Пугачева Л.А., Галкина А.В., Ильиных Е.Н., Яковлев А.А. отказались от требования о признании неправомерным бездействия командира войсковой части по обстоятельствам невыплаты каждому из них квартальных премий в 2009-2010 гг. на основании приказа Министра обороны РФ от 28.03.2009 №115 и обязании произвести выплату указанных премий, а также от требования об индексации невыплаченных сумм премий на основании пункта 50 Отраслевого соглашения, заключенного между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных сил РФ и Министерством обороны РФ на 2008-2010 гг., что оформили заявлением, приобщенным к материалам дела.

Также истцы уточнили исковое требование об обязании ответчиков произвести начисление и выплату квартальной премии за 4 квартал 2010 г. на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 и просили возложить эти обязанности на войсковую часть 23326-3 и УФО Мурманской области солидарно.

Кроме того, истцы обратили внимание суда на то обстоятельство, что у командования войсковой части 23326-3 не было оснований для лишения их указанной премии, дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей, а также нарушений финансово-экономической и финансовой деятельности они не допускали.

Истцам достоверно известно о том, что лица гражданского персонала, которые до 01.12.2010 работали в восковой части и были приняты (переведены) на работу в войсковую часть 23326-3 получили премии, установленные приказом Министра обороны от 26.07.2010 №1010 за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 в полном объеме, тогда как уволенные лица были незаконно лишены премий за отработанный период времени.

Истец Пугачев С.И. в судебное заседание не явился, просил суд о допуске к участию в деле в качестве представителя Бойко Ю.В., а также ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, о чем представил суду заявление.

Представитель истцов Бойко Ю.В., допущенный к участию в деле по заявлению истцов Коробейниковой Т.М., Пугачевой Л.А., Галкиной А.В., Ильиной Е.Н., Яковлева А.А., а также по письменному заявлению Пугачева С.И., в порядке, предусмотренном ч.6 ст.53.ГПК РФ, измененные исковые требования истцов поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что 30.11.2010 все истцы были уволены из войсковой части №** в связи с ликвидацией учреждения. В конце января 2011 г. истцам стало известно о том, что лицам гражданского персонала войсковой части 23326-3 была выплачена премия за 4 квартал 2010 г. на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010. Согласно указанному приказу премии должны получить все работники, если они не имеют дисциплинарных взысканий и нарушений трудовой дисциплины. Ликвидация войсковой части не является основанием для невыплаты уволенным сотрудникам премии за период их работы.

Представитель ответчика войсковой части 23326-3 Минаев А.А., осуществляющий полномочия на основании доверенности от 01.12.2010, в судебных заседаниях 19.05.2011 и 20.06.2011 исковые требования истцов не признал, пояснил, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 производилось в пределах объемов бюджетных средств на основании приказов командиров войсковых частей. В отношении истцов такого рапорта от командира войсковой части №** не поступало.

Лица гражданского персонала, работающие в войсковой части 23326-3 по состоянию на январь 2011 г. получили выплаты на основании приказа командира войсковой части 23326-3 №** после фактического выделения денежных средств и получения разрешения на их выплату.

Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определялись в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей.

Телеграфное распоряжение начальника штаба войсковой части №** с установлением порядка выплаты от 27.11.2010 поступило в войсковую часть 13690 29.11.2010, а 15.12.2010 в вышестоящее командование было направлено ходатайство о выделении денежных средств на премирование лиц гражданского персонала войсковой части 23326-3, утвержденное начальником финансового органа войсковой части №**. 21.01.2011 командиром войсковой части 23326-3 был издан приказ №** о выплате гражданскому персоналу вознаграждения, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26.07.2011 №1010.

Поскольку распоряжение об установлении выплат, а также приказ командира о премировании состоялись после увольнения истцов, выплата премии им не положена.

Представитель ответчика обратил внимание суда на то обстоятельство, что выплаты, предусмотренные приказом министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, не являются премиями, а представляют собой дополнительное материальное стимулирование работников, при этом не являются обязательными и не входят в систему оплаты труда лиц гражданского персонала войсковых частей.

В соответствии со ст.140 ТК РФ и ст. 178 ТК РФ истцам при увольнении были выплачены все суммы, причитающиеся им в соответствии с трудовым законодательством, выплата иных сумм не предусмотрена.

Кроме того, представитель ответчика обратил внимание суда на истечение срока давности обращения истцов в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Представитель УФО Мурманской области в судебное заседание не явился, был должным образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается уведомлением о вручении судебного письма (л.д.222). Об уважительных причинах неявки ответчик суду не сообщил, о рассмотрении дела без его участия не просил.

В порядке, предусмотренном ч.4 и ч.5 ст.167 УК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Пугачева С.И. и представителя ответчика УФО Мурманской области.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Коробейниковой Т.М., Пугачевой Л.А., Пугачева С.И., Галкиной А.В., Ильиной Е.Н., Яковлева А.А. не подлежащими удовлетворению.

Часть 1 статьи 128 ТК РФ определяет заработную плату работников как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 10.11.2008 №555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и др. учреждений, которое распространялось, в том числе, на истцов в период их работы в войсковой части №**. Согласно разделу 3 Положения система оплаты труда лиц гражданского персонала состоит из должностных окладов (тарифных ставок), выплат компенсационного характера, выплат стимулирующего характера, к числу которых отнесены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

За своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы воинской части (подразделения) производится выплата премии по результатам работы за месяц и квартал (пункт 82 Положения), а также за добросовестное выполнение должностных обязанностей установлено единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года (пункт 85 Положения). Иные виды выплат стимулирующего характера, премий могут быть установлены коллективными договорами, иными локальными нормативными актами, положениями об оплате труда, принятыми в войсковых частях в соответствии с нормами трудового законодательства (пункт 98 Положения).

В войсковой части №** система оплаты труда лиц гражданского персонала, включающая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования установлена трудовыми договорами с работниками, коллективным договором и приложениями к нему.

Как следует из объяснений истцов и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, в войсковой части №** было принято Положение о премировании рабочих и служащих за основные результаты трудовой деятельности, являющееся приложением к Коллективному договору. Аналогичное Положение действует в войсковой части 23326-3 (л.д.176-177). Этим Положением предусмотрено, что лицам гражданского персонала войсковых частей выплачивались премии за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы войсковой части по результатам работы за месяц и квартал, а также единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год.

Из приведенных норм следует, что иные виды премий, представляющие собой дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала, Положением, Коллективным договором и иными нормативными актами не предусмотрены, не входят в систему оплаты труда и не являются обязательными.

Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил РФ» утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии лицам гражданского персонала вооруженных сил РФ.

Согласно пункту 1 указанного порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов вооруженных сил, военных округов, флотов, родов войск вооруженных сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций вооруженных сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (пункт 2 Порядка).

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, неиспользованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций вооруженных сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт порядка).

Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях вооруженных сил – на основании приказов командиров (начальников, руководителей).

Согласно пункту 6 Порядка издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании предоставляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций вооруженных сил, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава.

Из приведенных выше норм следует, что премия лицам гражданского персонала, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, выплачивается за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала, не входит в систему оплаты труда лиц гражданского персонала и не является обязательной.

Судом установлено, что истцы Коробейникова Т.М. (с 01.02.2009), Пугачева Л.А. (с 25.09.1989), Пугачев С.И.(с 01.01.1983), Галкина А.В. (с 01.07.2002), Ильина Е.Н. (с 02.10.1989), Яковлев А.А.(с 1983 г.) до 30.11.2010 состояли в трудовых отношениях с войсковой частью №** и исполняли трудовые обязанности по должностям гражданского персонала.

С 01.01.2010 финансовое обеспечение войсковой части №** осуществлялось Филиалом Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть №** войсковой частью №**, что следует из Положения о ФБУ – войсковая часть №**, а также приказа командира войсковой части №** от 30.12.2009 №** с перечнем воинских частей, зачисленных на финансовое обеспечение в Филиалы ФБУ (л.д.157,158,159).

30.11.2010 все истцы были уволены по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией предприятия – войсковой части №**. При увольнении истцам в соответствии со ст.ст.140, 178 и 318 ТК РФ были произведены все причитающиеся им от работодателя выплаты, а также выплачено выходное пособие.

Правомерность ликвидации войсковой части, а также процедура увольнения в судебном заседании истцами не оспаривались, соответствующие исковые требования ими не заявлялись.

29.11.2010 в войсковую часть 23326-3 поступило телеграфное распоряжение от 27.11.2010 о выплате дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, при этом командиры воинских частей были обязаны в срок до 10.12.2010 представить через финансово-экономическое управление Ленинградского военного округа на согласование суммы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование (л.д.161-162).

15.12.2010 командиром войсковой части 23326-3 в адрес командира войсковой части №** было направлено ходатайство о распределении денежных средств на выплату заработной платы высвободившихся в результате сокращения численности личного состава в пределах доводимых на финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала, на выплату дополнительного материального стимулирования (выплату премий) лицам гражданского персонала на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 (л.д.171).

После получения соответствующего разрешения командиром войсковой части 23326-3 был издан приказ от 21.01.2011 №** об установлении дополнительной выплаты гражданскому персоналу войсковой части 23326-3 по результатам работы за 2010 г., на основании которого были произведены соответствующие выплаты (л.д.178-179).

Поскольку истцы не состояли в штате войсковой части 23326-3 по состоянию на 21.01.2011, решение о выплате им дополнительного материального стимулирования в виде премии не было принято.

Командир войсковой части №**, в которой истцы исполняли трудовые обязанности, в установленном порядке соответствующего приказа о выплатах не издавал, иные руководители подразделений рапорты о премировании истцов не подавали, поскольку на момент принятия решения о выплатах войсковая часть №** уже была ликвидирована, командир войсковой части №** утратил статус руководителя и полномочия на издание соответствующего приказа.

Таким образом, правовые основания для выплаты истцам премии, которая представляет собой дополнительное материальное стимулирование, не входит в систему оплаты труда, выплачивается за счет высвобождаемых от увольнения работников денежных средств, у командира войсковой части 23326-3 отсутствовали.

В связи с изложенным исковые требования истцов о признании действий работодателя, связанных с невыплатой премий по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, незаконными, о взыскании невыплаченных сумм премий, обязании произвести перерасчет выходного пособия суд считает не подлежащими удовлетворению.

Доводы истцов о том, что бывшие работники войсковой части №**, с 01.12.2010 состоящие в штате войсковой части 23326-3, получили премию, предусмотренную Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, в полном объеме, не имеют значения для разрешения спора по существу, поскольку по состоянию на дату издания приказа о премировании указанные лица являлись лицами гражданского персонала войсковой части 23326-3 и в отношении них командиром этой войсковой части было принято обоснованное решение о премировании.

Кроме того, в судебном заседании истцы настаивали на том, что премия, предусмотренная Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, выплачивается по итогам работы за 4 квартал 2010 г. и они имеют право на выплату этой премии за фактически отработанное в четвертом квартале время, т.е. с 01.10.2010 по 30.11.2010. Приведенное суждение является ошибочным и не основано на нормах Приказа.

Из текста и смысла приказа не следует, что дополнительное материальное стимулирование (премии) лицам гражданского персонала выплачивается по итогам работы за какой либо определенный период и пропорционально отработанному времени. Предусмотренный порядок выплаты премии ежеквартально не свидетельствует о том, что премия выплачивается за работу в течение квартала.

Кроме того, дополнительные выплаты преследуют цель усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества работы, развития активности, инициативы работников, эффективной реализации поставленных целей и задач, повышения профессиональной культуры работников, добросовестного отношения к труду и т.д. Назначение этих выплат свидетельствует о неопределенном временном периоде, за который может производиться выплата. Временной промежуток, за который производится выплата, определяется работодателем при издании приказа о премировании.

Представитель ответчика обратил внимание суда, на то, что истцами был пропущен установленный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров. Указанный довод не имеет правового значения для принятия настоящего решения при отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов.

Вместе с тем, суд считает, что срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора истцами не пропущен, поскольку они были уволены 30.11.2010 и не могли достоверно знать о сроке издания приказа о премировании (21.01.2011) и фактической выплате премии другим работникам. Указанные обстоятельства стали им известны после 21.01.2011, когда премия была выплачена действующим работникам войсковой части.

Истцы обратились в суд 21.04.2011, т.е. в пределах установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд за разрешением трудового спора.

Приказы командиров войсковых частей, телеграмма, приобщенные к материалам дела, изученные судом в ходе судебного разбирательства, решения представлены ответчиком в световых копиях, однако истцы и их представитель не оспаривали их подлинность. У суда отсутствуют основания не доверять этим документам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Коробейниковой Т.М., Пугачевой Л.А., Пугачева С.И., Галкиной А.В., Ильиной Е.Н., Яковлева А.А. к войсковой части 23326-3 г.Мончегорска и Управлению финансового обеспечения Министерства обороны РФ в Мурманской области о признании действий работодателя, связанных с невыплатой премий по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, незаконными, о взыскании невыплаченных сумм премий, обязании произвести перерасчет выходного пособия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.Ф. Фазлиева