Решение в окончательной форме принято 8 июня 2010г. ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Полевской 4 июня 2010 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Киреевой Т.П., с участием прокурора Суетиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта организации санитарно-защитной зоны, УСТАНОВИЛ: Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд пришел к следующему: В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, то есть организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 20 названного Федерального закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Статьей 38 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что натерритории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды» размещение, …, эксплуатация… зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно пунктам 1-3 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством. В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Пунктом 2.2. названных Санитарных правил установлено, что санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Согласно пункту 3.1 названных Санитарных правил и норм, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: - промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м; - промышленные объекты и производства второго класса - 500 м; - промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м; - промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м; - промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м (пункт 3.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов»). Пунктом 4.1 названных СанПиН предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Из раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов» следует, что к 3 классу опасности относятся автобусные и троллейбусные вокзалы, автобусные и троллейбусные парки, автокомбинаты, трамвайные, метродепо (с ремонтной базой). В соответствии с пунктом 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами. Как установлено в судебном заседании, ПАТП является самостоятельным юридическим лицом, использующим имущество, находящееся в муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения. Основными видами его деятельности являются осуществление перевозки пассажиров маршрутными автобусами, оказание услувг организациям города по перевозке рабочих и населению в разовых поездках, оказание услуг населению по техническому обслуживанию, ремонту, мойке автомобилей, торгово-закупочная деятельность. Эти обстоятельства подтверждаются Уставом МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» (л.д. 39-42), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 12-25). Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц также следует, что дополнительными видами деятельности предприятия являются также техническое обслуживание и ремонт автомобилей, деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.), эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств и т.п., технический контроль автомобилей. Из копий свидетельств о праве собственности на землю (л.д. 43-44) видно, что ПАТП владеет на праве постоянного пользования земельными участками для автоколонны и административно-бытового корпуса по <адрес>, в <адрес>, для здания автовокзала по <адрес>, для здания автовокзала по <адрес>. В ходе проверки законодательства в сфере охраны окружающей среды ПАТП, проведенной прокуратурой <адрес> в период с 3 по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что источниками загрязнения воздушной среды являются: в гараже - двигатели внутреннего сгорания автотранспорта (19 автобусов), в ремонтном боксе - шлифовальный станок и ряд других. Также установлено, что источники загрязнения атмосферного воздуха предприятия расположены на одной производственной площадке, включающей в себя гараж, отделение главного механика, автомойку, ремонтный бокс, столярный цех, кузовной и сварочный цеха, мастерские. При этом проект санитарно-защитной зоны предприятием не разработан. В связи с допущенными нарушениями природоохранного законодательства в отношении МУП ПАТП возбуждено дело об административном правонарушении, что подтверждается копией соответствующего постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-30). Одним из допущенных нарушений является отсутствие проекта санитарно-защитной зоны предприятия. За допущенные нарушения, в том числе и отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, ПАТП назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000р., что видно из копии постановления по делу об административном правонарушении (л.д. 31-32). В обоснование своих возражений ответчик ссылается на то, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденных Решением Думы Полевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, автовокзал по <адрес>, автостанция по <адрес>, и административно-бытовое здание по <адрес>, в <адрес> находятся в зоне промышленных предприятий 4 класса опасности, а поэтому у ПАТП отсутствует обязанность по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны. Однако, с этими доводами ответчика суд не может согласиться, поскольку в силу пункта 3.17. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов» для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдается решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. Из этого следует, что на предприятиях, относящихся к 4 и 5 классу опасности, также должен быть разработан проект санитарно-защитной зоны и утвержден Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем. Также суд не может принять во внимание представленный проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для Полевского МУП «Пассажирское АТП», в котором указаны санитарные зоны предприятия, поскольку он не утвержден в установленном законом порядке государственным органом. Доказательств того, что указанные выше требования ответчиком соблюдаются и что деятельность предприятия не причиняет вреда окружающей среде и не создает такой угрозы причинения в будущем, ответчик, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представил. Также ответчик не представил иных доказательств, освобождающих его от обязанностей по разработке проекта санитарно-защитной зоны. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению. В связи с удовлетворением иска с ответчика следует взыскать государственную пошлину, от которой истец освобожден. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны предприятия. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» государственную пошлину в доход государства 4000 р. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств. Председательствующий