О признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из района Крайнего Севера



Дело № 2-272/2011

Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Полярные Зори                                                               14 июля 2011 года

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ложкиной Н.Б.,

при секретаре Французовой И.Л.,

с участием истца Борисовой Н.С. и ее представителя адвоката Гориславской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Н.С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Полярные Зори и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

Борисова Н.С. обратилась с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Полярные Зори и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.

Свои требования мотивирует тем, что фактически проживает в районах Крайнего Севера с 1977 года, имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера более 20 лет, другого жилья на территории Российской Федерации не имеет.

По семейным обстоятельствам в 1995 году выехала в в другую область в целях лечения несовершеннолетней дочери, ***, которое было сложным, длительным, и требовало проживания в непосредственной близости от медицинского учреждения *** Осуществить лечение дочери по месту постоянного жительства в г.Полярные Зори было невозможно.

После окончания лечения в 1999 году вернулась в г.Полярные Зори, где устроилась на работу, зарегистрировалась по месту жительства по новому адресу, где и проживает по настоящее время, с работы уволилась в связи с выходом на пенсию.

***

В ноябре 2009 года она (Борисова) обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Полярные Зори по вопросу предоставления ей жилищной субсидии для выезда из районов Крайнего севера. В декабре 2009 года она обратилась с заявлением на переселение из районов Крайнего Севера, предоставив соответствующие документы. Уведомлением от 02 февраля 2010 года в постановке на учет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ей отказало, посчитав, что она прибыла в районы Крайнего Севера позднее 01 января 1992 года. С отказом она не согласна, так как считает, что право на получение жилищной субсидии наступило у нее до отъезда в в другую область.

Истец Борисова Н.С. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в дополнение пояснила, что в летом 1995 года она уволилась с работы, продала квартиру, в которой проживала в г.Полярные Зори по <адресу №>, и вместе с несовершеннолетней дочерью гр.А, выехала в другую область, где они проживали в квартире №**, расположенной в доме №** по <адресу №>, ***. Выезд носил временный характер, поскольку провести лечение дочери в медицинском учреждении г.Полярные Зори было невозможно, и его проведение требовало проживания в непосредственной близости от медицинского учреждения, осуществлявшего лечение, поскольку процедуры *** проводились дочери один раз в неделю.

В 1997 году дочери была сделана операция, реабилитационный период длился в течение двух лет, в который требовалось регулярное посещение врачей той же клиники. При этом весь период лечения *** она находилась под постоянным наблюдением врачей.

Поскольку лечение было платным в целях его оплаты ею была продана квартира, в которой она ранее проживала в г.Полярные Зори, расположенная по <адресу №>.

После окончания лечения она вместе с дочерью вернулась в г.Полярные Зори, где дочь окончила школу, а она устроилась на работу и проживает до настоящего времени. После возвращения ей сначала была предоставлена комната в общежитии, расположенном по <адресу №>, а затем по договору социального найма квартира №**, расположенная в дома №** по <адресу №>, в которой она в настоящее время и проживает. Дочь обучается в высшем учебном заведении в другом городе.

Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель истца адвокат Гориславская Т.А. поддержала заявленные истцом требования, пояснила, что условия и порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, регулируются федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153.

В соответствии с указанными нормативными актами, право на участие в подпрограмме имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и Приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах РФ и нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели.

Истец Борисова Н.С. прибыла в г.Полярные Зори Мурманской области в 1977 году, имеет продолжительность стажа работы более 15 календарных лет, не имеет другого жилья в РФ и не получала субсидий. Выезд в период с 1995 по 1999 года носил временный характер и был обусловлен необходимостью лечения несовершеннолетней дочери. После окончания лечения истец Борисова Н.С. вместе с дочерью вернулась в г.Полярные Зори Мурманской области, где проживает в настоящее время.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Полярные Зори (далее КУМИ г.Полярные Зори) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, просит исключить администрацию КУМИ г.Полярные Зори из числа лиц, участвующих в деле, как заявленного в качестве ответчика без достаточных оснований, так как с заявлением Борисова Н.С. обращалась в Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, а не в КУМИ г.Полярные Зори.

Представитель Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указывает, что возражает против удовлетворения заявленных Борисовой Н.С. требований, так как положениями действующего законодательства вопрос предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из Районов Крайнего Севера, а затем вновь вернувшимся для постоянного проживания после 1992 года, не урегулирован.

Выслушав истца Борисову Н.С. и ее представителя, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных данным постановлением, предусмотрено право указанных граждан на участие в подпрограмме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2002 года N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.2002 N 879 утвердило «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Указанное постановление регулирует вопросы постановки граждан на учет, ведения очередности и формирования списка лиц, желающих выехать из Мурманской области и имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

С января 2003 года вопросы постановки на учет жителей Мурманской области, желающих выехать за ее пределы и имеющих право на получение жилищных субсидий, отнесены к компетенции Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, которое уполномочено осуществлять реализацию на территории Мурманской области Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

В судебном заседании установлено, что в декабре 2009 года истец Борисова Н.С. обратилась в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области с заявлением и необходимыми документами для постановки на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами Мурманской области за счет средств федерального бюджета, в рамках правоотношений по реализации постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879.

По итогам рассмотрения заявления и документов Борисовой Н.С. решением Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от 27 января 2010 года в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья в регионах с благоприятными климатическими условиями отказано в связи с тем, что в районы Крайнего Севера она прибыла позднее 01 января 1992 года.

Вместе с тем, истица отстаивает свое право на получение жилищной субсидии для переселения с Севера в рамках ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Таким образом, предметом рассмотрения иска является вопрос о том, подлежит ли Борисова Н.С. включению в круг лиц, попадающих под действие вышеуказанного закона.

Круг лиц, на которых в соответствии с законом выделяются жилищные субсидии за счет средств федерального бюджета, указан в преамбуле закона.

Это граждане Российской Федерации двух категорий: выезжающие из районов Крайнего Севера; выехавшие из указанных районов не ранее 1 января 1992 года.

Отнесение граждан к одной из категорий определяется местом их постоянного проживания на момент постановки на учет (пункт 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879).

Из материалов дела следует, что Борисова Н.С. на момент подачи заявления постоянно проживает на территории Мурманской области, что является основанием для отнесения ее к гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.

Статьей 1 закона установлено, что выезжающие с Севера граждане имеют право на получение жилищных субсидий при наличии следующих оснований: прибыли в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года; отработали в районах Крайнего Севера не менее 15 лет; не имеют жилья в других регионах РФ.

Из копии трудовой книжки следует, что общий трудовой стаж истца Борисовой Н.С. в районах Крайнего Севера начинается с 1977 года. Согласно имеющейся записи, 01 августа 1977 года она была принята на работу. Впоследствии работала на иных предприятиях и в организациях Мурманской области до 10 июня 1995 года, когда была уволена по собственному желанию по уходу за ребенком до 14 лет, а затем в период с 01 октября 1999 года и по 16 января 2007 года, когда она была уволена по собственному желаю в связи с выходом на пенсию, что составляет более 15 лет.

Согласно справке, представленной Управлением пенсионного фонда в РФ в г.Полярные Зори, трудовой стаж истца в районах Крайнего севера составляет 20 лет 15 дней.

Истец с 10 августа 1977 года по 02 февраля 1978 года проживала по <адресу №>; с 02 февраля 1978 года по 11 января 1989 года – по <адресу №>, с 12 января 1989 года по 27 мая 1995 года – по <адресу №>; с 16 ноября 1999 года по 04 декабря 2001 года – по <адресу №>; с 04 декабря 2001 года по 10 апреля 2009 по <адресу №>; с 10 апреля 2009 по настоящее время по <адресу №>, что подтверждается справкой формы № 9, поквартирными карточками на вышеуказанные жилые помещения, а также сведениями, представленными Межрайонным отделом в г.Кандалакша территориальным отделением в г.Полярные Зори Управления Федеральной миграционной службы.

Из справки формы №9 также следует, что в период с 27 января 1995 года по 16 ноября 1999 года Борисова Н.С. выписывалась в другую область.

В вышеуказанный период в другой области истец Борисова Н.С. проживала в квартире №**, расположенной в доме №** по <адресу №>, которая, согласно свидетельства о праве на наследство по завещанию, принадлежала на праве собственности несовершеннолетней дочери истца гр.А 11 августа 2000 года данная квартира была продана, что подтверждается договором купли-продажи. При этом на момент заключения сделки купли-продажи – 11 августа 2000 года, дочь истца гр.А являлась несовершеннолетней.

При этом, со слов истца, выезд их носил временный характер и был связан с объективными семейными обстоятельствами – необходимостью лечения несовершеннолетней дочери гр.А, **** года рождения.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются объяснениями истца, а также справкой медицинского учреждения от 16 июня 2011 года, из которой следует, что в 1994 году гр.А была проконсультирована в данном медицинском учреждении и ей был установлен диагноз – ***, с сентября 1995 года по март 1997 года она постоянно наблюдалась и проходила курсы лечения ***. Рекомендовано послеоперационное наблюдение и реабилитация *** течение 2 лет. С диспанцерного учета гр.А была снята в 1999 году в связи с практическим восстановлением *** и отъездом на постоянное место жительства в Мурманскую область.

Согласно справке, представленной ФМБА России ФГУЗ МЧС-118, в г.Полярные Зори в период с 1995 по 1997 года в МСЧ-118 не было возможности провести вышеуказанное лечение гр.А

Факт отсутствия у Борисовой Н.С. жилья в других регионах подтверждается сведениями, представленными Управлением Росреестра по Ленинградской области, а также Управлением Росрееста по г.Санкт-Петербургу. Наличие у дочери истца в собственности жилого помещения в другой области нельзя расценивать как факт наличия у истца жилого помещения в другом регионе, поскольку указанное жилое помещение находилось в собственности не истца Борисовой Н.С., а ее несовершеннолетней дочери, получена квартира была в порядке наследования. При этом суд руководствуется положениями ч.3 ст.60 Семейного Кодекса РФ, в соответствии с которой ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно сообщению УФМС России, истец Борисова Н.С. не значиться зарегистрированной по месту жительства (месту пребывания), либо снятой с регистрационного учета по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч.1 ст.1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).

Из письма администрации Санкт-Петербурга следует, что истец Борисова Н.С. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а также в качестве нуждающейся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан не состояла и не состоит, что свидетельствует о том, что Борисова Н.С., проживая в другой области на момент вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не воспользовалась своим правом на получение жилищной субсидии.

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Из смысла данной статьи следует, что гражданин имеет только одно место жительства, которым у истца, как установлено, являлся и является г.Полярные Зори Мурманской области.

Отсутствие у истца регистрации в спорный период в г.Полярные Зори Мурманской области, также как и осуществление ею трудовой деятельности в период с 11 сентября 1995 года по 28 сентября 1999 года на предприятиях другой области, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения прав и свобод истца Борисовой Н.С., поскольку выезд истца в другую область носил временный характер и был обусловлен объективными семейными обстоятельствами – необходимостью лечения несовершеннолетней дочери. При этом поскольку период лечения был длительным – более четырех лет, осуществление истцом Борисовой Н.С. трудовой деятельности по месту лечения дочери в другой области также обусловлено объективными причинами.

Жилищная субсидия на приобретение жилья в климатически благоприятных регионах России является специальным видом государственной финансовой поддержки, и предоставляется гражданам как особый вид повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием на севере, что подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года, в котором указано, что федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера как жилищная субсидия, вправе определять и условия ее возникновения. В связи с недостаточностью бюджетных средств выделяемых на переселение, а также необходимостью первоочередного решения вопросов социальной поддержки особо нуждающихся граждан, проработавших в районах Крайнего Севера более длительное время, законодатель может устанавливать не только повышенные гарантии и компенсации за труд и проживание в экстремальных условиях, Севера, но и условия их наступления. В определении Конституционного Суда РФ от 23.01.2003 № 38-0 также подтверждено право законодателя при выделении бюджетных средств, предусматривать специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.

На основании изложенного, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд находит установленным и доказанным тот факт, что выезд истца с 1995 по 1999 год в другую область носил временный характер, и приходит к выводу о том, что временный выезд из районов Крайнего Севера в силу действующего законодательства Российской Федерации не лишает истца права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в районах с благоприятными климатическими условиями.

Учитывая, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Полярные Зори не причастен к отказу истцу Борисовой Н.С. в постановке ее на учет, суд считает, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Полярные Зори в качестве ответчика по делу следует освободить.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Борисова Н.С. обладает правом на получение жилищной субсидии, ее иск к Министерству строительства и территориального развития Мурманской области подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197 и 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисовой Н.С. удовлетворить.

Признать за Борисовой Н.С. право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.Б. Ложкина