Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 марта 2010 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего: судьи Гончаровой В.И. при секретаре Обвинцевой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Крашенинникова В.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ по г. Норильску Красноярского края о зачете периода его работы в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, у с т а н о в и л : Крашенинников В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Норильску Красноярского края ( далее УПФ) о зачете времени его работы с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята"по "дата изъята" в должности «тренера» Детско- юношеской спортивной школы ( далее ДЮСШ) города Полевского в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, мотивируя это тем, что работает в образовательных учреждениях с 1980 года, занимаясь педагогической деятельностью, однако при его обращении "дата изъята" к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по выслуге лет он получил отказ по мотивам недостаточности педагогического стажа в связи с исключением вышеуказанных периодов из специального стажа, поскольку, по мнению ответчика, данный период не подлежит зачету по тем основаниям, что должность «тренера» не предусмотрена Списками наименований должностей, работа в которых предоставляет право на досрочную трудовую пенсию В судебном заседании Крашенинников В.Н. заявленные требования и доводы заявления поддержал в полном объеме, при этом суду пояснил, что после окончания Свердловского педагогического института он прибыл на работу в ДЮСШ г. Полевского и с "дата изъята" приступил к работе в качестве тренера. Проработал до "дата изъята", и был призван в армию. По возвращению из армии, он снова устроился работать тренером и работал в период с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята". Статус школы и Управления образования не менялся. Он работал только с детьми школьного возраста. Он выполнял функции тренера -преподавателя, поскольку выполнял учебно-тренировочные и воспитательные функции. У них были журналы, где они писали учебный план, отмечали посещение занятий, выезжали с детьми на соревнования, участвовали в различных сборах, в летний период работал в детских спортивных лагерях. Работа с детьми постоянно носила воспитательный и разъяснительный характер, беседовали с родителями. Они прививали детям теоретические и практические навыки. Оценки не выставлялись, присваивали детям спортивные разряды через Областную ДЮСШ. В 2009году он жил и работал в г. Норильске Красноярского края, полагая, что у него имеется специальный педагогический стаж 25 лет обратился в Пенсионный фонд г. Норильска с заявлением о назначении пенсии. Однако ему не включили в специальный стаж оспариваемый период. Отказ ответчика в зачете периода его работы в должности «тренера» в специальный трудовой стаж считает необоснованным, а поэтому просит решение заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда по г. Норильску от 04. 09. 2009 года отменить и обязать ответчика с учетом оспариваемого периода назначить ему досрочную трудовую пенсию по выслуге лет, с момента возникновения у него права на таковую и обращением за таковой. Считает, что наименование его фактической должности в его трудовой книжке записано было неправильно не по его вине. Списками наименования должностей, работа в которых предоставляет право на получение досрочной пенсии, предусмотрена должность «тренера- преподавателя», кем фактически на протяжении всего отработанного времени в ДЮСШ он и являлся. Кроме того, об этом свидетельствует и начисление ему заработной платы, поскольку в карточке-справке его должность указана как «тренер-преподаватель». Ответчик- представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Норильске Красноярского края в судебное заседание не явился в связи с отдаленностью места жительства, представил письменный отзыв(л.д.47-48), согласно которого иск не признает, просит в удовлетворении исковых требований истца отказать в связи с незаконностью и необоснованностью требований. На основании представленных документов истцу был произведен расчет пенсии, стаж педагогической деятельности составил 22 года 02 месяца 18 дней. Исключен из педагогической деятельности стаж 02 года 11 месяцев 01 день, это оспариваемый истцом период работы в качестве тренера, поскольку Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года должность «тренер» не предусмотрена. В соответствии с нормами действовавшего до 01.01.2002 года Пенсионного законодательства в частности, Согласно Списка профессий и должностей работников образования от 06.09.1991 года №463 и Списка должностей и учреждений от 22.09.1999года №1067 -должность « тренер» не была предусмотрена и соответственно периоды работы в указанной должности не подлежат включению в стаж педагогической деятельности. Третье лицо- представитель Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Полевскому исковые требования Крашенинникова В.Н. не признал, при этом суду пояснил, что у них аналогичная позиция с пенсионным фондом г.Норильска. Списком о наименовании должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной пенсии, а так же действующим классификатором должностей не предусмотрена должность « тренера». Указанными Списками предусмотрена должность »тренер-преподаватель». К ним истец не обращался, у них не имеется никаких документов по его обращению, поэтому они надлежащим истцом по делу не являются. Третье лицо представитель ОМС Управления образования ПГО исковые требования истца поддержал. ДЮСШ является Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования для детей, что закреплено в его Уставе и имеющейся у ДЮСШ лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования для детей, то есть учреждение является детским, где основные штатные работники, каковым истец являлся, осуществляют педагогическую деятельность, работая тренерами- преподавателями. С 01.01.2002 вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии со ст.19 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из материалов дела видно, что истец с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и всеми необходимыми документами (уточняющими справками), обратился к ответчику "дата изъята", то есть после введения в действие с 01.01.2002 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и на день обращения имел необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением № от "дата изъята" ГУ УПФ РФ в городе Норильске (л.д.26-28) Крашенинникову В.Н. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ- 25 лет, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно Диплома(л.д.60) Крашенинников В.Н. в 1980 году окончил педагогический институт по специальности «физическое воспитание». Согласно трудовой книжки(л.д.8-18) истец с "дата изъята" по "дата изъята" работал тренером в ДЮСШ. С "дата изъята" указано был принят в ДЮСШ Гороно тренером-преподавателем и уволен по собственному желанию "дата изъята". Согласно Устава Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная задача»(л.д.19-21) основными задачами учреждения являются : создание условий для развития физической культуры и спорта, привитие обучающимся любви к спорту, потребности в физическом совершенствовании. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 06 до 18 лет. Адаптация подростка к жизни в обществе, укрепление здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, формирование общей культуры и организация содержательного досуга. МОУ дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» прошло государственную аккредитацию по результатам которой ему установлен статус» образовательное учреждение дополнительного образования детей», что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации( л.д. 22). Согласно должностной инструкции тренера -преподавателя МОУ ДОД ДЮСШ(л.д.23-24) основными обязанностями тренера-преподавателя являются : набор учащихся, ведение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой, разрабатывание годовых и месячных учебных планов для своих учащихся, активное участие в деятельности педагогического методического и тренерского советов МОУ ДОД ДЮСШ. Согласно лицевых счетов на начисление заработной платы(л.д.31-35) за 1982, 1985, 1986 годы Крашенинникову В.Н. заработная плата начислялась как «тренеру-преподавателю», «старшему тренеру-преподавателю», в 1980 году как «тренеру». Свидетель Е. суду пояснил, что с истцом знаком по работе, в 80-х годах вместе работали в ДЮСШ. Должность у обоих была «тренер- преподаватель». У него об этом имеется запись в трудовой книжке. Они набирали детей с 3 класса, групп было по 3-4 и вели тренировочный процесс. У них были общеобразовательные программы, подготовка юных спортсменов. Составлялся план обучения, мероприятий, что отражалось в журнале. Так же в журнале отмечалась посещаемость детьми занятий. Тренировки длились по три часа, в зависимости от возраста и шли нагрузки. В весенне-осенний период занимались в спортзале общей физической подготовкой, в зимний период обучали лыжным гонкам. Проводили различные соревнования. Занимались и воспитательной работой с детьми, поскольку необходимо было выделить способного ребенка и развивать в нем далее эти способности. На соревнования приходили родители, много бесед проводили с родителями, поскольку физические нагрузки касались здоровья детей. ДЮСШ это резерв спорта, поэтому с начальной школы они выявляли способности детей и развивали их в спорте. Свидетель Б. суду пояснила, что с истцом они вместе учились в одном институте, она закончила его на год раньше и стала работать в ДЮСШ г.Полевского тренером-преподавателем. Через год к ним в школу пришел Крашенинников В.Н. работать тренером-преподавателем начальной подготовки и среднего звена, тренировал детей. Они решали воспитательные задачи, отвечали за здоровье детей, строили взаимоотношения между детьми, проводили родительские собрания, соревнования, ездили на соревнования, ходили в походы. Фактически они являлись воспитателями, преподавали и теоретические навыки гигиены и техники безопасности. Вели журнал, где отражали календарные и урочные планы занятий, которые впоследствии проверялись завучем, либо директором школы, вся документация сдавалась в Управление образования. Уроки были как в школе, вводная часть урока, теоретические и практически занятия. Чтобы перейти в следующую группу, нужно было сдать тестирование, если его не сдавали, дети оставались на второй год. Согласно п.2 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ Списки и Правила исчисления периодов работы, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Следовательно, законодателем предоставлено право Правительству Российской Федерации утверждать Списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии. Правительство Российской Федерации издало 29.10.2002 года Постановление №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений» с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до "дата изъята" в соответствии с положениями Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.. Это означает, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялся специальный трудовой стаж до "дата изъята". Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, в соответствии со статьей 83 Закона от 20.11.1990 года №340-1 был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»(Список №463), который действовал до "дата изъята", то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 которым также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью (Список №), который применялся для исчисления периодов работы за периоды после "дата изъята". В соответствии с указанными Списками должность «тренер» не была предусмотрена. Согласно указанных норм закона, по отношению к учреждениям дополнительного образования детей правильным названием должности может быть только «тренер- преподаватель». На основании ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» ( в редакции от 7 августа 2000 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. При этом Закон не связывает возможность реализации социальных гарантий и льгот работников образовательных учреждений с организационно- правовыми формами образовательных учреждений, которые в силу п.3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Верховного суда РФ от "дата изъята" о признании недействительным ( незаконным) и не порождающим правовых последствий абз 1 п.2 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей ». В соответствии со ст.4 Закона РФ «Об образовании» задачами законодательства в области образования является разграничение компетенции в области образования, обеспечения и защиты прав граждан на образование, создание правовых гарантий для развития системы образования, определения прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования. Изменение порядка назначения пенсий педагогическим работникам не являлось и не является целью данного законодательства, тем более ухудшения положения граждан на пенсионное обеспечение. Введение пенсий за выслугу лет лицам, занимающимся педагогической деятельностью связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности( для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная, психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а так же с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц. Конституционный суд в своем Постановлении от 03.06.2004 года №11-П указал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Согласно п.9 Постановления Пленума ВС за № 25 от 20.12. 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии « в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ ( п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 п.1 ст. 28 ФЗ), периода работы, необходимо учитывать что вопрос о виде(типе) учреждения, организации, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должны решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании( характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом цели и задач, а так же направленной деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Доводы истца относительно оспариваемого педстажа подтверждены имеющимися в деле доказательствами: копией трудовой книжки, Уставом МОУ дополнительного образования для детей « Детско- юношеской спортивной школы», копией диплома, должностной инструкцией, где основной обязанностью тренера-преподавателя ДЮСШ является осуществление образовательной деятельности, архивной справкой, копиями лицевых счетов, выпиской из приказов о назначении Крашенинникова В.Н. на должности в ДЮСШ, свидетельскими показаниями и другими материалами дел. Судом достоверно установлено, что истец Крашенинников В.Н. в оспариваемый период фактически работал тренером- преподавателем, исходя из выполняемых им педагогических функций и направленности детского образовательного учреждения, предназначенного для воспитания и обучения детей. На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отмены решения заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации гражданами пенсионных прав Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Норильску от 04.09. 2009 года в части отказа истцу во включении в специальный стаж оспариваемого периода его работы в поименованной в его трудовой книжке должности «тренера» ДЮСШ и отказа в назначении и выплаты досрочной пенсии, поскольку право на назначение пенсии за выслугу лет Крашенинникову В.Н. дает именно выполняемая им работа. Руководствуясь ст.ст. 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Крашенинникова В.Н. удовлетворить. Отменить решение комиссии по спорным вопросам Управления пенсионного фонда РФ по г. Норильску Красноярского края от "дата изъята" за № в части оспариваемого периода. Включить в стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии Крашенинникову В.Н. период работы с "дата изъята" по "дата изъята"(2 месяца06 дней), с "дата изъята" по "дата изъята"(07месяцев12 дней), с "дата изъята" по "дата изъята"(2 года 01 день) в должности «тренера» в Детской юношеской спортивной школе <адрес изъят>. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Норильску назначить и выплачивать пенсию Крашенинникову В.Н. с момента его обращения, т.е. с "дата изъята". Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней, с подачей жалобы через Полевской городской суд. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате. Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2010года. Председательствующий:
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования Крашенинникова В.Н. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет, периода его работы в ДЮСШ в качестве поименованной в его трудовой книжке должности «тренера» заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме. Невключение в специальный трудовой стаж Крашенинникова В.Н.. на основании протокола № от "дата изъята" Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Норильске Красноярского края оспариваемого истцом периода работы по мотивам отсутствия таковой должности в Списке наименований должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж, противоречит закону и нарушает право истца на получение досрочной пенсии. ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ в соответствии с законом НАЗНАЧАЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.