Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года р.п. Полтавка
Полтавский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Абилова А.К.,
при секретаре Тихоновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Матюх Т.Н. к администрации Полтавского муниципального района Омской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья,у с т а н о в и л :
Матюх Т.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением.В обоснование иска указала, что с четырех лет она с братом и сестрой осталась без родителей, которые 18.06.1989 трагически погибли. 01.09.1989 их вяза под опеку тетка Криминская В.А., в 1992 году опека была переоформлена на ее старшего брата Матюх А.Н. Ни она, на брат, ни сестра не получили жилья. В 2003 году она была снята с опеки по достижении 18-летнего возраста, о том, что она имеет право на получение жилья, ей никто не сообщил. В 2009 году она узнала, о том, что имеет право на получение жилья, и обратилась к ответчику, но ей было отказано. В данный момент она не имеет в собственности ни жилья, ни земли. Просит обязать администрацию Полтавского муниципального района поставить ее на учет как сироту, для получения жилья в первоочередном порядке.
В судебное заседание истец Матюх Т.Н. доводы искового заявления поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Полтавского муниципального района Глазков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что вопрос о постановке на учет с требованием получения жилого помещения, не относится к вопросам местного значения муниципального района. Кроме этого, вопрос о постановке на учет с целью получения жилого помещения носит заявительный характер. Заявление должно быть написано лицом, субъектом социальных правоотношений либо самим ребенком, оставшимся без попечения родителей в возрасте с 18 до 23 лет, либо лицом у которого находился такой ребенок в возрасте до 18 лет. Заявление о постановке на учет было написано Матюх Т.Н. в мае 2010 года, когда ей было уже 25 лет, поэтому истица уже не имеет право претендовать на внеочередное выделение жилого помещения.
Представитель третьего лица - Комитета образования администрации Полтавского района Красовская Л.М. в судебном заседании также поддержала доводы приведенные Глазковым А.В., просила отказать в удовлетворении исковых требований Матюх Т.Н.
Выслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как видно из представленных свидетельств о смерти Матюх Н.А. и Матюх Н.А. последние погибли 18.06.1989 (л.д.7,8).
Решением Полтавского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с гибелью родителей несовершеннолетней Матюх Т.Н. назначена опека (л.д.6).
В судебном заседании установлено, что истица не имеет собственного жилья, в настоящее время проживает в <адрес>, не являясь собственником указанной квартиры.
Жилое помещение по договору социального найма истице не предоставлено. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.
Статус истицы до ее совершеннолетия по категории «ребенок-сирота» ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.
Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержкидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.
При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законодательным Собранием Омской области 19.06.2008 года принят Закон Омской области от 04.07.2008 г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем, Закон Омской области № 806-03 «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 ноябре 2006 года утратил свою силу.
Законом Омской области от 04.07.2008 года №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 35, пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 5 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса.
Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.
Согласно п. 14 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 (в редакции с изменениями от 06.04.2010 г.) при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.
Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-03 предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещенияпо договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам состоящим на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как установлено в ходе судебного заседания, Матюх Т.Н. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения ею 23-хлетнего возраста не состояла.
Между тем, анализируя вышеприведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что хотя жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку Матюх Т.Н. являлась сиротой, а основной обязанностью органов опеки и попечительства в соответствии со ст.7 Федерального Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» является защита прав и законных интересов граждан,находящихся под опекой или попечительством, данный орган обязан был до достижения истицей совершеннолетия принять исчерпывающие меры по соблюдению законных прав и интересов Матюх Т.Н. в сфере жилищных правоотношений. По указанному же основанию, ссылка представителя ответчика и третьего лица на то обстоятельство, что опекун истицы до ее совершеннолетия должен был сам обратиться с заявлением о постановке на указанный учет, либо Матюх Т.Н. сама должна была принять подобные меры, не состоятельна. Суд принимает во внимание, что истица не имеет каких-либо юридических познаний, кроме того считает пропущенный ею срок для обращения для постановки на учет незначительным.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд, -
р е ш и л :
Исковое заявление Матюх Т.Н. удовлетворить.
Признать Матюх Т.Н. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в качестве лица из числа детей-сирот.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Полтавский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня ознакомления с мотивированным решением.
Председательствующий: А.К. Абилов