Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Полтавка 03 декабря 2011 года Полтавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бейфуса Д.А., при секретаре Корнейучк Т.Ф., с участием старшего помощника прокурора Полтавского района Омской области Стрелец Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Полтавского района Омской области об обжаловании решения Полтавской территориальной избирательной комиссии от 09.09.2011 № 11-16 «О рабочей группе Полтавской территориальной избирательной комиссии по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия избирательных комиссий, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации», УСТАНОВИЛ: Прокурор Полтавского района Омской области обратился в суд с указанным заявлением. В обоснование заявления указал, что решением 09.09.2011 года Полтавской территориальной избирательной комиссии образована рабочая группа по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия избирательных комиссий, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации. В состав указанной рабочей группы включены по согласованию в качестве членов данной рабочей группы должностные лица органов государственной власти - заместитель начальника отдела полиции «Полтавский» Мурашов А.В., начальник отделения УФМС по Полтавскому району Сидоренко Е.В., а также муниципальный служащий - советник администрации Полтавского муниципального района Глазков А.В.По своему правовому статусу данные должностные лица приравнены к остальным членам рабочей группы. Пунктом 3 Положения об указанной Рабочей группе установлено, что группа рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Президента РФ, депутатов Законодательного Собрания Омской области, референдумов Омской области и местных референдумов. Согласно п. 12 Положения по результатам предварительного рассмотрения жалобы (заявления) группой принимается одно из следующих решений: рекомендовать Полтавской территориальной избирательной комиссии а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать Вышеуказанные решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов рабочей группы открытым голосованием, подписываются руководителем рабочей группы. На основании принятого группой решения готовится соответствующий проект постановления Полтавской территориальной избирательной комиссии (проект ответа заявителю) для внесения его на заседание Комиссии. Таким образом, члены рабочей группы полномочны выражать свое мнение путем голосования относительно обоснованности жалоб (заявлений) на решения и действия избирательных комиссий, поступающих в Полтавскую территориальную избирательную комиссию. В связи с этим, в факте включения в состав указанной группы должностных лиц органов государственной власти (заместителя начальника ОП «Полтавский», начальника отделения УФМС но Полтавскому району), а также муниципального служащего (советника администрации Полтавского муниципального района) с правом голосования прокурор усматривает нарушение принципа независимости избирательных комиссий от органов государственной власти и органов местного самоуправления (их должностных лиц), закрепленного в п.12 ст.20 и п.7 ст.3 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поскольку пункт 5 Положения о данной группе предусматривает возможность приглашения с целью подготовки вносимых на заседание рабочей группы вопросов представителей иных избирательных комиссий, комиссий референдума, специалистов, экспертов, то заместитель начальника отдела полиции «Полтавский» Мурашов А.В., начальник отделения УФМС по Полтавскому району Сидоренко Е.В., а также советник администрации Полтавского муниципального района Глазков А.В., по мнению прокурора, могут быть привлечены к деятельности указанной рабочей группы лишь на стадии подготовки вносимых на заседание рабочей группы вопросов в качестве специалистов или экспертов, т.е. без права участия в голосовании, проводимом по результатам предварительного рассмотрения жалобы (заявления). Просит признать незаконным решение Полтавской территориальной избирательной комиссии от 09.09.2011 № 11-16 «О рабочей группе Полтавской территориальной избирательной комиссии по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений), на решения и действия избирательных комиссий, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации» в части включения в состав указанной рабочей группы заместителя начальника отдела полиции «Полтавский» Мурашова А.В., начальника отделения УФМС по Полтавскому району Сидоренко Е.В., а также советника администрации Полтавского муниципального района Глазкова А.В. В судебном заседании старший помощник прокурора Стрелец Ю.В. доводы заявления поддержала по указанным в нем основаниям, дополнив изложенные в заявлении доводы следующим. Прокурор не оспаривает законность участия должностных лиц органов госвласти Мурашова А.В., Сидоренко Е.В., а также муниципального служащего Глазкова А.В. в работе группы, а указывает на незаконность участия этих лиц в качестве членов группы с правом голосования, поскольку тем самым данные лица так или иначе влияют на мнение избирательной комиссии. Участие данных лиц допускается в иной форме (в качестве специалистов, экспертов). Нарушение избирательных прав выражается в том, что в случае обжалования в Полтавскую избирательную комиссию действий полиции, либо миграционной службы, участие в рабочей группе представителей указанных служб может неверно повлиять на решение Полтавской избирательной комиссии. Обращает внимание суда на то, что, утверждая состав аналогичной рабочей группы на своем уровне, Избирательная комиссия Омской области не включила туда должностных лиц органов государственной власти, муниципальных служащих. Коме того, в силу п.п.2.1.1 и 2.1.2 Соглашения о взаимодействии Избирательной комиссии Омской области и Управления Федеральной миграционной службы по Омской области от 21.02.2008 года стороны при организации взаимодействия и координации деятельности руководствуются принципами: самостоятельности в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств; независимости в принятии решений и осуществлении возложенных на Стороны функций. Председатель Полтавской территориальной избирательной комиссии Шиманский В.М. в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, пояснил, что решение Полтавской территориальной избирательной комиссии от 09.09.2011 г. № 11-16 «О рабочей группе Полтавской территориальной избирательной комиссии по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия избирательных комиссий, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации» было разработано и принято на основании пункта 4 постановления Избирательной комиссии Омской области от 18.08.2011 г. № 3-35. Включение в состав рабочей группы указанных в заявлении прокурора лиц не нарушает принцип независимости Полтавской территориальной избирательной комиссии, так как в компетенцию рабочей группы входит лишь предварительная проверка фактов, а окончательное решение принимает Полтавская территориальная избирательная комиссия коллегиально. При этом, для комиссии не принципиально, в какой форме рабочей группой принято рекомендованное комиссии решение: путем голосования, либо путем обсуждения с привлечением представителей органов государственной власти в качестве специалистов или экспертов. Численный состав рабочей группы нигде не регламентирован. Нормы закона не запрещают включать указанных лиц в группу по предварительному рассмотрению жалоб. Жалобы на рассмотрение в рабочую группу Полтавской территориальной избирательной комиссии в ходе избирательной кампании не поступали. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Правовое регулирование деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации осуществляется, в том числе, нормами Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к решениям избирательной комиссии, исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, установленном главой 26 ГПК РФ, в случаях, предусмотренныхчастью 1 статьи 259 ГПК РФ в защиту публичных интересов, если решениями, действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации (п.19 Постановления Пленума). В соответствии с п. 12 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Принцип независимости избирательных комиссий от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан закреплен также в п.7 ст.3 Закона. По своему смыслу положения указанных норм не исключают взаимодействия комиссий и органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также не отменяют отдельных государственных и муниципальных полномочий в отношении комиссий. Так, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ участвуют в формировании комиссий, контролируют использование бюджетных средств, осуществляют проверку законности действий (бездействия) комиссий и их членов. Реализация принципа независимости комиссий связана с установлением гарантий, на практике обеспечивающих невозможность какого-либо противоправного влияния на работу комиссий. К таким гарантиям относится, например: - участие законодательной и исполнительной власти в формировании комиссий; - квота на участие в работе избирательных комиссий государственных служащих; - обязанность государственных органов и органов местного самоуправления оказывать содействие избирательным комиссиям в их деятельности. В то же время данное положение не подлежит расширительному пониманию. Комиссии в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами, изданными законодательными, представительными органами, иными органами государственной власти. Предусмотрена также возможность осуществления судебного контроля за деятельностью комиссий. Комиссии осуществляют подготовку и проведение выборов во взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Одной из основных обязанностей комиссий, закрепленной в п.4 ст.20 данного Закона, является обязанность по рассмотрению поступивших к ним в период избирательной кампании обращений о нарушении закона, а также проведению проверок по этим обращениям в пределах своей компетенции. В частности, пп. «з» п.9 ст.26 Закона предусмотрено полномочие территориальных избирательных комиссий по рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений. В целях реализации полномочий Полтавской территориальной избирательной комиссии, по рекомендации Избирательной комиссии Омской области (постановление от 18.08.2011 года № 3-35) была сформирована рабочая группа Полтавской территориальной избирательной комиссии по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия избирательных комиссий, нарушающих избирательные права граждан РФ, в состав которой в качестве членов рабочей группы вошли заместитель начальника отдела полиции «Полтавский» Мурашов А.В., начальник отделения УФМС по Полтавскому району Сидоренко Е.В., советник администрации Полтавского муниципального района Глазков А.В. (л.д.16-17). Прокурором не представлено суду доказательств нарушения включением в состав рабочей группы указанных лиц избирательных прав граждан. Доводы прокурора о возможном влиянии и нарушении тем самым принципа независимости избирательной комиссии носят предположительный характер, не основаны на законе. В компетенцию рабочей группы входит рассмотрение жалоб и заявлений на решения нижестоящих избирательных комиссий, а не на действия (бездействие) должностных лиц органов полиции, либо миграционной службы, как указывает прокурор в доводах в обоснование заявления. Судом установлено, что рабочая группа сформирована в целях реализации полномочий территориальной избирательной комиссии, решение рабочей группы носит рекомендательный характер для территориальной избирательной комиссии, состав рабочей группы нормами Закона «О гарантиях избирательных прав граждан» не регламентирован. Заместитель начальника отдела полиции «Полтавский» Мурашов А.В., начальник отделения УФМС по Полтавскому району Сидоренко Е.В., советник администрации Полтавского муниципального района Глазков А.В. привлечены к участию в данной рабочей группе для более квалифицированного рассмотрения обращений. На основании изложенного, суд не находит оснований для признания решения Полтавской территориальной избирательной комиссии от 09.09.2011 года № 11-16 незаконным. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора Полтавского района Омской области об обжаловании решения Полтавской территориальной избирательной комиссии от 09.09.2011 № 11-16 «О рабочей группе Полтавской территориальной избирательной комиссии по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия избирательных комиссий, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации» отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья_____________________
незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).