Дело № ДД.ММ.ГГГГ р.п. Полтавка Полтавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Абилова А.К., при секретаре Тихоновой М.М., у с т а н о в и л : В обоснование иска указал, что с 17.11.1998 его мать Гарис А.Я. была ограничена в родительских правах, дети были отобраны, он остался без попечения родителей, так как отец в свидетельстве о рождении указан был со слов матери. В 2011 году он узнал, о том, что имеет право на получение жилья. В данный момент он не имеет в собственности ни жилья, ни земли. Просит обязать администрацию Полтавского муниципального района поставить его на учет как оставшегося без попечения родителей, для получения жилья. В судебном заседании Гарис С.А. доводы искового заявления поддержал в полном объеме. Представитель администрации Полтавского муниципального района Соловьев А.Е. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. Представитель третьего лица - Комитета образования администрации Полтавского района Язева Л.П. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Гариса С.А. Выслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Решением Полтавского районного суда Омской области от 17.11.1998 Гарис А.Я. ограничена в правах в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Гариса С.А., дети отобраны, переданы на попечение отдела образования Администрации Полтавского района (л.д.8). Постановлением главы местного самоуправления Полтавского района от 21.09.1998 № 259 несовершеннолетний Гарис С.А. передан в коррекционную школу интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтвержден факт внесения в свидетельство о рождении сведений об отце истца со слов матери (л.д.14). В судебном заседании установлено, что истец не имеет собственного жилья, в настоящее время проживает в <адрес>, не являясь собственником указанного дома. Жилое помещение по договору социального найма истице не предоставлено. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Статус истца до его совершеннолетия по категории «дети, оставшиеся без попечения родителей» ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами. Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержкидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законодательным Собранием Омской области 19.06.2008 принят Закон Омской области от 04.07.2008 г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем, Закон Омской области № 806-03 «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 ноябре 2006 года утратил свою силу. Законом Омской области от 04.07.2008 года №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещенияпо договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам состоящим на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как установлено в ходе судебного заседания, Гарис С.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 23-хлетнего возраста не состоял. Между тем, анализируя вышеприведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что хотя жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд, - р е ш и л : Исковое заявление Гариса С.А. удовлетворить. Признать Гариса С.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Полтавский районный суд Омской области в течение месяца со дня его оглашения. Председательствующий: А.К. Абилов
Поскольку Гарис С.А. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, а основной обязанностью органов опеки и попечительства в соответствии со ст.7 Федерального Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» является защита прав и законных интересов граждан,находящихся под опекой или попечительством, данный орган обязан был до достижения истцом совершеннолетия принять исчерпывающие меры по соблюдению законных прав и интересов Гариса С.А. в сфере жилищных правоотношений.