Дело по исковому заявлению прокурора Полтавского района в интересах Гаязова А.С. о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело №

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

18 апреля 2011 года р.п. Полтавка

Полтавский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Абилова А.К.,

при секретаре Тихоновой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Полтавского района в интересах Гаязова А.С. о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор района обратился в суд с указанным исковым заявлением.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Гаязов А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей. В соответствии с распоряжением главы администрации Полтавского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ Гаязов (Воробьев) А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением главы Полтавского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Воробьев А.С. был определен в детский дом. 31.09.2006 Воробьев А.С. отчислен из детского дома. 07.06.2008 Гаязов А.С. отчислен из ПУ-64. В период с 11.02.2009 по 07.05.2010 отбывал наказание в местах лишения свободы. В соответствии с требованиями ст.57 ЖК РФ, положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законов Омской области «О государственной политике Омской области в сфере в жилищной сфере», «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», просит обязать ответчика предоставить Гаязову А.С. пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма за счет субвенций бюджета Омской области.

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора района Краюхин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Полтавского муниципального района Глазков А.В. в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором заявленные прокурором требования не признал.

Представитель третьего лица - Комитета образования администрации Полтавского района Красовская Л.М. в судебном заседании также поддержала доводы прокурора района, не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как видно из представленных документов, мать Гаязова (Воробьева) А.С. - Белогубец Т.Н. умерла 02.03.2000 (л.д.9,14), отец - Воробьев С.А. решением Полтавского районного суда Омской области от 04.05.2005 лишен родительских прав (л.д.9, 15).

Постановлением Главы Полтавского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетний Воробьев А.С. определен в государственное учреждение для детей сирот с полным государственным обеспечением (л.д.20). 09.11.2010 Воробьев А.С. и Гаязова Л.А. заключили брак, с присвоением общей фамилии Гаязовы (л.д.12).

Жилое помещение по договору социального найма Гаязову А.С. не предоставлено. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Статус Гаязова А.С. по категории «ребенок-сирота» ответчиком в судебном заседании не оспаривался и подтверждено вышеприведенными доказательствами.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержкидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законодательным Собранием Омской области 19.06.2008 года принят Закон Омской области от 04.07.2008 г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем, Закон Омской области № 806-03 «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 ноябре 2006 года утратил свою силу.

Законом Омской области от 04.07.2008 №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 35, пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 5 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Согласно п. 14 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 (в редакции с изменениями от 06.04.2010 г.) при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещенияпо договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам состоящим на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как установлено в ходе судебного заседания, Гаязов (Воробьев) А.С. с 27.12.2005 состоит на учете в качестве имеющего право на получение жилого помещения (л.д.28).

При указанных выше обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд, -

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Полтавского района Омской области удовлетворить.

Обязать администрацию Полтавского муниципального района Омской области предоставить Гаязову (Воробьеву) А.С. пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма за счет субвенций бюджета Омской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Полтавский районный суд Омской области в течение 10 дней.

Председательствующий: А.К. Абилов