ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ решением Думы МО «Город Полевской» № 165 утверждено Положение «О реестре муниципальной собственности МО «Город Полевской», в которое в последующем внесены изменения решениями Думы МО «Город Полевской» от 18 сентября 2009г. № 310, от 26 августа 2004г. № 435, опубликованного в газете «Диалог» от ДД.ММ.ГГГГ №. Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением об оспаривании Положения «О Реестре муниципальной собственности МО «Город Полевской», мотивируя это тем, что этот нормативный акт противоречит действующего федеральному законодательству, поскольку принят органом местного самоуправления с нарушением компетенции. В судебном заседании прокурор поддержал заявление и его доводы, дополнив их тем, что просит признать оспариваемое недействующим с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента внесения изменений в статью 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающих обязанность органов местного самоуправления вести реестр муниципальной собственности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Представитель ОМС «Дума Полевского городского округа» ФИО3 с заявлением согласилась, пояснила, что оспариваемое Положение принято в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления до внесения изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В настоящее время порядок ведения реестров муниципальной собственности Правительством РФ не установлен, а оспариваемое Положение необходимо для осуществления учета и ведения реестра муниципальной собственности. Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему. Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет большую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В статье 76 Конституции Российской Федерации определяется соотношение юридической силы федеральных актов и актов субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. Порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия установлен в статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, - уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти. Согласно пунктам 1 и 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего на момент принятия оспариваемого Решения Думы Полевского городского округа, в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Статьей 4 Федерального закона от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего на момент принятия оспариваемого Решения Думы Полевского городского округа установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления, к которым отнесены: 1) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением; 2) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; 3) обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления; 4) регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность; 5) наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией; 6) установление государственных минимальных социальных стандартов; 7) регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами; 8) принятие федеральных программ развития местного самоуправления; 9) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти; 10) регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; 11) обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; 12) установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 13) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления; 14) регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов; 15) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 16) регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно - территориальных образованиях; 17) регулирование основ муниципальной службы; 18) регулирование федеральными законами особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления установлены в статье 5 Федерального закона от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего на момент принятия оспариваемого Решения Думы Полевского городского округа, к ним отнесены: 1) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; 2) обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации; 3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность; 4) регулирование отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами; 5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; 6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией; 7) принятие региональных программ развития местного самоуправления; 8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; 9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; 10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов; 11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований; 12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 13) регулирование законами в соответствии с настоящим Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций; 14) законодательство о муниципальной службе; 15) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; 16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований. Уставом Свердловской области, принятым Областным законом от 5 декабря 1994 года N 13-ОЗ, из предмета ведения органов местного самоуправления не исключен вопрос определения порядка ведения реестра муниципальной собственности. Уставом МО «Город Полевской», утвержденным Решением Думы МО «Город Полевской» от 1 февраля 2001г. № 516, действовавшим на момент принятия оспариваемого Решения, к предметам ведения МО «Город Полевской» отнесены вопросы местного значения, аналогичные тем, что установлены Федеральным законом от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Так в статье 4 названного Устава предусмотрено, что муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Свердловской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 15 Федерального закона от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 4) установление местных налогов и сборов; 5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Уставом МО «Город Полевской», утвержденного Решением Думы МО «Город Полевской» 1 февраля 2001г. № 516, к исключительной компетенции Думы МО «Город Полевской» отнесены вопросы принятия общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Согласно статье 13 Устава МО «Город Полевской», утвержденного Решением Думы МО «Город Полевской» 1 февраля 2001г. № 516, в пределах своей компетенции Дума МО "Город Полевской" принимает нормативные и иные правовые акты в форме решений Думы МО, которые принимаются на сессиях Думы муниципального образования. Принятый Думой МО нормативный правовой акт в течение пяти дней со дня его принятия направляется для подписания и обнародования Главе МО. Нормативный правовой акт Думы МО подписывается Главой МО в течение пяти дней со дня его регистрации в администрации МО с указанием даты подписания. Решения Думы МО, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Решения Думы МО вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если иной срок не оговорен в решении. Официальным опубликованием решений Думы МО является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном правовым актом Думы МО. Таким образом, поскольку вопрос установления порядка ведения реестра муниципальной собственности не был отнесен к предметам ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Свердловской области, орган местного самоуправления Дума Полевского городского округа имело право принять к своему рассмотрению этот вопрос, следовательно, оспариваемое Решение Думы МО «Город Полевской» от 20 июня 2002г. № 165 принято без нарушения требований о компетенции органов местного самоуправления. Порядок принятия решения и его вступления в силу не нарушен. Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008г. № 281 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 5 следующего содержания: "5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти." На момент рассмотрения дела порядок ведения реестра муниципальной собственности федеральным органом исполнительной власти, установленным Правительством Российской Федерации, не принят. В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Как разъяснили в совместном Постановлении от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" Пленум ВАС РФ N 8 и Пленум ВС РФ N 6, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Действительно, на момент рассмотрения дела в суде из ведения органов местного самоуправления Федеральным законом изъят вопрос определения порядка ведения реестра муниципальной собственности, соответственно, оспариваемое Решение представительного органа местного самоуправления стало противоречить закону. Однако, ни в заявлении, ни в ходе судебного заседания заявитель не указал, какие права и свободы граждан или юридических лиц, а также какие публичные интересы нарушает оспариваемый нормативный акт при том, что законом или иным нормативным правовым актом не установлен порядок ведения реестра муниципальной собственности. Таким образом, в связи с тем, что оспариваемым актом не нарушены права и свободы граждан, юридических лиц и публично-правовых образований, суд считает, что в удовлетворении заявления прокурора следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении требований прокурора об оспаривании Решения Думы МО «Город Полевской» № 165 «Об утверждении Положения «О реестре муниципальной собственности МО «Город Полевской». Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств. Председательствующий: