Дело по исковому заявлению Белоконь Н.М. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Полтавском районе Омской области на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



              Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Полтавка                               17 ноября 2011 года

Полтавский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Бейфуса Д.А.,

при секретаре Корнейчук Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Белоконь Н.М. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Полтавском районе Омской области на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

06 октября 2011 года Белоконь Н.М. обратилась в ГУ УПФР в Полтавском районе Омской области за назначением досрочной пенсии по старости, указав, что имеет специальный стаж работы, связанной с педагогической деятельностью, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет, 25 лет.

В назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано на том основании, что ее специальный стаж составил 22 года 8 месяцев 12 дней и в него не были включены периоды: обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 23.03.2006 г. по 25.03.2006 г., с 01.12.2008 г. по 13.12.2008 г., период карантина с 27.11.2009 г. по 08.12.2009 г., так как в соответствии с пунктами 4,5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, а также пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня; а также не был включен период работы в должности воспитателя на 0,98 ставки с 01.06.2009 г. по 06.10.2011 г., так как в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 сентября 2000 г. засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (протокол № 161 от 14 октября 2011 года заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР в Полтавском районе Омской области).     

Белоконь Н.М., считая отказ в назначении пенсии незаконным, обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФР в Полтавском районе Омской области. Просит суд обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости, включив указанные периоды в специальный стаж.

В судебном заседании Белоконь Н.М. доводы иска поддержала, пояснила, что в течение трудовой деятельности обучалась на курсах повышения квалификации, что было необходимо в связи со спецификой ее педагогической деятельности. На время прохождения курсов за ней сохранялись место работы, должность, заработок. На курсы она направлялась приказами работодателя, по окончании курсов получала соответствующие свидетельства. Во время карантина также за ней сохранялись зарплата и должность, карантин был объявлен для детей, но она продолжала ходить на работу, работала полный рабочий день, готовила планы, методические материалы. Работая в должности воспитателя с 01.06.2009 г. по 06.10.2011 г. не знала, что ей установлена ставка 0,98. Независимо оттого, что ставка была неполная, она выполняла тот же объем работы, что и до 01.06.2009 года, работала то же количество часов - 35, как было установлено её должностной инструкцией, утвержденной в 2007 году. При этом, считала, что отрабатывает полную ставку, работала по 7 часов в день при пятидневной рабочей неделе.

Представитель истицы Винокуров В.Н. иск Белоконь Н.М. подержал, к изложенному истицей добавил, что прохождение курсов повышения квалификации было связано истицей с ее педагогической деятельностью, во время карантина она выполняла функции воспитателя. Указал также, что изменение системы оплаты труда истицы не повлияло на изменение режима ее работы, которая выполнялась Белоконь Н.М. полный рабочий день, 35 часов в неделю согласно должностной инструкции, как до 01.06.2009 года, так и после этой даты. Считает, что, поскольку трудовым законодательством не установлен минимальный размер рабочего времени в часах, истица, работая даже на 0,98 ставки, выработала необходимый для назначения пенсии специальный стаж.

Ответчик - представитель ГУ УПФР в Полтавском районе Омской области Сенкер С.В. иск не признала, поддержала выводы Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР в Полтавском районе. При этом добавила, что отсутствие у истицы для назначения досрочной пенсии необходимой нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, подтверждается также актом от 10.10.2011 о результатах документальной проверки, проведенной специалистом ГУ УПФР, достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже Белоконь Н.М. и штатными расписаниями МДОУ «Воронцовский детский сад» за 2009-2011 года.

Третье лицо - Комитет образования Полтавского муниципального района Омской области в лице председателя Нечунаева А.Б. представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Против удовлетворения иска Белоконь Н.М. не возражает.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, трудовое законодательство гарантирует работникам, совмещающим труд с обучением, такие же трудовые права, что и иным работникам.

В связи с изложенным, доводы представителя ответчика о том, что истица в связи с учебой не была постоянно занята непосредственным выполнением работы, суд признает неубедительными, поскольку периоды нахождения Белоконь Н.М. на курсах повышения квалификации являлись периодами работы с сохранением ее места работы (должности) и средней заработной платы.

Указанное подтверждается совокупностью доказательств по делу: как объяснениями истицы, так и материалами дела - справкой, удостоверением о повышении квалификации Белоконь Н.М. (л.д. 16,28), которые свидетельствует о том, что повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы Белоконь Н.М.

Кроме того, судом установлено, что во время закрытия МДОУ «Ворноцовский детский сад» на карантин Белоконь Н.М. находилась на рабочем месте, трудовой договор с ней не расторгался, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились необходимые отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд. В этот период не проводились лишь занятия с детьми, а воспитатели работали полный рабочий день, занимались методической и иной связанной с педагогической деятельностью, предусмотренной должностными обязанностями. Карантин - вынужденная мера, направленная на предупреждение массового заболевания воспитанников, которая объявляется независимо от воли и желания воспитателей и не может ущемить их права невключением данных периодов работы в специальный стаж.

При таких обстоятельствах исковые требования истицы в указанной части подлежат удовлетворению - периоды нахождения Белоконь Н.М. на курсах повышения квалификации с 23.03.2006 года по 25.03.2006 года (3 дня), с 01.12.2008 года по 13.12.2008 года (13 дней) и период карантина с 27.11.2009 года по 08.12.2009 года (12 дней) подлежат включению в стаж работы по специальности независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Вместе с тем, суд не находит подлежащими удовлетворению требования истицы о включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя на 0,98 ставки с 01.06.2009 г. по 06.10.2011 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка.

Из материалов дела видно, что Белоконь Н.М. с 02 января 1995 года принята воспитателем в Воронцовский ясли-сад (с 12.02.1997 года - Воронцовский детский сад) и в оспариваемые периоды работала в этой должности (л.д.11,18).

Занимаемая истицей должность «воспитатель» указана в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка.

Согласно пункту 1.8. раздела «Наименование учреждений» списка к учреждениям, работа воспитателем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся дошкольные образовательные учреждения - детские сады всех наименований.

Пунктом 4 Правил установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии с приказами №№ 8-11 от 31.03.2009 года МДОУ «Воронцовский детский сад» перешло на отраслевую оплату труда с 01.06.2009 года, согласно которой были утверждены должностные оклады работников, и работники были предупреждены о сокращении рабочего времени, в том числе истица на 35 часов в неделю (л.д. 29-32).

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норма часов педагогической работы за ставку заработной платы установлена воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях 36 часов в неделю.

Такая же норма часов была установлена указанной категории лиц и ранее действовавшим постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191.

Судом установлено, что продолжительность рабочего времени истицы как воспитателя МДОУ «Воронцовский детский сад» в период с 01.06.2009 г. по 06.10.2011 г. составляла 35 часов в неделю, что не соответствует норме часов педагогической работы за ставку заработной платы, дающей право на зачет указанного периода в специальный стаж работы.

Невыполнение истицей нормы часов педагогической нагрузки подтверждается табелями учета использования рабочего времени за сентябрь, октябрь 2011 г. (л.д.20,21), актом от 10.10.2011 о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже Белоконь Н.М. (л.д. 36-45), штатными расписаниями МДОУ «Воронцовский детский сад» за 2009-2011 года (л.д. 46-52).

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для включения указанного периода в стаж работы истицы для назначения пенсии.

Доводы истицы и ее представителя о том, что работа при неполной ставке дает Белоконь Н.М. право на досрочное назначение пенсии, нельзя признать обоснованными, приведенные судом нормативные акты и доказательства свидетельствуют об обратном.

Учитывая изложенное, специальный стаж истицы подлежит зачислению следующим образом:

- зачтено ответчиком - 22 года 08 месяцев 12 дней;

- периоды курсов повышения квалификации, не зачтенные ответчиком и подлежащие зачету:

23.03.2006 года - 25.03.2001 года - 00 лет 00 месяцев 03 дня,

01.12.2008 года - 13.12.2008 года - 00 лет 00 месяцев 13 дней;

- период карантина с 27.11.2009 года по 08.12.2009 года - 00 лет 00 месяцев 12 дней.

Итого, 22 года 08 месяцев 12 дней + 00 лет 00 месяцев 28 дней = 22 года 09 месяцев 10 дней.

В связи с тем, что на дату обращения Белоконь Н.М. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии у истицы отсутствует необходимый для этого 25-летний стаж, такая пенсия ей не может быть назначена на основании п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Белоконь Н.М. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Полтавском районе Омской области на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж педагогической деятельности Белоконь Н.М. периоды обучения ее на курсах повышения квалификации с 23.03.2006 по 25.03.2006 года, с 01.12.2008 по 13.12.2008 года и период карантина с 27.11.2009 года по 08.12.2009 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья___________________________