Приговор в отношении Акимова В.М. по ч. 4 ст. 111 УК РФ



Дело №

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2010 года р.п. Полтавка

Судья Полтавского районного суда Омской области Бейфус Д.А.

с участием государственного обвинителя - заместителя прокурора Полтавского района Омской области Краюхина А.А.,

подсудимого Акимова В.М.,

защитника Гумерова М.Н, представившего удостоверение № и ордер №,

при секретаре Охрименко Н.Н.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Акимова В. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, со средним специальным образованием, в браке не состоящего, невоеннообязанного, неработающего, проживающего в <адрес>, не судимого, на учетах у психиатра, нарколога не состоящего, находящегося по настоящему делу под подпиской о невыезде и надлежащем поведении,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый Акимов В.М. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть Акимова М.Ф., при следующих обстоятельствах.

18 июня 2010 г., в 19 часов, в р.п. Полтавка Полтавского р-на Омской области, Акимов В.М., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в своем доме по <адрес>, во время ссоры, возникшей между ним и его отцом Акимовым М.Ф.,1933 г.р., на почве личной неприязни, неожиданно для потерпевшего, умышленно, обутой ногой, спереди, нанес ему удар значительной силы в область живота, причинив Акимову М.Ф. закрытую тупую травму живота, с ушибом и надрывами стенки тонкого кишечника и её брыжейки, инфильтрирующими кровоизлияниями в большой сальник и под капсулу левой доли печени по диафрагмальной поверхности, кровоизлияниями в мягкие ткани передней брюшной стенки.

От полученных повреждений Акимову М.Ф. стало плохо, он был доставлен в МУЗ ЦРБ Полтавского района, где скончался 21.06.2010 г. от разлитого фибринозно-гнойного перитонита, осложнившего течение закрытой тупой травмы живота, сопровождавшейся ушибом и разрывами стенки тонкой кишки и её брыжейки с развитием некроза и прободением стенки тонкой кишки, кровотечением в брюшную полость.

Подсудимый Акимов В.М. вину в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Акимову М.Ф., опасного для жизни, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, признал в полном объеме, выразил раскаяние в содеянном, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ, от дачи показаний отказался, согласившись огласить его показания, данные в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого.

Допрошенный в качестве подозреваемого в присутствии адвоката Акимов В.М. пояснил, что 18.06.2010 г. он вернулся домой около 16 часов в нетрезвом состоянии, снял в коридоре обувь и зашел в прихожую. Увидев, что он выпивший, отец Акимов М.Ф., будучи сам в нетрезвом состоянии, оскорбил его, сказав: «Алкаш, опять напился!». Так как отец сам злоупотреблял спиртными напитками, а его при этом постоянно оскорблял, называя «алкашом», он возмутился, вспылил и, не соображая, что делает, с близкого расстояния, пнул отца левой ногой в живот, после чего зашел в свою комнату и лег спать.

Когда проснулся, родителей дома не было. От соседа узнал, что отца увезли в больницу. Когда мать вернулась домой, она рассказала, что от удара отцу стало плохо, он жаловался на сильную боль в животе, и она вызвала скорую помощь. Отца забрали в больницу, там прооперировали, однако, отцу становилось все хуже и 21.06.2010 г., после повторной операции, отец умер.

Понимает, что он мог причинить отцу травму живота, однако наступления смерти отца не хотел. Отец был тяжело болен: туберкулезом, сердечной недостаточностью, у него была паховая грыжа, заболевания отягощали его состояние (т.1 л.д.116-119).

Кроме признания вины подсудимым, вина Акимова В.М. в умышленном причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть Акимова М.Ф., подтверждается:

- показаниями потерпевшей Лазаревой В.М., оглашенными с согласия сторон в порядке ст.281 УПК РФ, о том, что 18.06.2010 года около 19 часов ей позвонила мать Акимова Т.И. и сообщила, что ее (Лазаревой) брат Акимов В.М. пришел домой в нетрезвом состоянии и в ходе скандала ударил ногой в живот отца Акимова М.Ф., отчего последнему стало плохо и мать вызвала скорую помощь. Отца увезли в больницу и, несмотря на проводимое лечение, 21.06.2010 отец умер. Брат о случившемся сожалеет, переживает. Просит не лишать его свободы, поскольку их мать осталась одна, нуждается в помощи (т.1 л.д. 82-85);

- показаниями свидетеля ФИО12, которая пояснила, что проживает в собственном доме по <адрес>, в р.п. Полтавка с мужем Акимовым М.Ф. и сыном Акимовым В.М. 76-летний муж был тяжело болен туберкулезом, ослаблен болезнью. Сын иногда злоупотреблял спиртными напитками, на этой почве между ним и отцом возникали скандалы.

18.06.2010 г. сын вернулся домой во второй половине дня, он был пьян. Когда он заходил в прихожую, отец выходил из неё и сказал: «Ты опять пьяный!», и ударил сына рукой в лоб. В ответ сын толкнул ногой, пнул отца в живот. Когда он хотел ударить отца рукой, она встала между ними. После чего сын ушел в свою комнату. Отец ударов сыну не наносил.

Акимов М.Ф. согнулся, сказал, что от удара ему плохо, она вызвала скорую помощь, которая забрала Акимова М.Ф. в больницу. Несмотря на проводимое лечение, 21.06.2010 г. муж умер в больнице.

- показаниями свидетеля ФИО8, оглашенными с согласия сторон в порядке ст.281 УПК РФ, которая пояснила, что она работает фельдшером скорой помощи в МУЗ «ЦРБ Полтавского района». 18.06.2010 г. она находилась на дежурстве. Около 19 час. в санпропускник позвонила Акимова Т.И. и сообщила, что её мужу Акимову М.Ф. требуется медицинская помощь.

Она приехала домой к Акимовым и увидела, что Акимов М.Ф. полусидит на кровати, держась за живот. Он рассказал, что его пнул ногой в живот нетрезвый сын Акимов В., после чего у него возникла сильная боль в животе. Заподозрив тупую травму живота, она доставила Акимова М.Ф. в больницу, идти самостоятельно он не мог, и она вместе с водителем ФИО4 вынесла его на носилках (т.1 л.д.94-98);.

- показаниями судебно-медицинского эксперта БУ300 БСМЭ ФИО5, оглашенными с согласия сторон в порядке ст.281 УПК РФ, из которых следует, что при проведении комиссионной судебно-медицинской экспертизы по материалам уголовного дела и медицинским документам на Акимова М.Ф. она являлась экспертом-докладчиком. Комиссия пришла к выводу, что механизм образования травмы живота был следующим: после ударного воздействия образовались инфильтрирующие кровоизлияния в стенку кишки и брыжейки, а также надрывы в серозной оболочке кишки и брыжейки, потом в этих местах сформировались некрозы (участки отмирания ткани), что привело к прободению (разрыву), ткани стенок кишечника и брыжейки, которые были обнаружены во время второй операции. Сила воздействия была значительной, причинение травмы живота при отталкивании и падении исключается. Причиненная травма при обычном течении влечет наступление смерти независимо от оказания помощи (т.2 л.д.1-4).

Также вина Акимова В.М. подтверждается материалами дела:

- рапортом оперативного дежурного ОВД по Полтавскому району Омской области, зарегистрированного 22.06.2010 г. за №, из которого следует, что 22.06.2010 г. дежурный врач МУЗ «ЦРБ Полтавского района» ФИО6 сообщила по телефону в ДЧ ОВД о том, что в отделении реанимации МУЗ «ЦРБ Полтавского района» скончался Акимов М.Ф., 1933 г.р., зарегистрированный по адресу: <адрес> (т.1 л.д.9);

- протоколом осмотра места происшествия, фототаблицей к нему, от 22.06.2010 г., из которых усматривается: при осмотре дома Акимовых в <адрес>, обнаружены и изъяты предметы одежды Акимова В.М. - футболка, брюки, туфли; одежда Акимова М.Ф. - сорочка, спортивные брюки, в которых они находились 18.06.2010 г. (т.1 л.д.24-32);

- протоколом осмотра трупа Акимова М.Ф., фототаблицей, из которых усматривается, что видимых телесных повреждений, за исключением следов медицинских манипуляций, на трупе не обнаружено (т.1 л.д.18-22);

- экстренным сообщением из БУЗООБСМЭ о случае насильственной смерти (т.1 л.д.53);

- ксерокопией из журнала регистрации амбулаторных больных МУЗ ЦРБ Полтавского района, из содержания которого следует, что в журнале имеется рукописная запись: «Поступление: 18.06.2010 г. 19 час.11 мин., Акимов М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <адрес>, пенсионер. Дежурным врачом ФИО7 направлен в хирургическое отделение, заведена стационарная карта №, диагноз: Тупая травма живота (ударил сын), фельдшер ФИО8» (т.1 л.д.108-110);

- ксерокопией из журнала учета больных и отказов от госпитализации МУЗ ЦРБ Полтавского района, из содержания которого следует, что в журнале имеется рукописная запись: « №. 18.06.2010 г. в 19 час.15 мин. Акимов М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <адрес>, осмотрен дежурным врачом ФИО7, диагноз: Тупая травма живота (ударил сын)» (т.1 л.д.111-113);

- сообщением зам.главного врача МУЗ ЦРБ Полтавского района, из которого известно, что Акимов М.Ф., 1933 г.р., обратился в приемное отделение МУЗ ЦРБ 18.06.2010 г. в 19 час.15 мин. с диагнозом: Тупая травма живота (ударил сын). Госпитализирован в хирургическое отделение, история болезни № (т.1 л.д.179);

- ксерокопией медицинской карты стационарного больного № Акимов М.Ф., из содержания которой следует, что Акимов М.Ф. поступил в хирургическое отделение МУЗ ЦРБ Полтавского района 18.06.2010 г. в 19 час.15 мин. с диагнозом: Тупая травма живота, ушиб передней брюшной стенки. Осмотрен дежурным врачом ФИО7, при осмотре пояснил: Сегодня, находясь в нетрезвом состоянии, ударил сын в живот, пинком. Точное время трагедии назвать не может (т.1 л.д.243-250).

- протоколом осмотра предметов, фототаблицей к нему: одежды Акимова В.М.-футболки, брюк, туфель; одежды Акимова М.Ф. - сорочки (рубашки), спортивных брюк (т.1 л.д.129-133).

- заключением экспертной комиссии (экспертизы по материалам дела) № от 01.09.2010 г., из которого следует, что на момент поступления Акимова М.Ф. в МУЗ «ЦРБ Полтавского района» 18.06.2010 г. у него имели место повреждения в виде закрытой тупой травмы живота, с ушибом и надрывами стенки тонкого кишечника и её брыжейки, инфильтрирующими кровоизлияниями в большой сальник и под капсулу левой доли печени по диафрагмальной поверхности, кровоизлияниями в мягкие ткани передней брюшной стенки. Травма кишечника с течением времени привела к некрозу и прободению его стенки, аррозии сосудов, брыжейки с развитием кровотечения в брюшную полость и перитонита. Смерть Акимова М.Ф. наступила от разлитого фибринозно-гнойного перитонита, осложнившего течение закрытой тупой травмы живота, сопровождавшейся ушибом и разрывами стенки тонкой кишки и её брыжейки с развитием некроза и прободением стенки тонкой кишки, кровотечением в брюшную полость.

У Акимова М.Ф. повреждения кишки локализовались в тонком отделе (тощая кишка) на расстоянии около 40 см. от связки Трейца, на протяжении около 50 см - инфильтрирующие кровоизлияния с очагами некроза и прободением (2 раны длиной 0,8 и 1 см), инфильтрирующее кровоизлияние и разрыв в брыжейке тонкой кишки вблизи брыжеечного края кишки в зоне аркадного кровообращения, чуть правее средней линии, инфильтрирующее кровоизлияние в клетчатку большого сальника, под капсулу левой доли печени на диафрагмальной поверхности и в мягкие ткани передней брюшной стенки.

Все повреждения причинены незадолго до поступления в стационар, действием тупого твердого предмета (обутой ногой, кулаком), даже от однократного удара ногой, спереди, в область живота, со значительной силой.

Повреждения сами по себе являются опасными для жизни, так как привели к развитию гнойно-септического состояния (перитонита) и при своем обычном течении ведут к летальному исходу, в силу чего причинили тяжкий вред здоровью пострадавшего и находятся в прямой причинной связи со смертью. Учитывая локализацию, характер и объем повреждений, экспертная комиссия считает, что возможность причинения данных повреждений при падении с высоты собственного роста (как с приданным телу ускорением, так и без такового) исключена.

В момент причинения повреждений пострадавший, вероятнее всего, находился передней поверхностью тела по отношению к нападавшему. Нападавший мог находиться лицом к потерпевшему.

Каких-либо повреждений, указывающих на возможную борьбу или самооборону, при исследовании трупа не обнаружено. После причиненной травмы живота пострадавший мог передвигаться и совершать активные действия, в том числе и оказывать сопротивление потерпевшему.

Наличие имевшейся у Акимова М.Ф. хронической соматической патологии в конкретном случае особым образом никак не сказалось на исходе течения травмы живота, поскольку смерть была обусловлена именно характером и тяжестью осложнения травмы живота - перитонитом, а не обострением у пострадавшего имевшихся ранее заболеваний.

Дефекты оказания медицинской помощи сами по себе не привели к ухудшению состояния больного, поскольку последнее было обусловлено прогрессированием травматического повреждения тонкого кишечника и, как следствие, развитием опасного для жизни гнойно-септического состояния - распространенного фибринозно-гнойного калового перитонита вследствие некроза и прободения травмированной кишки, которое привело к смерти пациента (т.2 л.д.5-20);

- заключением эксперта (экспертиза свидетельствуемого) № от 29.07.2010 г., из которого известно, что при осмотре 22.06.2019 г. у Акимова В.М. обнаружены телесные повреждения в виде ссадины на лбу, давность образования повреждений - от 4 до 5 суток, повреждения могли образоваться при самообороне потерпевшего 18.06.2010 г. около 19 час. (т.2 л.д.24);

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд находит доказанной вину Акимова В.М. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, действия Акимова В.М правильно квалифицированы частью 4 статьи 111 УК РФ.

Умысел Акимова В.М. на умышленное причинения тяжкого вреда здоровью подтверждается действиями подсудимого, который после ссоры с отцом, лицом преклонного возраста, тяжело больным хроническими заболеваниями: туберкулезом, сердечной недостаточностью, паховой грыжей, что было очевидно для подсудимого, внезапно, резко, со значительной силой (согласно заключения СМЭ), нанес ему удар в жизненно-важный орган - живот, тем самым осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровья, вместе с тем выразив неосторожность к смерти потерпевшего.

При определении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Акимовым В.М. преступления, а также личность подсудимого.

В соответствии с заключением судебно-психиатрической комиссии экспертов №/А от 03.08.2010 г., (т.2 л.д.34-36) Акимов В.М. хроническим психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики не страдал и не страдает таковыми в настоящее время. По своему психическому состоянию он может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. В применении принудительных мер медицинского характера он не нуждается

Акимов В.М. вину в совершенном преступлении признал полностью, выразил раскаяние в содеянном, ране не судим, написал явку с повинной, неоднократной дачей признательных показаний активно способствовал раскрытию преступления, что признается судом обстоятельствами, смягчающими наказание.

Вместе с тем, Акимова В.М. совершил преступление, представляющее повышенную общественную опасность, против жизни и здоровья, характеризуется отрицательно, как лицо, систематически злоупотребляющее спиртным, нуждающееся в усиленном контроле.

Принимая также во внимание обстоятельства совершения преступления, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление осужденного, суд считает необходимым назначить наказание Акимову В.М. в виде реального лишения свободы.

Руководствуясь ст.ст. 296-299, 302 - 304, 307 - 310 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Акимова В. М. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ, и назначить ему наказание в виде шести лет лишения свободы без дополнительного наказания в виде ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить Акимову В. М. на содержание под стражей в зале суда.

Срок наказания Акимову В.М. исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Вещественные доказательства, хранящиеся в камере хранения Азовского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по Омской области: футболку, брюки, туфли Акимова В.М.; сорочку (рубашку), спортивные брюки Акимова М.Ф. - уничтожить.

Процессуальные издержки в виде оплаты труда адвоката, участвовавшего в судопроизводстве по назначению суда, в сумме 1372 рублей 52 копеек взыскать с Акимова В.М. в пользу государства с перечислением средств в федеральный бюджет.

Приговор может быть обжалован в Омский областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Акимовым В.М. который вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, в тот же срок со дня получения копии приговора.

Судья ___________________________