Дело по заявлению прокурора Полтавского района к муниципальному образованию «Полтавский муниципальный район» в интересах Немна М.А. об обязании муниципального образования «Полтавский муниципальный район» предоставить меры социальной поддержки



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2012 года                     р.п. Полтавка

Полтавский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Абилова А.К.,

при секретаре Соколовой О.П.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Полтавского района к муниципальному образованию «Полтавский муниципальный район Омской области» в интересах Немна М.А. об обязании муниципального образования «Полтавский муниципальный район Омской области» предоставить меры социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

Прокурор Полтавского района Омской области обратился с заявлением к муниципальному образованию «Полтавский муниципальный район Омской области» в интересах Немна М.А. об обязании представления мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, работнику МУЗ «ЦРБ Полтавского района».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Немна М.А. с 31.07.1998 и по 10.01.2012 являлась медицинским работником МУЗ «Полтавская ЦРБ». В настоящее время состоит в должности - медицинской сестры гинекологического отделения. С 2009 года предоставление ей как работнику муниципального учреждения здравоохранения Омской области, расположенного в сельской местности, компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, общей площади жилого помещения прекратилось. Не предоставление администрацией Полтавского муниципального района мер социальной поддержки истице нарушает охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации ее права. Просил обязать муниципальное образование «Полтавский муниципальный район Омской области» предоставить Немна М.А. меры социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 год в размере 7304,4 руб.

В судебном заседании старший помощник прокурора района Стрелец Ю.В., поддержала заявленные требования.

Немна М.А. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица - БУЗОО «Полтавская ЦРБ» в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавших до 01.01.2012 (далее - Основы законодательства), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливались органами местного самоуправления.

До 01.01.2012 меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, расположенных в сельской местности, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусматривались ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее - Кодекс).

В частности, данная норма Кодекса наделяла вышеуказанные категории медицинских работников правом на получение мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату общей площади жилого помещения, а также отопления и электроснабжения.

В силу п.1 ст. 16, п.3 ст.37 Кодекса до 01.01.2012 государственные полномочия в части предоставления вышеуказанных мер социальной поддержки работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения Омской области, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, были переданы Омской областью на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области.

В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматривались в областном бюджете в виде субвенций.

Размер субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, определялся в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

В случае недостаточности общего объема субвенций, рассчитанного в соответствии с настоящим Кодексом, местным бюджетам компенсируются из областного бюджета в полном объеме расходы, связанные с исполнением переданных государственных полномочий.

Кроме того, право органов местного самоуправления Омской области требовать своевременного и в полном объеме перечисления средств на реализацию переданных государственных полномочий закреплено в пп. 1 п. 1 ст. 18 Кодекса.

Статьей 15 Закона Омской области от 09.12.2010 № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» действие ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 года.

Аналогичное положение было закреплено в пп.2 п.1 ст. 15 Закона Омской области Закона Омской области от 29.12.2009 № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год», а также в пп.2 п.1 ст. 16 Закона Омской области № 1093-03 от 24.11.2008 «Об областном бюджете на 2009 год».

Данные обстоятельства явились основанием для прекращения предоставления Мойся Н.П. вышеуказанных мер социальной поддержки.

Между тем, определением Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2009 № 50-Г09-20 положения пп.2 п.1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009», которыми приостанавливалось действие ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, признаны противоречащими федеральному законодательству со дня вступления решения в законную силу.

Одной из основных задач законодательства РФ об охране здоровья граждан, закрепленных в ст.4 Основ законодательства, являлось установление гарантий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.

Пунктом 6 ст.3 распоряжения Правительства Омской области № 140-рп от 07.10.2009 «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» было предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также субвенций местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Аналогичное положение было закреплено в п.5 ст.3 распоряжения Правительства Омской области от 24.09.2008 № 166-рп «О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2009 год и на период до 2011 года и проекте закона Омской области «Об областном бюджете на 2009 год».

Согласно пункту «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, кроме прочего, решение вопросов возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу п.2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с п.5 ст.52 ФЗ № 131-ФЗ в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В силу п.4 ст.55 вышеуказанного Закона субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона зачисляются в доходы местных бюджетов.

Из пунктов 1, 2 ст.63 ФЗ № 131-ФЗ следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами; иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации.

Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, производятся в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, в силу п.5 ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с п.2 Устава МУЗ ЦРБ Полтавского района учредителем данного муниципального учреждения являлась Администрация Полтавского муниципального района Омской области.

Факт не предоставления в 2011 году мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, Администрацией Полтавского муниципального района, Немна М.А.как работнику МУЗ ЦРБ Полтавского района нарушил социальные права и законные интересы последней.

В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.

Размер исковых требований к администрации Полтавского муниципального района Омской области суд определяет исходя из задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в сумме 7304,4 рублей, так как расчет размера указанных требований, по мнению суда, произведен правильно и ответчиком не оспаривался.

Таким образом, исковые требования прокурора Полтавского района Омской области о взыскании в пользу Немна М.А. компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и общей площади жилого помещения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,-

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Полтавского района Омской области в интересах Немна М.А., удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования «Полтавский муниципальный район Омской области» за счет казны Полтавского муниципального района Омской области в пользу Немна М.А. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, общей площади жилого помещения, предусмотренных ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в сумме 7304 рублей 40 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Полтавский районный суд Омской области в течение месяца с момента оглашения.

Председательствующий:         А.К. Абилов