Дело по заявлению прокурора Полтавского р-на Омской обл. в интересах Ермоленко Л.А. о возложении обязанности на Администрацию Полтавского МР Омской обл. предоставить МУЗ «ЦРБ Полтавского района» денежные средства для выплаты Рудько С.Н.



                                                                                дело РЕШЕНИЕ                   Именем Российской Федерации

15 августа 2011 года                                                                   р.п. Полтавка

Полтавский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи     Абилова А.К.,

при секретаре       Тихоновой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Полтавского района Омской области в интересах Рудько С.Н. о возложении обязанности на Администрацию Полтавского муниципального района Омской области предоставить МУЗ «Центральная районная больница Полтавского района» денежные средства для выплаты Рудько С.Н. компенсационных выплат, на МУЗ «Центральная районная больница Полтавского района» обязанности по выплате указанных выплат за период с 01.01.2008 по 31.05.2011,

у с т а н о в и л :

Прокурор Полтавского района Омской области обратился в суд в интересах Рудько С.Н. с указанным заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района обратилась Рудько С.Н. с просьбой обратиться в суд в ее интересах за защитой ее трудовых прав как медицинского работника МУЗ «Центральная районная больница Полтавского района» (далее - МУЗ ЦРБ Полтавского района), занятого на работах с вредными условиями труда. Проведенной проверкой было установлено, что Рудько с 12.11.2007 по настоящее время является работником МУЗ ЦРБ Полтавского района и занимает должность операционной медицинской сестры операционного блока хирургического отделения. С 31.05.2011 по 10.09.2012 находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Проверкой установлено, что фактически с 01.01.2008 по настоящий момент выдача молока или других равноценных пищевых продуктов либо выплата компенсации в размере, эквивалентном стоимости данных пищевых продуктов, работникам МУЗ ЦРБ, занятым на работах с вредными условиями труда, не производится по причине отсутствия финансирования по соответствующей статье расходов.

Просит возложить обязанности на Администрацию Полтавского муниципального района Омской области, как учредителя, предоставить МУЗ «Центральная районная больница Полтавского района» денежные средства для выплаты Рудько С.Н. как работнику, занимающему должность, связанную с работой во вредных условиях труда, компенсационных выплаты, эквивалентной стоимости неполученного ею молока или других равноценных пищевых продуктов за период с 01.01.2008 по 30.05.2011 исходя из установленных норм за фактически отработанное ею время с учетом индексации; на МУЗ «Центральная районная больница Полтавского района» обязанности по выплате Рудько С.Н. компенсации, эквивалентной стоимости неполученного ею молока или других равноценных пищевых продуктов, за период с 01.01.2008 по 30.05.2011 исходя из установленных норм за фактически отработанное ею время с учетом индексации.

В судебном заседании заместитель прокурора района Бабанов А.Ю. уточнил заявленные требования указав, что в порядке искового производства просит, кроме прочего, возложить на МУЗ ЦРБ Полтавского района обязанность произвести расчет компенсации Рудько С.Н., эквивалентной стоимости неполученного ею молока или других равноценных пищевых продуктов, за период с 30.06.2008 по 30.05.2011, с учетом сроков исковой давности, также исходя из установленных норм за фактически отработанное ею время с учетом индексации. В остальном заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика МУЗ «ЦРБ Полтавского района» - Микеладзе Ю.Н. исковые требования признала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Полтавского муниципального района Омской области - Глазков А.В исковые требования не признал, указав в обоснование своей позиции, что администрацией района денежные средства МУЗ ЦРБ перечислялись своевременно.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Положениями статьи 219 Трудового кодекса Российской Федераций (далее - ТК РФ) предусмотрено право каждого работника на компенсации, установленные в соответствии ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В силу статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Согласно п.4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (далее - Приказ № 45н), норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.

В силу положений пункта 10 Приказа № 45н, выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, которая производится в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным также Приказом № 45н (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.

Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор.

Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что фактически с 01.01.2008 по настоящее время выдача молока или других равноценных пищевых продуктов либо выплата компенсации в размере, эквивалентном стоимости данных пищевых продуктов, работникам МУЗ ЦРБ, занятым на работах с вредными условиями труда, не производится по причине отсутствия финансирования по соответствующей статье расходов.

Между тем, пункт 4.3 коллективного договора МУЗ «ЦРБ Полтавского района» предусматривает обязанность работодателя обеспечить выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов либо замену данных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном их стоимости.

Приказом главного врача МУЗ ЦРБ от 31.12.2009 № 371, согласованным.с профсоюзом работников данного учреждения здравоохранения, утвержден перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда положена бесплатная выдача молока и других равноценных продуктов», пункт 10 которого предусматривает должность «фельдшер - лаборант клинико-диагностической лаборатории».

В силу пункта 12 Приказа № 45н ответственность за обеспечение бесплатной выдачи работникам молока и равноценных пищевых продуктов, а также за соблюдение настоящих норм и условий их выдачи возложена на работодателя.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.56 ГК РФ юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

Положением ст.120 ГК РФ установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п.2 Устава МУЗ «ЦРБ Полтавского района» утвержденного постановлением Главы Полтавского муниципального района Омской области № 257 от 29.05.2007, ее учредителем является Полтавский муниципальный район в лице Администрации Полтавского муниципального района.

Пунктом 6 данного же Устава указано, что Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества - Полтавское муниципальное образование.

В соответствии с п.12 ст.3 Устава Муниципального образования «Полтавский муниципальный район Омской области» принятым решением Полтавского районного Совета депутатов от 23.06.2005 № 29, к вопросам местного значения муниципального района, кроме прочих, относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи и д.р.

В число полномочий Администрации муниципального района, в соответствии с п.4 ч.1 ст.33 Устава, отнесено учреждение муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, утверждение их уставов.

Частью 3 ст.52 Устава предусмотрено, что в доходах и расходах районного бюджета предусматриваются средства, направляемые на осуществление полномочий по вопросам местного значения.

Таким образом, суд делает вывод о том, что Администрация Полтавского муниципального района Омской области является субсидиарным должником по отношению к основному должнику - МУЗ «ЦРБ Полтавского района».

Суд учитывает, что ответчиком - Администрацией муниципального района предпринимались меры по предоставлению денежных средств для компенсационных выплат работникам, занимающим должности связанными с работами во вредных условиях труда за все спорные периоды.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, нашли свое подтверждение в материалах дела, однако, данные обстоятельства не освобождают ответчика от дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам основного должника.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.

То есть только в том случае, когда основной должник - МУЗ «ЦРБ Полтавского района» откажется удовлетворить правомерное требование кредитора об исполнении или если должник никак не отреагирует на такое требование в течение разумного срока, требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность - Администрации Полтавского муниципального района. Соответственно, учитывая, что основным должником исковые требования признаны в полном объеме, предъявление субсидиарных требований преждевременно. Кроме того, истцом не представлено суду доказательств недостаточности у МУЗ «ЦРБ Полтавского района» в распоряжении денежных средств, для погашения задолженности.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет заявленные требования частично.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,-

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Полтавского района Омской области в интересах Рудько С.Н. к Администрации Полтавского муниципального района Омской области и МУЗ «Центральная районная больница Полтавского района» удовлетворить частично.

Возложить на МУЗ ЦРБ Полтавского района обязанность произвести расчет компенсации Рудько С.Н., эквивалентной стоимости неполученного ею молока или других равноценных пищевых продуктов, за период с 30.06.2008 по 30.05.2011, исходя из установленных норм за фактически отработанное ею время с учетом индексации.

Возложить на МУЗ «Центральная районная больница Полтавского района» обязанность по выплате Рудько С.Н. компенсации, эквивалентной стоимости неполученного ею молока или других равноценных пищевых продуктов, за период с 30.06.2008 по 30.05.2011 исходя из установленных норм за фактически отработанное ею время с учетом индексации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Полтавский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий:                                                                                         А.К. Абилов