Гр. дело № 2-41/2011.
Мотивированное решение изготовлено 02.03.2011.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2011 года г.Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Сапуновой М.Ю.,
при секретаре Десятниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глорио Т.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Полярные Зори об изменении договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Глорио Т.Н. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Полярные Зори (далее – КУМИ) об изменении договора социального найма жилого помещения. В обоснование иска указала, что 21.02.1989 между ней и ЖКО *** был заключен договор социального найма жилого помещения по <адрес №>. В паспорте жилого помещения, являющегося приложением к договору, указаны технические характеристики жилого помещения***. Указанным жилым помещением она пользуется с 1989 года и по настоящее время, перепланировок, дополнительного установления сантехнического оборудования не осуществляла.
15.10.2010 между ней и КУМИ был заключен договор социального найма №** жилого помещения по <адрес №>. В паспорте жилого помещения, являющегося приложением к договору, указаны технические характеристики жилого помещения***. Данный паспорт составлен на основании Акта приема-передачи жилого помещения от 05.08.2010, однако, в действительности ни 05.08.2010, ни 15.10.2010 ответчиком квартира не осматривалась. Жилое помещение мойкой и водоотведением от мойки не оборудовано, в санитарном узле установлен унитаз и смывной бачок модель которых не указана и неизвестна. Договор социального найма от 15.10.2010 подписывался ею (Глорио Т.Н.) в спешке перед отъездом в другой город, в связи с чем она не заметила указанного несоответствия.
01.11.2010 КУМИ получено её письмо с просьбой о внесении изменений в договор социального найма в части исправления ошибок в паспорте жилого помещения, однако, до предъявления иска в суд ответ ею не получен.
Поскольку паспорт жилого помещения является неотъемлемой частью договора социального найма и определяет его предмет, указание в паспорте технических характеристик квартиры, не соответствующих действительным является нарушением существенного условия договора найма – ошибкой объекта.
На основании изложенного истец просила признать незаконным акт приема-передачи жилого помещения и обязать ответчика внести изменения в договор социального найма жилого помещения от 15.10.2010 №**, а именно, изменить приложение №** к договору «Паспорт жилого помещения» исключив из описания санитарно-технического оборудования квартиры мойку, указав, что квартира оборудована унитазом без указания его модели.
Определением суда от 26.01.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены администрация муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией (далее – Администрация) и Глорио А.С..
Истец Глорио Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия, на иске настаивала, о чем в материалах дела имеется телефонограмма (л.д. 42)
Ответчик о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя КУМИ, направил в суд письменные возражения на иск, в которых указал, что на заявление Глорио Т.Н. от 01.11.2010 КУМИ дан ответ 21.11.2010 о допущенной технической ошибке в паспорте жилого помещения. Специалистами КУМИ было подготовлено дополнительное соглашение к договору социального найма от 15.10.2010 №**, а именно, внесены изменения в паспорт жилого помещения, где указано, что санитарный узел оборудован унитазом и смывным бачком, а прихожая оборудована мойкой, для подписания дополнительного соглашения истцу было предложено прибыть в КУМИ. Ответ получен истцом 27.12.2010. Дата подписания акта приема-передачи не имеет значения, поскольку Глорио Т.Н. пользуется указанным жилым помещением непрерывно с 08.02.1989 до настоящего времени. На основании изложенного просили в иске Глорио Т.Н. отказать (л.д. 70).
Представитель третьего лица Администрации о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление, в котором указал, что доводы, изложенные в отзыве КУМИ на иск поддерживает, просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 68).
Третье лицо ООО «Норд-Сервис» о месте и времени его проведения извещено надлежащим образом, представитель третьего лица в судебное заседание не явился, направил в суд письменное заявление, в котором указал, что не является стороной договора социального найма, в связи с чем не вправе входить в оценку правомерности исковых требований, просил рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо Глорио А.С. извещен о дате, месте и времени проведения судебного заседания, возражений по существу заявленных требований не представил, своего представителя в суд не направил (л.д.41).
В соответствии с ч. 4,5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, нахожу заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 671 ГК РФ ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Предметом договора социального найма жилого помещения является жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) (ч. 1 ст. 62 ЖК РФ). Характеристики предмета договора найма содержатся в техническом паспорте жилого помещения, и являются существенным условием договора найма, изменение характеристик жилого помещения либо (в том числе, в части его санитарно-технического оборудования) влечет изменение предмета договора.
Изменения договора социального найма жилого помещения производятся в соответствии с требованиями ст.ст. 450-452 ГК РФ.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен не только в результате существенного нарушения условий договора, но и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Судом из материалов дела установлено, что квартира №** в доме №** по <адрес №> предоставлена Глорио Т.Н. на основании решения Полярнозоринского поселкового Совета народных депутатов от 31.01.1989 на семью из трех человек – на неё, её сына – гр.Д и дочь гр.Ж, о чем выдан ордер №** от 08.02.1989. 21.02.1989 между Глорио Т.Н. и ЖКО *** заключен договор социального найма указанной квартиры (л.д. 7-8, 60). В соответствии с условиями договора социального найма от 21.02.1989 нанимателю Глорио Т.Н. и членам её семьи предоставлено изолированное жилое помещение, *** по <адрес №>, характеристика и техническое состояние предоставляемого жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования указаны в прилагаемом паспорте (п. 1 договора от ****, л.д. 7). В паспорте жилого помещения, приложенном к данному договору указано, что квартира имеет санитарный узел, оборудованный унитазом и смывным бачком (модель унитаза при этом не указана), жилое помещение оборудовано водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией, отоплением, центральным электроосвещением; указание на то, что санитарный узел либо прихожая жилого помещения оборудованы мойкой отсутствует (л.д. 9)
гр.Ж снята с регистрационного учета по <адрес №> 26.10.2004 в связи с выездом к новому месту жительства, в настоящее время в квартире зарегистрированы Глорио Т.Н. и Глорио А.С. (л.д. 61-62).
Жилищный фонд *** при её реорганизации был передан администрации г.Полярные Зори. В настоящее время собственником данного жилого помещения является муниципальное образование г.Полярные Зори с подведомственной территорией. Права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляет муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Полярные Зори, который осуществляет управление и распоряжение объектами муниципальной собственности и заключает договоры в отношении муниципального имущества, в том числе выступает наймодателем по договорам социального найма.
Между Глорио Т.Н. и новым наймодателем муниципального жилого фонда КУМИ заключен договор от 15.10.2010 №** социального найма жилого помещения по <адрес №>, в соответствии с п. 2 которого характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения (л.д. 10). При этом в паспорте жилого помещения, являющегося приложением №** к договору указано, что санитарный узел квартиры оборудован унитазом "К", смывным бачком и мойкой.
Из искового заявления, а также из заявления Глорио Т.Н. от 01.11.2010 в адрес КУМИ следует, что при получении истцом указанной квартиры в 1989 году, в жилом помещении отсутствовала мойка и водоотведение от неё, в санитарном узле квартиры был установлен унитаз, наименование модели которого не указано, и смывной бачок (л.д. 4, 14-15). Данный факт подтверждается паспортом жилого помещения, составленным при передаче квартиры Глорио Т.Н. по договору социального найма от 21.02.1989, где отсутствует указание на модель установленного унитаза и на оборудование квартиры мойкой.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).
В письменных возражениях на иск, представленных суду КУМИ содержится ссылка на техническую ошибку, допущенную сотрудниками КУМИ при составлении приложения №** к договору социального найма от 15.10.2010 №**, указано, что санитарный узел квартиры истца оборудован унитазом (без указания наименования "К") и смывным бачком, прихожая оборудована мойкой. Таким образом, ответчик не отрицал, что установленный в санитарном узле квартиры истца унитаз не имеет наименования. Однако, возражая против исковых требований, КУМИ не представил суду доказательства оборудования спорной квартиры мойкой, установленной в прихожей.
К отзыву КУМИ приложена копия письма от 24.11.2010 исх. №**, направленная ответчиком в адрес Глорио Т.Н., из которого следует, что приложение №** «Паспорт жилого помещения» к договору социального найма от 15.10.2010 №** составлено на основании технического паспорта жилого дома выполненного Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации, из которого следует, что квартира истца оборудована мойкой, расположенной в прихожей (л.д. 72). Однако, доказательства соответствия сведений, указанных в техническом паспорте жилого дома фактическому наличию санитарно технического оборудования в квартире №** дома №** по <адрес №> ответчиком не представлены.
При подготовке дела к судебному разбирательству, а также после получения вышеуказанного отзыва КУМИ суд предлагал ответчику представить доказательства в обоснование возражений по заявленным требованиям. В частности, ответчику дважды предлагалось представить суду план-экспликацию жилого помещения по <адрес №> сведения о комплектации данной квартиры санитарным оборудованием по состоянию на 21.02.1989 (вид, количество единиц, наименования), сведения о проведенных перепланировках данного жилого помещения, замене и дополнительном установлении санитарно-технического оборудования в данной квартире за период с 1989 по 2010 г.г. (с приложением надлежаще заверенных копий подтверждающих документов); пояснения о фактическом наличии и наименовании единиц санитарного оборудования, имеющихся в жилом помещении истца, технический паспорт жилого дома №** по <адрес №>, что подтверждается определением о принятии иска к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении судебного заседания, письмами суда в адрес ответчика, которые ответчиком получены (л.д. 1-2, 28-29, 39, 75).
Однако, вышеперечисленные доказательства ко времени судебного заседания ответчиком представлены не были.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что ответчиком не доказан факт наличия мойки в прихожей квартиры №** дома №** по <адрес №>. Данное жилое помещение оборудовано санитарно техническим оборудованием в виде унитаза (без указания модели) и смывного бачка, установленных в санитарном узле. Доказательства проведения по инициативе нанимателя переустройств, перепланировок в части санитарно-технического оборудования помещения суду не представлены.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что ошибка в характеристике предмета договора допущенная при заключении договора социального найма от 15.10.2010 №**, является основанием для изменения договора социального найма.
Доводы КУМИ о том, что 21.11.2010 истцу дан ответ на её письменное обращение с предложением прибыть для заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в договор социального найма не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела. Адресованное КУМИ письменное предложение Глорио Т.Н. о внесении изменений в договор социального найма получено ответчиком 11.11.2010 (л.д. 14-20). В установленный ч. 2 ст. 452 ГК РФ тридцатидневный срок с момента получения требования об изменении договора ответ истцу не направлен. Письмо КУМИ от 24.11.2010 исх. №** с предложением о внесении изменений в паспорт жилого помещения в соответствии с приложенным проектом дополнительного соглашения направлено Глорио Т.Н. 15.12.2010, то есть по истечению тридцати дней с момента получения требования об изменении договора.
Исковые требования Глорио Т.Н. в части признания незаконным акта приема-передачи квартиры №** в доме №** по <адрес №> не основаны на законе. Из искового заявления и заявления Глорио Т.Н. от 01.11.2010 в адрес КУМИ следует, что договор социального найма от 15.10.2010 №**, паспорт жилого помещения (приложение №** к указанному договору) и акт приема-передачи жилого помещения (приложение №** к указанному договору) подписаны лично Глорио Т.Н. 15.10.2010 в помещении КУМИ, осмотр жилого помещения сторонами договора не производился, 15.10.2010 стороны осуществили документальное оформление фактически существующих длящихся отношений по договору социального найма. Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что жилое помещение принято истцом в пользование 21.02.1989, с указанной даты и до настоящего времени Глорио Т.Н. непрерывно осуществляет пользование данным помещением, вносит плату за жилищно-коммунальные услуги, суд полагает возможным исключить указанный акт из числа приложений к договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Глорио Т.Н. удовлетворить частично.
Признать договор социального найма жилого помещения - квартиры №** в доме №** по <адрес №> от 15.10.2010 №** заключенным между Глорио Т.Н. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Полярные Зори с указанием в паспорте жилого помещения (Приложение №** к договору) санитарного узла, оборудованного унитазом (без указания его модели) и смывным бачком, без указания на оборудование жилого помещения мойкой. Исключить из приложений к договору социального найма от 15.10.2010 №** акт приема-передачи жилого помещения от 05.08.2010 (Приложение №** к договору).
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Сапунова М.Ю.