о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.



                                             Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2010 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе :

                                  председательствующего судьи Гончаровой ВИ

                                  при секретаре Обвинцевой ОВ            

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гороховой А.А. к Министерству общего и профессионального Образования Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения,

установил:

Горохова А.А. обратилась в суд с иском к Министерству общего и профессионального Образования Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации Полевского городского округа о возложении солидарной обязанности по предоставлению жилого помещения в г.Полевском не ниже установленных социальных норм, мотивируя свои доводы тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья, а также жилья на праве собственности не имеет. В 2008 году она окончила обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Свердловской области «Сухоложское профессиональное училище», однако жилое помещение ей предоставлено не было.

      В судебном заседании истец исковые требования и доводы заявления поддержала в полном объеме и суду пояснила, что с ноября 2003 года, ввиду ее нахождения в социально опасном положении из-за неблагополучной ситуации в семье, она постоянно проживала в МУ «Центра социальной помощи семье и детям г.Полевского», впоследствии переименованным в ГОУСО Центр г.Полевского. В 2005 году ей присвоен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее отец А.В., умер в 2003 году, а ее мать, И.А. по инициативе Центра г.Полевского, выполнявшего функцию государственного опекуна, была лишена родительских прав в отношении ее, на основании решения Полевского городского суда от 2005 года. В связи с отсутствием жилья, в 2005 году она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

      Ответчик- Представитель Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. С иском не согласен, поскольку Министерство общего и профессионального образования Свердловской области не является надлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии с п.1 Постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009года №1631-ПП с 01 января 2010года функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.3 Порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой(попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010года №646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме 229370 тыс. руб. в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

      Ответчик- Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском не согласен, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010года Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Согласно Закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей -сирот выделено 229370 тыс. руб. На сегодняшний день Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года ;646-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является свердловское областное государственное учреждение (СОГУ) «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления МО адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Таким образом, Министерство строительства и архитектуры не обладает полномочиями по распределению жилья детям -сиротам, а обладает полномочиями по приобретению жилья в установленном порядке. В связи с чем, просит отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, так как обеспечение жильем Гороховой А.А. при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.

     Ответчик- Представитель Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу иска указал, что администрация Полевского городского округа вправе заключить договор социального найма с Гороховой А.А. только после передачи приобретенного для Гороховой А.А. жилого помещения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в муниципальную собственность ПГО. С 01 января 2010 года постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009года №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно Порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года №646-ПП, получатель средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -Свердловское областное государственное учреждение « Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» уполномочен на размещение государственного заказа на строительство(приобретение) жилых помещений для детей-сирот и по их результатам заключать государственные контракты на строительство(приобретение) жилых помещений. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, кому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого помещения. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета зачисляются в казну Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Ответчик-Представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, хотя о дне слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом, возражений относительно иска суду не представил.

Ответчик-Представитель Министерства Финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, хотя о дне слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом, возражений относительно иска суду не представил.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения истца, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ ( в редакции 22.08.2004г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Для реализации предусмотренных вышеуказанным законом дополнительных гарантий на жилое помещение необходимо, чтобы заявитель:

-обладал юридическим статусом ребенка-сироты, или ребенка, оставшегося без попечения родителей,

-не имел закрепленного жилого помещения.

-не являлся студентом очного обучения общеобразовательного учреждения и не находился на полном государственном обеспечении.

В соответствии со ст.1 указанного Закона- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

     В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации- Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях…

Закон прямо указывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Главы МО «Город Полевской» от "дата изъята" за (л.д.30) Горохова А.А. определена в детский дом на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что мать лишена родительских прав, отец умер. Данным постановлением за Гороховой А.А. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес изъят>.

Согласно Заключения Комиссии, назначенной Приказом ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа -р от "дата изъята"» от "дата изъята"( л.д.33) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> для проживания непригоден.

Согласно Списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Полевскому городскому округу-Горохова А.А., "дата изъята" стоит в Списке под №11 с "дата изъята". Дата возникновения основания для предоставления жилья-"дата изъята".

Постановлением Главы Полевского городского округа от "дата изъята" утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения в Полевском городском округе. Согласно п.2 Постановления установлена норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма жилых помещений в Полевском городском округе в размере- однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади на одиноко проживающего человека.

Таким образом, в силу закона детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ. Судом установлено, что Горохова А.А. имеет официальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья в <адрес изъят> за ней не имеется, в 2008году она окончила обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Свердловской области «Сухоложское профессиональное училище», последнее место жительства в городе Полевском, поэтому и вопрос о предоставлении жилья дожжен рассматриваться по месту установленного последнего место проживания Гороховой А.А.. Поскольку у Гороховой А.А. не имеется никакого жилья для проживания, ей предоставлена по договору коммерческого найма комната в общежитии по <адрес изъят>.

В соответствии со ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ о том, что государственные(муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно статье 7 Бюджетного кодекса РФ лимит бюджетных обязательств- объем прав в денежном выражении на приятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году. Финансовый год длится с 01 января по 31 декабря (статья 13 БК РФ).

Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 13.11.2009года №1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Закона Свердловской области от 20.11.2009года №960ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» с 2010 годафункции главного распорядителя бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В соответствии со ст.4 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ст.8 указанного закона предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

    В соответствии со ст.12 Конституции РФ, частью 4 статьи 34Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 8 закона Свердловской области от 05.12.1994 года №13 ОЗ»Об Уставе Свердловской области» частью 3 статьи 21 Устава Полевского городского округа, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Кроме того, Постановлением Правительства свердловской области от 20.04.2010года №646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой(попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Согласно указанного Порядка- уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 229370 тыс. руб. в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Согласно Порядка Фонд заключает государственный контракт на долевое строительство(приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные(приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области. На основании приказа Министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные(приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. На этом деятельность исполнительных органов государственной власти свердловской области заканчивается.

Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных )жилых помещений для внеочередников должны быть совершены органами местного самоуправления.

    Согласно ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Жилищные права Гороховой А.А.., как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей нарушены. После окончания пребывания в учебном заведении, она должна была в силу закона вне очереди обеспечена жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Начиная с 2008 года, администрация Полевского городского округа неоднократно обращалась в уполномоченные органы исполнительной власти Свердловской области с вопросом обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в этих Списках указана и Горохова А.А. Необходимо отметить, что в Списке очередников Горохова А.А. состоит с мая 2005 года, а основание для получения возникло "дата изъята".

    Исходя из утвержденного Правительством Свердловской области Порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд полагает необходимым Обязать Министерство Строительства и архитектуры Свердловской области, как распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета приобрести жилое помещение для Гороховой А.А. в городе Полевском не ниже установленных социальных норм(не более 33 кв.м.), зачислить его в казну Свердловской области и передать это жилье в муниципальную собственность Полевского городского округа. Администрации Полевского городского округа после передачи жилья, приобретенного для истицы, предоставить его по договору социального найма с Гороховой А.А.

Доводы Ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что фактически отсутствует спор, поскольку истице при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования будет предоставлено жилье и без судебного решения, по мнению суда несостоятельны, в связи с тем, что жилье данной категории лиц предоставляется ВНЕ очереди, а истица состоит в очереди с 2005 года, с 2008года у нее возникло право на получение жилья по договору социального найма, которое оно до настоящего времени не получила и по мнению суда истекли все разумные сроки для этого. Вместо предусмотренного законом социального жилья ей предоставлена комната по договору коммерческого найма.

Что касается требования истицы к Правительству Свердловской области и Министерству Финансов Свердловской области, по мнению суда, требование заявлено необоснованно, поскольку механизм выделения денежных средств для приобретения жилого помещения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей отработан. Денежные средства выделены, и утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года №646-ПП Порядок предоставления жилья указанной категории лиц на 2010год, а суд не вправе изменить компетенцию исполнительных органов государственной власти, установленную законом, вступившим в законную силу. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области согласно указанного Порядка не является ведомством, на которое возложены функции по предоставлению жилья указанной категории лиц, поэтому не является надлежащим ответчиком по данному иску.

Суд полагает необходимым освободить стороны от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е шил:

Исковые требования Гороховой А.А. удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета, жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм(не более 33 кв.м.) для Гороховой А.А., "дата изъята"года рождения, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Полевского городского округа.

Обязать Администрацию Полевского городского округа Свердловской области заключить с Гороховой А.А. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.

В иске Гороховой А.А.к Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области- отказать.

Стороны от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Полевской городской суд.

    Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

    Мотивированное решение изготовлено 16.06.2010года.

                                          Судья: