решение вступило в законную силу



Решение в окончательной форме

принято 28 января 2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской         21 января 2010 года

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумовской <данные изъяты> к ОМС «Администрация Полевского городского округа» и ОМС «Администрации Полевского городского округа» об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка о признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

Шумовская Т.Н. обратилась в суд с иском об оспаривании отказа ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» в предоставлении земельного участка и признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату, мотивируя это тем, что ДД.ММ.ГГГГ она стала собственником жилого дома по <адрес>. Земельный участок под данным жилым домом принадлежит ей на праве аренды по договору от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчикам с заявлением о предоставлении ей этого земельного участка в собственность за плату, однако, ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении участка ей было отказано по мотиву нахождения его в первом и втором поясах санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Считает данный отказ незаконным, поскольку на момент обращения его с заявлением о предоставлении земельного участка каких-либо ограничений в использовании земельного участка законом не было установлено, проект зон санитарной охраны в установленном порядке органами исполнительной власти <адрес> не принят.

В судебном заседании истец и её представитель ФИО3 поддержали иск и доводы искового заявления.

Представитель ответчика ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» в судебное заседание не явились, будучи извещены своевременно и надлежащим образом о дне и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором указал, что исковые требования не признает.

Представитель ответчика ОМС «Администрация Полевского городского округа» в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.

Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Шумовская Т.Н. является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>, на основании договора купли-продажи, заключенного между ней и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией этого договора (л.д. 8-10), свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к Главе Полевского городского округа о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка, расположенного в <адрес>, на котором находится жилой дом, собственником которого она является.

Письмом начальника ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Шумовской Т.Н. отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату, поскольку, земельный участок, расположенный в <адрес>, земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения не подлежат приватизации.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка. Однако спорные отношения сторон под случаи, указанные в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, не подпадают.

Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 19 июня 2007 года) земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.

В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В материалах дела имеется санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной регистрационной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок, расположенный в <адрес>, находится во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (в 220 м от уреза воды Верхне-Макаровского водохранилища).

Согласно имеющейся в деле выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ этот земельный участок относится к категории земель - земли поселений, находится в государственной собственности. Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, установленных органами местного управления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в гражданском обороте.

<адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, органами исполнительной власти <адрес> на день рассмотрения дела не утверждены. Действующее в настоящее время <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О зонах Санитарной охраны <адрес>, Верхнее-Макаровского и Волчихинского водохранилищ - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Свердловского промрайона (<адрес>) противоречат нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", поскольку в данном документе зоны санитарной охраны водных объектов установлены без учёта положения береговой линии в период весенне-летней межени <адрес> и её притоков, не учтен рельеф местности.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельном участке. В данном же случае земельный участок уже был первоначально предоставлен, для строительства не испрашивается, необходим истцу для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих обоснованность отказа в предоставлении земельного участка истцу, ответчиками не представлено, а поэтому исковые требования Шумовской Т.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, осуществленного ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ следует удовлетворить.

Решением Думы Полевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 700 утвержден Порядок действий органов местного самоуправления Полевского городского округа по предоставлению земельных участков в пользование и собственность.

Настоящий Порядок действий органов местного самоуправления Полевского городского округа по предоставлению земельных участков в пользование и собственность (далее - Порядок) разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 543-ПП "Об организации работы по предоставлению в собственность или аренду земельных участков путем проведения торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка", Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 817-ПП "О мерах, направленных на формирование механизма предоставления земельных участков, расположенных на территории <адрес>, основанного на принципе "единого окна" (пункт 1.1 Порядка).

Действие настоящего Порядка распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности Полевского городского округа, а также на земельные участки, расположенные на территории Полевского городского округа, право государственной собственности на которые не разграничено, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес> возложены на органы местного самоуправления (далее - земельные участки) (пункт 1.3).

Указанным порядком установлено, что решение о предоставлении земельного участка принимается Главой Полевского городского округа, после проведения определенных подготовительных действий ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» и иными органами и отделами Администрации Полевского городского округа.

Таким образом, оспариваемое решение принято органом местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» с нарушением компетенции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, законности оспариваемых решений органов местного самоуправления, возлагаются на орган, который принял оспариваемое решение. Ответчиком не представлено доказательств законности принятого решения.

Также подлежат удовлетворению требования Шумовской Т.Н. о признании за ней права на приобретение земельного участка по <адрес>, в <адрес>, в собственность за плату, поскольку наличие ограничений в обороте этого земельного участка не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шумовской <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным отказ ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Шумовской <данные изъяты> земельного участка в собственность за плату

Признать право Шумовской <данные изъяты> на предоставление ей земельного участка, расположенного в <адрес>, в собственность за плату.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий