Адм. дело № 5-4/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 мая 2011 года г. Полярные Зори Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Провоторова Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №18», расположенного в в г.Полярные Зори, УСТАНОВИЛ: Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 18» (далее ПУ-18) производило эксплуатацию здания общежития с нарушением требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. В период с 10 часов 11 февраля 2011 года до 10 часов 14 февраля 2011 года в ходе внепланового мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и помещениях ПУ-18, расположенного по <адрес №>, с целью выполнения поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от 29.11.2010 №ИШ-П4-8134, распоряжения Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору Г.Н. Кириллова от 22.12.2010 №**, было установлено, что юридическим лицом – ПУ-18 нарушены пп. 3,4,16, 34, 36, 40, 51, 52, 53, 57, 60, 98 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 №** и зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003 регистрационный номер №**); п.3 раздела 1 табл. 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», пп. 4.3, 6.16, 7.4, 7.17, 7.20 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.3.4 СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», п.п. 1.2, 3.3 ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность», пп. 3.2, 4.1, 5.1 табл. 1,2 НПБ 104-03. Все выявленные нарушения требований пожарной безопасности в ходе внеплановой выездной проверки объектов ПУ-18 прямо или косвенно связаны с вопросами обеспечения пожарной безопасности людей при возникновении пожара, невыполнение которых напрямую связано с наступлением тяжких последствий при возникновении пожара и создает потенциальную угрозу жизни и здоровью людей. На основании предписаний органов государственного пожарного надзора, начиная с 1999 года, большинство из вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности ежегодно предлагаются ПУ-18 к исполнению. Виновные лица неоднократно привлекались к административной ответственности. Поскольку иными способами (предписаниями, предупреждениями, административными штрафами) предотвратить угрозу жизни (здоровью) людей, находящихся в здании ПУ-18, в случае возникновения пожара не представляется возможным, полагает необходимым применить к юридическому лицу ПУ-18 меру административного воздействия в виде административного приостановления деятельности. Законному представителю юридического лица (в отношении которого ведется производство об административном правонарушении) – и.о. директора ПУ-18 гр.С, действующей на основании Устава ПУ-18 и приказа от 01 апреля 2011 г. №** «О временном возложении обязанностей директора ГООУ НПО «Профессиональное училище № 18» разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ. Заявлений и ходатайств не заявлено. В судебном заседании законный представитель юридического лица – и.о. директора ПУ-18 гр.С вину признала и пояснила, что ПУ-18 включено в целевую программу «Комплексная безопасность учреждений образования Мурманской области 2010-2012», на реализацию которой выделено 3 млн. рублей. На день рассмотрения дела часть нарушений требований пожарной безопасности ПУ-18 устранена (п.п.3,5,6,7,11), за исключением пунктов, на устранение которых требуется время, но по которым уже ведется работа. Так, 28 апреля 2011 года ПУ-18 заключило с подрядчиком ООО «М» договор на выполнение работ по установке дверей по путям эвакуации самозакрывающимися устройствами и уплотнениями в ПУ-18. Для устранения остальных выявленных нарушений требуются большие финансовые затраты, следовательно, необходимо проведение конкурсов на выполнение работ, объявление запросов котировок, чем ПУ-18 сейчас и занимается. Кроме того, в мае-июне 2011 года наступает экзаменационный период и в случае приостановления деятельности ПУ-18 учащимся негде будет сдавать экзамены и соответственно они не получат дипломы об окончании училища. Просила не приостанавливать деятельность училища и назначить наказание в виде административного штрафа. Главный государственный инспектор г. Полярные Зори по пожарному надзору гр.Л суду пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ПУ-18 временный запрет его деятельности не применялся. Ранее в отношении ПУ-18 неоднократно выявлялись нарушения требований пожарной безопасности и предоставлялся срок для их устранения. Несмотря на то, что часть выявленных нарушений требований пожарной безопасности ПУ-18 в настоящее время устранена, т.е. ликвидирована угроза возникновения пожара, всё же реальная угроза жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара существует. Настаивал на приостановлении деятельности юридического лица – ПУ-18. Выслушав и.о.директора ПУ-18 гр.С, главного государственного инспектора г. Полярные Зори по пожарному надзору гр.Л, изучив материалы административного дела, нахожу вину ПУ-18 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, установленной и доказанной. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. ПУ-18 имеет статус юридического лица, что подтверждается следующими документами: - копией свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи ПУ-18; - копией Устава ПУ-18, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 04 февраля 2010 г. №**; - копией приказа от 27 января 2010 г. №** «О назначении» гр.Н на должность директора ПУ-18 с 01 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г.; - копиями свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления ПУ-18 в отношении здания учебного корпуса училища, здания бытового корпуса, общежития, здания дома технического творчества, здания учебных мастерских. Из материалов дела следует, что в период с 10 часов 11 февраля 2011 года до 10 часов 14 февраля 2011 года в ходе внепланового мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и помещениях ПУ-18, расположенного по <адрес №>, с целью выполнения поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от 29.11.2010 № ИШ-П4-8134, распоряжения Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору Г.Н. Кириллова от 22.12.2010 №**, было установлено, что юридическим лицом – ПУ-18 нарушены пп. 3,4,16, 34, 36, 40, 51, 52, 53, 57, 60, 98 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 №** и зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003 регистрационный номер №**); п.3 раздела 1 табл. 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»), пп. 4.3, 6.16, 7.4, 7.17, 7.20 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.3.4 СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», п.п. 1.2, 3.3 ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность», пп. 3.2, 4.1, 5.1 табл. 1,2 НПБ 104-03, а именно: 1) двери запасных эвакуационных выходов из спортзала ПУ-18 и с первого этажа бытового корпуса закрыты на замки, которые невозможно открыть изнутри без ключа – нарушение п.52 ППБ 01-03; 2) в противопожарной перегородке, отделяющей производственный корпус от переходной галереи в бытовой корпус, отсутствует одна дверь, предусмотренная проектом – нарушение п.3 ППБ 01-03, п.3.4 СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», пп. 7.4, 7.17, 7.20 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; 3) на противодымных дверях общежития, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров, холлов, отсутствуют устройства для самозакрывания – нарушение пп. 34, 51 ППБ 01-03; 4) не разработана в полном объеме система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений, а именно: не определен уровень обеспечения пожарной безопасности людей согласно утвержденным в установленном порядке методикам, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности – нарушение п. 4 ППБ 01-03, пп. 1.2, 3.3 ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность»; 5) электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника, в коридорах и холлах на 3,4,7,8 и 9 этажах общежития ПУ-18 – нарушение п.60 ППБ 01-03; 6) отсутствуют защитные крышки на электрораспределительных коробках (в коридорах 3 и 9 этажей общежития) – нарушение п.57 ППБ 01-03; 7) электровыключатель эксплуатируется без защитных клавиш включения (отключения) освещения, предохраняющих от поражения электрическим током в холле 4-го этажа общежития – нарушение п.57 ППБ 01-03; 8) здание общежития не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализацией (далее – УАПС) (за исключением 2-го полуэтажа общежития в левой части) – нарушение п.3, раздел 1, таб. 1 ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03; 9) здание общежития, а также помещения 1 и 2 этажей бытового корпуса, расположенных при выходе из спортзала, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа в соответствии с НПБ 104-03 (за исключением 2-го полуэтажа общежития в левой части) – нарушение пп. 3.2, 4.1, 5.1 табл. 1,2 ППБ 01-03 п.3, 16, НПБ 104-03; 10) отсутствует табло «Выход» над запасным эвакуационным выходом со 2-го полуэтажа общежития в левой части – нарушение п.3, 16 ППБ 01-03; пп.3.2, 4.1, 5.1 табл. 1,2НПБ 104-03; 11) нарушено защитное покрытие штукатурки стены у выключателя в коридоре 6-го этажа общежития и в районе электропроводки в коридоре на 8-ом этаже общежития – нарушение п.36 ППБ 01-03; 12) эвакуационные выходы с 3-го этажа общежития, а также из спортзала, расположенного на 2-ом этаже бытового корпуса ГООУНПО «ПУ-18» и запасные эвакуационные выходы с 1-го этажа учебного корпуса, закрыты на замки, которые невозможно открыть изнутри без ключа – нарушение п.52 ППБ 01-03; 13) двери запасного эвакуационного выхода из спортзала открываются внутрь спортзала, а не по направлению выхода из здания – нарушение п.52 ППБ 01-03; 14) основной эвакуационный выход из здания общежития с массовым пребыванием людей (более 50 человек) перекрыт магазином, составляет 0,9 м, что не соответствует требованиям пожарной безопасности - нарушение п.40, 53 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; 15) эвакуационные пути и выходы ПУ-18 загромождены различными предметами, а именно: дверь эвакуационного выхода из раздевалки спортзала загромождена лестницей, выход из спортзала загроможден металлическими конструкциями, эвакуационный выход из холла 1-го этажа бытового корпуса перед выходом из лестничной клетки спортзала и сам холл загромождены различными предметами (мебелью, строительными материалами и т.п.) - нарушение п.53 ППБ 01-03; 16) уменьшена проектная ширина выхода из лестничной клетки, ведущей из спортзала ПУ-18 – нарушение п.51 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*; 17) неисправны УАПС в помещениях 1-го и 2-го этажей бытового корпуса, расположенных при выходе из спортзала – нарушение п.98 ППБ 01-03; 18) на противодымных дверях учебного корпуса ПУ-18, отделяющих лестничные клетки от холлов, отсутствуют устройства для самозакрывания – нарушение пп.34, 51 ППБ 01-03; 19) в результате произведенной перепланировки 1-го этажа бытового корпуса ПУ-18, уменьшена проектная ширина прохода через холл к эвакуационному выходу – нарушение п.51 ППБ 01-03. Вина ПУ-18, помимо признания вины законным представителем юридического лица - и.о. директора ПУ-18 гр.С в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела: - копией поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от 29.11.2010 № ИШ-П4-8134, копией распоряжения Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору Г.Н. Кириллова от 22.12.2010 №** и копией распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки ПУ-18 от 01 февраля 2011 г. №**; - копией акта проверки органом государственного контроля (надзора) ПУ-18 №** от 14 февраля 2011 г. и фототаблицей к нему; - копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №** от 14 февраля 2011 г.; - копией определения о назначении экспертизы от 15 февраля 2011 г., которым Главным государственным инспектором г.Полярные Зори по пожарному надзору гр.Л перед экспертами ГУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Мурманской области было поставлено два вопроса: возможна ли угроза возникновения пожара в зданиях и помещениях ПУ-18 при наличии указанных нарушений требований пожарной безопасности и возможна ли угроза жизни (здоровью) людей, находящихся в зданиях и помещениях ПУ-18, в случае возникновения пожара, при наличии вышеперечисленных нарушений; - заключением эксперта №** от 14 марта 2011 г., из которого следует, что часть выявленных в ходе проведения внеплановой выездной проверки объектом ПУ-18 нарушений требований пожарной безопасности, связанных с нарушением правил монтажа и эксплуатации электрических сетей, электроустановок потребителей и электротехнических устройств, создают угрозу возникновения пожара в помещениях общежития ПУ-18; нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности, в случае возникновения пожара, способствуют значительному распространению пожара и наступлению иных тяжких последствий, а, следовательно, создают угрозу жизни (здоровью) людей, находящихся в зданиях ПУ-18; - копией постановления по делу об административном правонарушении от 27 октября 2010 г., которым ПУ-18 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере *** рублей. Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены. Принимая во внимание исследованные доказательства, а также то, что на момент рассмотрения дела часть нарушений правил пожарной безопасности ПУ-18 устранена, что существенно снижает риск возникновения пожара, а также тот факт, что на сегодняшний день ПУ-18 принимаются меры для устранения остальных нарушений требований пожарной безопасностью, выявленных в ходе проверки, что подтверждается копией заключенного между ПУ-18 и ООО «М» договора №** на выполнение работ по установке дверей по путям эвакуации самозакрывающимися устройствами и уплотнениями в ПУ-18, сведениями о запросе котировок. Направленные из ЦЗН г.Полярные Зори на общественные работы граждане задействованы на уборке хлама, образовавшегося в учебном и бытовом корпусах, и п.15 выявленных нарушений требований пожарной безопасности будет выполнен в течении следующей недели. Кроме того, учитывая наступающий экзаменационный период, в течение которого административное приостановление деятельности приведет к невозможности проведения выпускных экзаменов и учащиеся ПУ-18 (около 100 человек) могут остаться без дипломов, полагаю возможным не приостанавливать деятельность ПУ-18, а назначить наказание, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере *** рублей. На основании ч. 1 ст.20.4, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Признать Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 18» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере *** рублей. *** Штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Разъяснить, что в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в тридцатидневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд. Судья Т.Б. Провоторова