Дело по исковому заявлению Кощея Н.Н. к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Кировский» Полтавского района Омской области о взыскании имущественного пая



                                 Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2012 года                                                            р.п. Полтавка

Полтавский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Бейфуса Д.А.,

при секретаре Корнейчук Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кощея Н.Н. к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Кировский» Полтавского района Омской области о взыскании имущественного пая,

УСТАНОВИЛ:

Кощей Н.Н. обратился в суд с иском к СПК «Кировский» о взыскании имущественного пая в сумме 68263 рублей.

В судебном заседании Кощей Н.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что ему принадлежит имущественный пай в размере 68263 рублей. Он обратился в СПК «Кировский» с заявлением о выплате ему данного пая 03.11.2011 года. В соответствии с протоколом собрания уполномоченных членов СПК «Кировский» от 30.03.2012 года он был исключен из членов кооператива, было вынесено решение о выплате ему имущественного пая согласно устава СПК «Кировский» и очередности подачи заявлений. Однако фактически ему было отказано в выплате имущественного пая, поскольку руководство кооператива ссылается на отсутствие денежных средств для оплаты в добровольном порядке. Никаких выплат ответчик не производил.

Представитель ответчика СПК «Кировский», будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в заявлении к суду просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражения на иск не представил.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 107 ГК РФ, статьей 1 Федерального закона от 8 мая 1996г. N41-ФЗ «О производственных кооперативах» производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией.

Согласно статье 111 ГК РФ член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.

Выплата стоимости пая или выдача другого имущества выходящему члену кооператива производится по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из него, предупредив в письменной форме председателя (правление) кооператива не позднее чем за две недели.

Исключение из членов кооператива по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом и уставом кооператива, не допускается.

Лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее его паю, а также производятся другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива. Выплата стоимости пая или выдача другого имущества вышедшему (исключенному) члену кооператива производятся по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Согласно пункту 8.1 Устава СПК «Кировский», утвержденного общим собранием членов кооператива 11.03.2005 года (с изменениями от 21.03.2008 года), паевой взнос выбывшему выплачивается из фонда возврата паевых взносов при условии наличия в нем соответствующих средств в течение шести месяцев после утверждения годового баланса общим собранием. В случае недостатка средств в фонде возврата для выплаты паевого взноса в полном размере, в течение шести месяцев выплачивается сумма обязательного пая размере 2000 рублей. По истечении шести месяцев выходящему члену кооператива выдается документ, подтверждающий сумму, сроки и порядок осуществления выплат дополнительного пая.

Судом установлено, что заявление о выходе из членов кооператива и выплате пая было подано Кощеем Н.Н. 03.11.2011 года (л.д.6). Решением отчетно-выборного собрания уполномоченных членов СПК «Кировский» от 30 марта 2012 года, на котором был утвержден годовой отчет кооператива за 2011 год, просьба Кощея Н.Н. о выходе из ассоциированных членов с возвратом стоимости паевого взноса удовлетворена. Согласно протоколу, общее собрание СПК решило исключить Кощея Н.Н. из ассоциированных членов кооператива и начать выплату имущественных паев согласно уставу СПК «Кировский» и очередности подачи заявлений (л.д. 8-9).

Таким образом, процедура выхода из кооператива и порядок рассмотрения заявления Кощея Н.Н. о выходе его из членов кооператива и выдаче ему пая сторонами соблюдены.

Вместе с тем, суд считает убедительными доводы истца о том, что решение ответчика о выплате паевого взноса в порядке очередности подачи заявлений и в пределах фонда возврата имущественных паев необоснованно, ограничивает его право на пользование собственным имуществом.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (например, Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 256-О) неоднократно указывал, что в тех случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы права, право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным.

По смыслу данной правовой позиции, суду при рассмотрении дел, связанных с выплатой стоимости пая надлежит, не ограничиваясь констатацией одного лишь факта закрепления уставом кооператива срока выплаты стоимости пая, исследовать весь комплекс связанных с этим вопросов, проверить обоснованность и экономическую целесообразность в каждом конкретном случае установления отдаленного по отношению к моменту выхода члена кооператива срока выплаты стоимости пая, во избежание произвольного создания препятствий к получению гражданами стоимости их паевого взноса и обеспечивая интерес кооператива и выходящего члена кооператива.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Суд, учитывая преклонный возраст истца (71 год), его состояние здоровья (в 2011 году у него обострилась хроническая язвенная болезнь), а также установленный ответчиком срок выплаты паевого взноса, который фактически не определен и ставится в зависимость от очередности подачи заявления, наличия средств (при этом годовой отчет утвержден), решение о выплате причитающейся истцу денежной суммы на таких условиях является нарушением его прав и законных интересов и свидетельствует о злоупотреблении правом.

Кроме этого, после принятия решения о выплате имущественного пая ответчик вопреки пункту 8.1 никаких выплат Кощею Н.Н. не производил. Иного ответчик не представил.

Поскольку паевой взнос находится в СПК «Кировский» как у юридического лица, истец вправе требовать его выплаты с юридического лица единовременно, без обжалования решения общего собрания кооператива.

Выплата Кощею Н.Н. паевого взноса единовременно не нарушает права иных членов СПК «Кировский», поскольку не влияет на размер их паевых взносов и порядок выплаты в случае прекращения членства. Единовременной выплатой паевого взноса Кощею Н.Н. не ущемляются интересы кооператива, сумма паевого взноса не может отразиться на хозяйственной и финансово-экономической деятельности кооператива, ухудшить его экономическую стабильность. Стороной ответчика не представлено доказательств обратного.

На основании изложенного, иск Кощея Н.Н. подлежит удовлетворению.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом уплачена государственная пошлина в сумме 2247,89 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Кощея Н.Н. к СПК «Кировский» о взыскании имущественного пая удовлетворить.

Взыскать с СПК «Кировский» в пользу Кощея Н.Н. долг по имущественному паю в сумме 68263 рублей, судебные издержки в виде оплаты государственной пошлины в сумме 2247,89 руб. Всего взыскать 70510 рублей 89 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья___________________________